Тема привлечения иностранных инвестиций после очередных сообщений об утечке капитала из России приобрела в последнее время особую актуальность. Её всестороннему обсуждению было посвящено и 25-е заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям при председателе правительства (КСИИ), куда входят представители крупнейших иностранных компаний в России. Год назад на заседании КСИИ Владимир Путин лично попросил президента и генерального директора канадской корпорации «Кинросс Голд» Тая Берта (Tye W. Burt) подготовить для него исследование условий работы иностранных горных компаний в России и предложения по радикальному улучшению этих условий на базе зарубежного опыта.
Снова об инвестициях
Выбор на Кинросс Голд выпал не случайно. Компания добывает золото в России с 1995 г. и является единственной среди мировых лидеров отрасли, отважившихся на работу в нашей стране. Она продолжает наращивать добычу, невзирая ни на жестокий климат Чукотки, ни на непостижимое иностранному уму отношение российской бюрократии. Более того, в ближайшие 2 года компания намерена вложить в освоение месторождения «Двойное» $350 млн и $20 млн в поисково-разведочные работы.
На заседании КСИИ 17 сентября Тай Берт передал исследование лично Владимиру Путину, а 18 сентября представил его журналистам и поделился с нами своими впечатлениями от общения с премьером и своими коллегами-членами КСИИ. По оценке главы канадской компании, существующая сейчас пропасть между огромным ресурсным потенциалом России и масштабами его освоения обусловливается низкой привлекательностью для иностранных инвесторов, у которых укоренилось во многом ошибочное представление об условиях работы здесь. Чтобы преодолеть его, Кинросс Голд предлагает в первую очередь пересмотреть законодательство об иностранных инвестициях в стратегические отрасли, повысить защиту прав собственности на разведываемые и разрабатываемые месторождения, принять международную систему классификации запасов и перестроить налоговую систему для горных компаний с обложения выручки на обложение прибыли. Надо отметить, что эти предложения канадцы сформулировали после всесторонних консультаций со своими коллегами. Они, по словам Т. Берта, получили «очень сильную поддержку» всех членов КСИИ.
Владимир Путин также воспринял их «исключительно позитивно» и в качестве примера своего отношения к иностранным инвесторам привел принятое недавно постановление о разрешении для иностранцев иметь не только 10%, а до 25% акций в добыче стратегических минералов, заверив членов КСИИ, что их предложения получат реальную поддержку на высшем уровне российской исполнительной власти.
С точки зрения Т. Берта, реализация представленных предложений сразу бы значительно повысила привлекательность России для иностранных инвесторов. В результате увеличились бы в разы вложения в геологоразведочные работы (до $1,6 млрд), значительно выросли бы вложения в богатые полезными ископаемыми районы Сибири и Дальнего Востока, возникла база для превращения Москвы в международный центр финансирования горнодобывающей промышленности, аналогичный Торонто и Сиднею.
Нет пророка в своем отечестве
Подготовленный канадцами доклад является одним из самых всесторонних исследований бизнес-среды для горных компаний в России. И нет ничего удивительного в том, что он вызвал положительную реакцию Владимира Путина. Хочется надеяться, что его оценка получит подкрепление конкретными делами государственных деятелей более низкого ранга. Потому что, по сути, в исследовании Кинросс Голд для российских горняков нет ничего нового за исключением обзоров канадского и международного опыта. На протяжении многих лет на всех отраслевых конференциях, заседаниях Высшего горного совета было принято множество резолюций и обращений к соответствующим министерствам и ведомствам с предложениями, в частности, изменить систему налогообложения, дифференцировать ставки налога на добычу полезных ископаемых, ввести «сквозные» и «комбинированные лицензии», стимулировать геологоразведку, повысить лимиты для стратегических месторождений золота и меди, ускорить переход на международную систему оценки запасов и т.д. Кое-какие изменения были приняты, однако в целом ситуация в геологоразведке и добыче основных полезных ископаемых продолжала ухудшаться. «В России действует унифицированная и весьма прозрачная система налогообложения, но имеющая выраженный фискальный характер и не дающая почти никаких стимулов для инновационной деятельности и осуществления инвестиций, особенно в крупные капиталоемкие проекты», – отмечал еще три года назад председатель Высшего горного совета Юрий Шафраник.
Ключевым изменениям в систему налогообложения упорно сопротивлялся минфин. Но вот подписывает Роснефть сделку с ExxonMobil о совместной работе на шельфе, и по требованию американцев для этого предприятия уже обещают ввести налогообложение по прибыли. Уже более 5 лет ведутся работы по гармонизации российской системы классификации запасов с международной системой CRIRSCO, и вот, когда работа, наконец, близится к завершению, канадцы пишут, что эта система слишком обща и не принимается инвесторами, работающими на основных биржах для горных компаний (Торонто, Лондон, Сидней, Йоханнесбург). Видимо, и это предложение иностранцев придется принять, иначе проектируемый московский международный финансовый центр никогда не станет таковым для горных компаний.
Более высокая эффективность иностранцев в пробивании бюрократического застоя объясняется не только традиционным, порой неосознаваемым, преклонением россиян перед Западом. В отличие от разрозненных усилий наших довольно многочисленных объединений предпринимателей реального сектора иностранцы, независимо от отраслевой принадлежности, выступают консолидировано и, как показывает исследование Кинросс Голд, выдвигают совместно и тщательно разработанную аргументацию.