Логистический оператор FM Logistic отчитался о результатах работы в России и в мире по итогам финансового года, который закончился 31 марта 2021-го.
Оборот за 2020/21 год составил 1,38 млрд евро, что на 3,6% меньше, чем за прошлый отчетный период. На это снижение повлиял экономический спад, вызванный COVID-19 весной 2020 года, а также изменение валютных курсов в размере 73 млн евро. Данные факторы были частично нивелированы значительным восстановлением деловой активности во второй половине финансового года. Оборот вырос на 1,5% без учета разницы курсов валют.
Прибыль до уплаты процентов и налогов (EBIT) составила 38,8 млн евро, что на 8,7% меньше, чем в прошлом году. Снижение в основном связано с расходами на адаптацию компании к COVID-19 (8,1 млн евро), а также с курсовой разницей в размере 3 млн евро. Таким образом, прибыль EBIT без учета форекс-фактора составила 41,8 млн евро, снизившись на 1,6%.
«В условиях нестабильной экономической ситуации FM Logistic зарекомендовала себя чрезвычайно устойчивой компанией. Доказательством этого является то, что в период с апреля 2020-го по март 2021 года мы подписали новые контракты на сумму 207 млн евро, половина из которых — с компаниями из сегмента электронной коммерции. Усилия наших сотрудников помогли миллионам потребителей получить нужную им продукцию. Мы продолжим укреплять наши позиции в сфере логистики потребительских товаров и розничной торговли, чтобы помочь нашим клиентам реализовать устойчивые стратегии омниканальности», — говорит генеральный директор группы FM Logistic Жан-Кристоф Маше.
Растущий спрос на решения для интернет-торговли и омниканальной системы продаж
Временное закрытие строительных магазинов в 2020 году повысило спрос на омниканальную логистику и логистику электронной коммерции. FM Logistic теперь предоставляет омниканальные решения для 57% клиентов.
Другой движущий механизм — растущая потребность в решениях для городской логистики, таких как микросклады, дарксторы и формат click & collect. В этой области компания продлила контракты с ведущими розничными сетями Carrefour, Intermarchй и Sephora.
Новые большие контракты заключены с международным брендом косметики и средств по уходу за кожей, крупным производителем игрушек, а также несколькими ведущими компаниями электронной коммерции, преимущественно во Франции, Испании и Индии. Продлены ключевые контракты с Mondelеz и Nestlе.
Региональные особенности
Оборот, как и в последние годы, был разделен между Францией (40%) и другими странами (60%).
- Во Франции оборот снизился на 1,9%, до 548 млн евро. Уменьшение объемов продаж в сферах, на которые негативно повлиял COVID-19, было компенсировано более высоким спросом в областях электронной коммерции и розничной торговли продуктами питания.
- Оборот и прибыль увеличились как в Испании, так и в Италии за счет электронной коммерции. Самый быстрый рост был зафиксирован в Испании (+22%), причиной стало продолжающееся развитие подразделения городской логистики Citylogin.
- В Восточной Европе FM Logistic продолжала развивать транспортные услуги. В России оборот подразделения транспорта увеличился на 20%. Филиал в Украине зафиксировал возвращение к показателям прибыли прошлого года, чему способствовало удвоение объемов электронной торговли.
- В Румынии компания продлила пятилетний контракт с одним из крупнейших международных брендов по производству продуктов питания.
- В Центральной Европе FM Logistic заключила 25 новых контрактов, продлила 29 и начала строительство логистической платформы в польских Вискитках, в 10 км от транспортного узла «Солидарность».
- В Азии FM Logistic заключила контракты с крупными компаниями в сфере электронной коммерции, в том числе с Pepperfry, лидером на индийском рынке мебели и товаров для дома, а также с VinShop, одной из крупнейших закупочных организаций Вьетнама (и дочерней компанией One Mount Group).
Работа над устойчивыми цепочками поставок
В 2020/21 финансовом году FM Logistic продолжила создавать более устойчивые цепочки поставок.
