С 28 по 30 апреля в
Красноярске и Енисейске прошла XVI
Международная научно-практическая конференция «Логистика - Евразийский мост»
(ЛЕМ-16).
Базовым вузом, непосредственным организатором конференции, выступил Красноярский государственный аграрный университет. Но ее проведению в той или иной мере содействовали свыше пятнадцати учебных учреждений со всего мира, международных центров, ассоциаций и научных организаций. Среди них Сибирский федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Международный центр логистики и Санкт-Петербургский департамент логистики Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики, Европейская логистическая ассоциация, Международный Институт Логистики и многие другие.
День первый. Студенческая наука.
Первый день конференции был посвящен студенческим докладам. Часть из них прошла в очном формате, а часть - в стендовом, то есть тексты докладов были размещены на стенде, и их авторы комментировали участникам конференции их содержание.
В этот же день были подведены итоги Международного конкурса научных работ молодых учёных имени Валерии Ермаковой.
Валерия Евгеньевна Ермакова в 2016 году поступила в аспирантуру Красноярского ГАУ и одновременно стала работать на кафедре логистики. Она не просто зарекомендовала себя как блестящий молодой ученый и преподаватель, но и создала ресурс «Логист - специалист», объединяющий логистов Красноярского края.
В 2018 году Валерия Ермакова трагически погибла в автокатастрофе, а с 2019 года в ее честь стал в рамках ежегодной конференции «Логистика - Евразийский мост» проводится конкурс научных работ молодых логистов.
В этом году в конкурсе имени Валерии Ермаковой приняли участие 56 студентов и 13 магистрантов из разных городов России.
Кроме того, в первый день конференции профессор Российского университета транспорта Пётр Куренков прочитал студентам и практикам лекцию о направлениях инновационного развития российских и международных транспортных коммуникаций.
Закончилась официальная часть первого дня конференции
День второй. Большая наука.
На следующий день состоялось официальное открытие конференции. От имени ректората с приветственным словом выступила проректор по научной работе Красноярского ГАУ Валентина Бопп.
Валентина Бопп открывает конференцию
-- Без знания логистики, без регулирования процессами поставок невозможно конкурировать на рынке, -- отметила она и пожелала участникам конференции продуктивной работы.
Традиционно в конференции наряду с другими иностранными гостями участвуют вице-президент Европейской логистической ассоциации Альфонз Энтони и директор Центра биотехнологии и туризма из Словакии Тоне Хроват. Однако в связи с эпидемиологической обстановкой в мире круг гостей конференции значительно сузился. Постоянные иностранные участники конференции направили своим коллегам приветственные письма. Их зачитал модератор конференции Валерий Лукиных.
Альфонз Энтони, вице-президент Европейской логистической ассоциации:
«Всем доброе утро, ректор, проректор, участники, друзья. Приветствую вас на XVI Международной конференции «Логистика - Евразийский мост». Последние три года принесли значительные изменения в технологическую, социальную и деловую сферы. Мы живём в мире, где всё можно соединить. Традиционные границы товаров и пассажиропотоков исчезли. Сегодня мы можем создавать, управлять и потреблять виртуально и физически любые источники товаров и услуг повсюду. Логистика и управление цепями поставок, как интегратор - это центр революции. Эта революция открыла удивительные возможности для бизнеса и науки...»
Тоне Хроват, директор ГРМ Ново Место -- Центра биотехнологии и туризма, член Государственного совета Республики Словения:
«... Уже второй год из-за пандемии Словения не может лично участвовать на конференции. Мы расстроены этим фактом, но не сдаёмся. В это неспокойное время нам удаётся внедрить знания и технологии в нашу работу, тем самым инвестируя в наше развитие и развитие отношений на новом или даже другом, цифровом уровне...».
Эксперты отмечают, что актуальность тем на конференции «Логистика - Евразийский мост» меняется из года в год. То, что живо обсуждалось ещё пару лет назад, сейчас не привлекает особого внимания со стороны научного сообщества. Акценты в логистике смещаются с одних отраслей на другие. В этом году большое внимание к себе привлёк вопрос цифровизации.
-- Сейчас наступает новая эра цифровизации, которая конечно не обходит логистику стороной. Однако кто будет нести ответственность за принятие логистических решений? Конечно, не машина, а человек. А чтобы человек мог нести эту ответственность он должен понимать алгоритмы, структуры, обладать определёнными компетенциями. Поскольку я не далеко не первый раз участвую в ЛЕМ, я вижу какая великолепная школа у вас сложилась. Хочется пожелать ещё больше молодых талантов и активного роста», - сказал, выступая профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Владимир Ткач.