В связи с этим компания провела несколько мероприятий, среди которых:
- обучающие кампании по охране труда и технике безопасности более чем в 10 странах;
- предоставление 50 клиентам возможности отслеживания онлайн индикаторов устойчивого развития, в том числе так называемых выбросов парниковых газов третьей категории;
- переход на возобновляемые источники энергии для осуществления складских операций FM Logistic в Центральной Европе;
- проекты по производству водорода путем электролиза воды на двух пилотных логистических объектах в испанском Ильескасе и французском Эскренне (H2Login и H2Hub);
- развитие услуг для ритейлеров и производителей, продающих товары без упаковки, например, в рамках проекта Les marques toutes nues в супермаркетах Franprix в Париже.
Выбросы углекислого газа от складских операций FM Logistic в мире продолжали уменьшаться. Общее снижение в абсолютном выражении с 2018 по 2020 год составило 17%.
Цели на следующий финансовый год
Исходя из текущего отставания в обороте и ожиданий спроса в области омниканальной городской логистики, FM Logistic рассчитывает достичь органического роста оборота в высоком однозначном процентном диапазоне в 2021/22 финансовом году. Это основано на предположении, что ограничения по COVID-19 будут постепенно ослабляться и что обменный курс российского рубля будет в среднем 90 рублей за евро.
Оборот в России в сегменте грузоперевозок вырос на 20%
Компания FM Logistic, которая располагает 816 800 м2 складских площадей, уже является лидером в области складского хранения в России, а теперь активно развивает и транспортную деятельность. Оборот в этом секторе за прошедший финансовый год увеличился на 20%, и его доля в общем финансовом результате достигла 45%.
FM Logistic в России отмечает активное развитие направления e-commerce. Оборот созданного в 2018 году специального подразделения по работе в сегменте электронной коммерции за время своего существования вырос на 300%. Это стало возможным благодаря увеличению клиентской базы (особенно в прошлом финансовом году), внедрению дополнительных сервисов (кол-центра, агрегации служб доставки и др.), а также за счет расширения географии отправок.
В прошлом году компания улучшила систему отслеживания грузов, увеличила частоту грузоперевозок. Также было открыто несколько кросс-доков — теперь их 26 в России. В результате сократились сроки доставки в 20 пунктов назначения в Южном, Центральном, Приволжском и Уральском регионах и на 34% увеличились объемы LTL-перевозок.
В качестве эксперимента между Москвой и Санкт-Петербургом теперь курсируют грузовики-длинномеры. Такие автомобили вмещают 41 поддон вместо 33, как у стандартных полуприцепов, а FM Logistic обеспечивает их 100%-ную загрузку на рейсах в обе стороны.
Компания оказывает услуги грузовых железнодорожных перевозок по России, а также между Вьетнамом и Западной Европой. По таким перевозкам оборот за год вырос на 25%.
В сфере электронной коммерции FM Logistic увеличила свою клиентскую базу вдвое.
«Помимо качественной подготовки заказов мы предлагаем объединение объемов от различных клиентов для обеспечения выгодных условий доставки, взаимодействие с торговыми площадками и сопутствующие услуги, такие как управление кол-центром», — резюмирует управляющий директор по Восточной Европе и кросс-функциональным проектам FM Logistic Кристоф Менивар.
Кроме того, опыт работы на месторождении крупной нефтяной компании позволил FM Logistic получить контракт на хранение с высокой добавленной стоимостью в Ногинске. Наконец, расширено сотрудничество с торговой сетью METRO в Ростове-на-Дону. На этой площадке с сентября 2020 года введена в эксплуатацию холодильная камера, которая позволяет обрабатывать fresh- и ultra-fresh-продукцию.
Справка о компании
FM Logistic основана во Франции в 1967 году. Это независимая семейная компания, которая предоставляет решения для омниканальных цепочек поставок в сфере FMCG, розничной торговли, красоты и косметики, промышленного производства и здравоохранения.
Услуги логистического оператора включают складирование, омниканальный фулфилмент, копакинг, таможенное оформление, внутренние и международные перевозки, а также управление всей цепочкой поставок. FM Logistic работает более чем в 14 странах Европы, Азии и Латинской Америки. В 2020/21 финансовом году оборот компании составил 1,38 млрд евро, а штат сотрудников — 27 200 человек.