Серия докладов на конференции была посвящена цифровой эпохе. Профессор Российского университета транспорта (г. Москва) Алексей Некрасов рассказал о проблеме интеллектуальной мобильности грузовых перевозок. Он отметил, что важно найти золотую середину между «цифрой» и реальными процессами.
Его содокладчик и коллега по университету доцент Анна Синицына, развивая тему, отметила, что в условиях пандемии ««цифра» захлестнула нас во всех областях, включая транспорт. Российские железные дороги активно внедряют большое количество цифровых технологий. В Москве появились беспилотные локомотивы, в РЖД открыли департамент квантовых технологий».
-- Мы, как преподаватели, пытаемся привнести то новое, что необходимо студентам для дальнейшего движения в это непростое, стремительно развивающееся цифровое время, - подытожила Анна Сергеевна.
Оптимизация происходит, переводя всё в электронный формат. Он прост, понятен, удобен. Когда мы отправляем друг другу файлы в интернете, они не идут по сетям связи целиком, они делятся на пакеты, и уже в таком стандартизированном виде передаются. Концепция физического интернета предполагает, что по такому же принципу можно организовать и логистику.
Доцент Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Владимир Глинский рассказал участникам конференции о процессе перехода логистики на физический интернет.
-- Физический интернет подразумевает создание еще более развитой филиальной терминальной сетевой системы с наличием не только терминалов-сателлитов и мобильных терминалов с курьерской довозкой, но постаматов, беспилотников всех транспортных мод, пневмотранспорта и прочего. В случае физического интернета требуется создать открытую сеть крупных логистических хабов и распределительных центров, в которых будут находиться наиболее востребованные товары разных производителей, - отметил Владимир Анатольевич.
Доцент Московского государственного технического университета гражданской авиации Ирина Полешкина выступила с сообщением о показателях оценки эффективности организации операционных процессов в грузовом терминале аэропорта.
Участники конференции охватили большой спектр тем, среди которых так же были рассмотрены концепция комплексного механизма повышения эффективности услуг в цепи поставок торговых сетей, исследование цепей поставок на основе сети Петри, различия условий поставок в оптовой торговле и системе государственных закупок и многие другие.
Отметим, в рамках конференции выпущен фундаментальный сборник материалов конференции общим объемом около 500 страниц. В нем опубликованы статьи ученых и практиков, а также аспирантов и студентов из России, Беларуси, Венгрии, Казахстана, ДНР, Китая и Хорватии.
«За два дня конференции мы представили всю палитру актуальных проблем логистики. Один день посвятили студенческим докладам, а во второй послушали выступления людей, занимающихся самыми серьезными вопросами в самом полном комплекте. Участники конференции увидели сущности, категории, главные тенденции и направления современной логистики», - подытожил заведующий кафедрой логистики и маркетинга в АПК Красноярского ГАУ Валерий Лукиных.
День третий. Шаркунок, который может стать символом Енисейской Сибири
Третий день конференции прошел в городе Енисейске. Конечно же были экскурсии городу. Много впечатлений было вынесено при посещении частного музея рубанков. Подумать только в этом музее хранится полторы тысячи рубанков из самых разных уголков мира!
Но главный сюрприз состоялся в местном краеведческим музее. Владимир Глинский, ученый из Санкт-Петербурга, подарил Енисейскому краеведческому музею шаркунка. После этого мы попросили Владимира Анатольевича дать нам комментарий на этот счет.
-- На конференции наш совместный с Юрием Чернухиным доклад был посвящен идее создания этномира в Енисейском макрорегионе.- начал он свой рассказ. - Экономика впечатлений имеет огромный потенциал. Енисейской Сибири нужны символы, пока же таких символов у региона нет, они не определены. Какие образы возникают у иностранцев, детей, когда говорят о России, Сибири?
Матрешка, медведи и так далее. Если подумать о матрешке - это игрушка, которая 100 лет назад стала нашим национальным символом, первоначально являлась японской головоломкой. Сегодня образ матрешки до сих пор активно эксплуатируется, как коммерческий образ, бренд России, как сувенирная продукция.
Вместе с тем в Сибирь вместе с первопроходцами прибыли и игрушки, которые они несли с собой. Они несли с собой культуру связанную с воспитанием детей. Что такое шаркунок? Это обыкновенная погремушка, современным языком если говорить, экологически чистая. Из дерева. Не имеющая никаких инородных соединений. Это один из способов безгвоздевого крепления узлов. Когда при плотницкой или столярной работе оставался остаточный материал в виде щепы, то из него создавались разные изделия культурного назначения. Их полости наполнялись камушками. В результате возникла такая погремушка.
Владимир Глинский вручает шаркунка заместителю директора Енисейского краеведческого музея Татьяне Кузнецовой
Она существовала в простейшем виде. В виде одного простейшего узла. Жизнь этой погремушки было ничтожно мала. Младенцы их уничтожали. Игрушка к началу прошлого века сохранилась только в берестяном исполнении. Первоначальный вид игрушки, связанный с деревянным узлом был утрачен.
Возродил традицию их изготовления мастер Константин Александрович Печинкин из города Шенкурск Архангельской области. В 70-х годах прошлого века его заинтересовала эта игрушка. Выйдя на пенсию, он начал активно сотрудничать с местными краеведами и мастерить шаркунки. В то время я увлекался теорией игр, входил в Международное общество любителей логических игр и головоломок.
Тогда имелся всплеск интереса к головоломке Рубика. Возникла идея, что наша головоломка в исполнении Печинкина может быть столько же привлекательна в финансовом плане. Мы с коллегами думали, что кубик Рубика можно превзойти. Запатентовали множество вариантов совершенствования концепции Рубика. Были получены не только российские, но и международные патенты на эти изделия.
Я лично участвовал в двух конференциях в Варшаве. В рамках этой совместной научно-поисковой работы Печинкин и подарил мне в 1980 году одно из своих изделий. Этой игрушке сейчас ровно 40 лет. Размышляя над новыми туристическими брендами, над новыми образами сибирскими, я подумал, а почему бы не возродить традицию изготовления шаркунков.
Мне кажется, что Енисейской Сибири взамен матрешки нужно искать бренд, и это место может достойно занять шаркунок. Если возвращаться к идее этномира имело смысл передать эту идею именно самому старому городу Красноярского края Енисейску и его краеведческому музею.
Из какого дерева делают шаркунки? На русском европейском севере делали из осины, липы. В Красноярском крае лучшим деревом был бы кедр. Его древесина содержит романтические запахи. Эта особенность может создать местный колорит.
Идея не должна лежать бесконечно долго. Я считаю пора в Сибири возродить эту старую идею первоначально российской игрушки. Поэтому это можно сказать подарок из старого российского поморского Севера Красноярскому краю.
Анастасия ГУБАНОВА, Владимир КРУТИКОВ.
Базовым вузом, непосредственным организатором конференции, выступил Красноярский государственный аграрный университет. Но ее проведению в той или иной мере содействовали свыше пятнадцати учебных учреждений со всего мира, международных центров, ассоциаций и научных организаций. Среди них Сибирский федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Международный центр логистики и Санкт-Петербургский департамент логистики Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики, Европейская логистическая ассоциация, Международный Институт Логистики и многие другие.
День первый. Студенческая наука.
Первый день конференции был посвящен студенческим докладам. Часть из них прошла в очном формате, а часть - в стендовом, то есть тексты докладов были размещены на стенде, и их авторы комментировали участникам конференции их содержание.
В этот же день были подведены итоги Международного конкурса научных работ молодых учёных имени Валерии Ермаковой.
Валерия Евгеньевна Ермакова в 2016 году поступила в аспирантуру Красноярского ГАУ и одновременно стала работать на кафедре логистики. Она не просто зарекомендовала себя как блестящий молодой ученый и преподаватель, но и создала ресурс «Логист - специалист», объединяющий логистов Красноярского края.
В 2018 году Валерия Ермакова трагически погибла в автокатастрофе, а с 2019 года в ее честь стал в рамках ежегодной конференции «Логистика - Евразийский мост» проводится конкурс научных работ молодых логистов.
В этом году в конкурсе имени Валерии Ермаковой приняли участие 56 студентов и 13 магистрантов из разных городов России.
Кроме того, в первый день конференции профессор Российского университета транспорта Пётр Куренков прочитал студентам и практикам лекцию о направлениях инновационного развития российских и международных транспортных коммуникаций.
Закончилась официальная часть первого дня конференции
День второй. Большая наука.
На следующий день состоялось официальное открытие конференции. От имени ректората с приветственным словом выступила проректор по научной работе Красноярского ГАУ Валентина Бопп.
Валентина Бопп открывает конференцию
-- Без знания логистики, без регулирования процессами поставок невозможно конкурировать на рынке, -- отметила она и пожелала участникам конференции продуктивной работы.
Традиционно в конференции наряду с другими иностранными гостями участвуют вице-президент Европейской логистической ассоциации Альфонз Энтони и директор Центра биотехнологии и туризма из Словакии Тоне Хроват. Однако в связи с эпидемиологической обстановкой в мире круг гостей конференции значительно сузился. Постоянные иностранные участники конференции направили своим коллегам приветственные письма. Их зачитал модератор конференции Валерий Лукиных.
Альфонз Энтони, вице-президент Европейской логистической ассоциации:
«Всем доброе утро, ректор, проректор, участники, друзья. Приветствую вас на XVI Международной конференции «Логистика - Евразийский мост». Последние три года принесли значительные изменения в технологическую, социальную и деловую сферы. Мы живём в мире, где всё можно соединить. Традиционные границы товаров и пассажиропотоков исчезли. Сегодня мы можем создавать, управлять и потреблять виртуально и физически любые источники товаров и услуг повсюду. Логистика и управление цепями поставок, как интегратор - это центр революции. Эта революция открыла удивительные возможности для бизнеса и науки...»
Тоне Хроват, директор ГРМ Ново Место -- Центра биотехнологии и туризма, член Государственного совета Республики Словения:
«... Уже второй год из-за пандемии Словения не может лично участвовать на конференции. Мы расстроены этим фактом, но не сдаёмся. В это неспокойное время нам удаётся внедрить знания и технологии в нашу работу, тем самым инвестируя в наше развитие и развитие отношений на новом или даже другом, цифровом уровне...».
Эксперты отмечают, что актуальность тем на конференции «Логистика - Евразийский мост» меняется из года в год. То, что живо обсуждалось ещё пару лет назад, сейчас не привлекает особого внимания со стороны научного сообщества. Акценты в логистике смещаются с одних отраслей на другие. В этом году большое внимание к себе привлёк вопрос цифровизации.
-- Сейчас наступает новая эра цифровизации, которая конечно не обходит логистику стороной. Однако кто будет нести ответственность за принятие логистических решений? Конечно, не машина, а человек. А чтобы человек мог нести эту ответственность он должен понимать алгоритмы, структуры, обладать определёнными компетенциями. Поскольку я не далеко не первый раз участвую в ЛЕМ, я вижу какая великолепная школа у вас сложилась. Хочется пожелать ещё больше молодых талантов и активного роста», - сказал, выступая профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета Владимир Ткач.
Серия докладов на конференции была посвящена цифровой эпохе. Профессор Российского университета транспорта (г. Москва) Алексей Некрасов рассказал о проблеме интеллектуальной мобильности грузовых перевозок. Он отметил, что важно найти золотую середину между «цифрой» и реальными процессами.
Его содокладчик и коллега по университету доцент Анна Синицына, развивая тему, отметила, что в условиях пандемии ««цифра» захлестнула нас во всех областях, включая транспорт. Российские железные дороги активно внедряют большое количество цифровых технологий. В Москве появились беспилотные локомотивы, в РЖД открыли департамент квантовых технологий».
-- Мы, как преподаватели, пытаемся привнести то новое, что необходимо студентам для дальнейшего движения в это непростое, стремительно развивающееся цифровое время, - подытожила Анна Сергеевна.
Оптимизация происходит, переводя всё в электронный формат. Он прост, понятен, удобен. Когда мы отправляем друг другу файлы в интернете, они не идут по сетям связи целиком, они делятся на пакеты, и уже в таком стандартизированном виде передаются. Концепция физического интернета предполагает, что по такому же принципу можно организовать и логистику.
Доцент Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Владимир Глинский рассказал участникам конференции о процессе перехода логистики на физический интернет.
-- Физический интернет подразумевает создание еще более развитой филиальной терминальной сетевой системы с наличием не только терминалов-сателлитов и мобильных терминалов с курьерской довозкой, но постаматов, беспилотников всех транспортных мод, пневмотранспорта и прочего. В случае физического интернета требуется создать открытую сеть крупных логистических хабов и распределительных центров, в которых будут находиться наиболее востребованные товары разных производителей, - отметил Владимир Анатольевич.
Доцент Московского государственного технического университета гражданской авиации Ирина Полешкина выступила с сообщением о показателях оценки эффективности организации операционных процессов в грузовом терминале аэропорта.
Участники конференции охватили большой спектр тем, среди которых так же были рассмотрены концепция комплексного механизма повышения эффективности услуг в цепи поставок торговых сетей, исследование цепей поставок на основе сети Петри, различия условий поставок в оптовой торговле и системе государственных закупок и многие другие.
Отметим, в рамках конференции выпущен фундаментальный сборник материалов конференции общим объемом около 500 страниц. В нем опубликованы статьи ученых и практиков, а также аспирантов и студентов из России, Беларуси, Венгрии, Казахстана, ДНР, Китая и Хорватии.
«За два дня конференции мы представили всю палитру актуальных проблем логистики. Один день посвятили студенческим докладам, а во второй послушали выступления людей, занимающихся самыми серьезными вопросами в самом полном комплекте. Участники конференции увидели сущности, категории, главные тенденции и направления современной логистики», - подытожил заведующий кафедрой логистики и маркетинга в АПК Красноярского ГАУ Валерий Лукиных.
День третий. Шаркунок, который может стать символом Енисейской Сибири
Третий день конференции прошел в городе Енисейске. Конечно же были экскурсии городу. Много впечатлений было вынесено при посещении частного музея рубанков. Подумать только в этом музее хранится полторы тысячи рубанков из самых разных уголков мира!
Но главный сюрприз состоялся в местном краеведческим музее. Владимир Глинский, ученый из Санкт-Петербурга, подарил Енисейскому краеведческому музею шаркунка. После этого мы попросили Владимира Анатольевича дать нам комментарий на этот счет.
-- На конференции наш совместный с Юрием Чернухиным доклад был посвящен идее создания этномира в Енисейском макрорегионе.- начал он свой рассказ. - Экономика впечатлений имеет огромный потенциал. Енисейской Сибири нужны символы, пока же таких символов у региона нет, они не определены. Какие образы возникают у иностранцев, детей, когда говорят о России, Сибири?
Матрешка, медведи и так далее. Если подумать о матрешке - это игрушка, которая 100 лет назад стала нашим национальным символом, первоначально являлась японской головоломкой. Сегодня образ матрешки до сих пор активно эксплуатируется, как коммерческий образ, бренд России, как сувенирная продукция.
Вместе с тем в Сибирь вместе с первопроходцами прибыли и игрушки, которые они несли с собой. Они несли с собой культуру связанную с воспитанием детей. Что такое шаркунок? Это обыкновенная погремушка, современным языком если говорить, экологически чистая. Из дерева. Не имеющая никаких инородных соединений. Это один из способов безгвоздевого крепления узлов. Когда при плотницкой или столярной работе оставался остаточный материал в виде щепы, то из него создавались разные изделия культурного назначения. Их полости наполнялись камушками. В результате возникла такая погремушка.
Владимир Глинский вручает шаркунка заместителю директора Енисейского краеведческого музея Татьяне Кузнецовой
Она существовала в простейшем виде. В виде одного простейшего узла. Жизнь этой погремушки было ничтожно мала. Младенцы их уничтожали. Игрушка к началу прошлого века сохранилась только в берестяном исполнении. Первоначальный вид игрушки, связанный с деревянным узлом был утрачен.
Возродил традицию их изготовления мастер Константин Александрович Печинкин из города Шенкурск Архангельской области. В 70-х годах прошлого века его заинтересовала эта игрушка. Выйдя на пенсию, он начал активно сотрудничать с местными краеведами и мастерить шаркунки. В то время я увлекался теорией игр, входил в Международное общество любителей логических игр и головоломок.
Тогда имелся всплеск интереса к головоломке Рубика. Возникла идея, что наша головоломка в исполнении Печинкина может быть столько же привлекательна в финансовом плане. Мы с коллегами думали, что кубик Рубика можно превзойти. Запатентовали множество вариантов совершенствования концепции Рубика. Были получены не только российские, но и международные патенты на эти изделия.
Я лично участвовал в двух конференциях в Варшаве. В рамках этой совместной научно-поисковой работы Печинкин и подарил мне в 1980 году одно из своих изделий. Этой игрушке сейчас ровно 40 лет. Размышляя над новыми туристическими брендами, над новыми образами сибирскими, я подумал, а почему бы не возродить традицию изготовления шаркунков.
Мне кажется, что Енисейской Сибири взамен матрешки нужно искать бренд, и это место может достойно занять шаркунок. Если возвращаться к идее этномира имело смысл передать эту идею именно самому старому городу Красноярского края Енисейску и его краеведческому музею.
Из какого дерева делают шаркунки? На русском европейском севере делали из осины, липы. В Красноярском крае лучшим деревом был бы кедр. Его древесина содержит романтические запахи. Эта особенность может создать местный колорит.
Идея не должна лежать бесконечно долго. Я считаю пора в Сибири возродить эту старую идею первоначально российской игрушки. Поэтому это можно сказать подарок из старого российского поморского Севера Красноярскому краю.
Анастасия ГУБАНОВА, Владимир КРУТИКОВ.