Оно и понятно: мало кто из любителей спорта сравнится с футбольными болельщиками в любви к своим кумирам, а социальные медиа-платформы: Facebook, Twitter, YouTube, — позволяют торсиде постоянно поддерживать контакт с мастерами кожаного мяча. Уже сегодня такие футбольные гранды, как «Барселона», «Манчестер Юнайтед» и «Реал Мадрид», в совокупности имеют более 43,5 миллиона подписчиков в сети Facebook.
Помимо игр в записи и различных видеороликов, в страницы футбольных грандов в социальных сетях встроены функции электронной коммерции, что дает болельщикам возможность приобрести все что угодно, начиная с билетов и кончая футболками с номерами своих кумиров. Эти приложения приносят неплохую прибыль. Глава SoSocial (агентство социальных сетей, сотрудничающее с футбольными клубами на территории Великобритании) Атир Аль-Салим (Atheer Al-Salim) говорит, что недавно один его приятель «подсел» в сети Facebook на приложение I Am Player, позволяющее фанатам «прожить жизнь звезды профессионального футбола». «За вечер мой приятель потратил таким образом 10 фунтов стерлингов, — говорит Аль-Салим. — Если столько же потратит каждый из 150 тысяч пользователей I Am Player, то в совокупности это составит полтора миллиона фунтов стерлингов».
Игры и сайты социальных сетей — рекламное пространство, которое можно использовать для увеличения объема спонсорских пакетов, продаваемых потенциальным спонсорам. Футбольный клуб «Ливерпуль», например, продвигает своего спонсора — банк Standard — посредством приложения для iPhone и iPad под названием Liverpool Shootout. Кроме того, говорит консультант по социальным сетям Брендан Купер (Brendan Cooper), «футбольные клубы используют LinkedIn для осуществления межкорпоративных коммерческих операций, таких как предоставление офисов для приема гостей».
Футболисты тоже не остаются в стороне от социальных сетевых сервисов. Центральный защитник «Манчестер Юнайтед» Рио Фердинанд, например, предоставил в распоряжение пользователей собственное приложение для мобильных операционных систем Android. Впрочем, для игроков все это может оказаться палкой о двух концах. Так, одноклубник Фердинанда Райан Гиггз обнаружил, что его фотография, имеющая отношение к внебрачным похождениям футболиста и запрещенная к опубликованию в СМИ, была выложена в сети Twitter.
Так или иначе, многим футбольным клубам предстоит еще многое узнать о социальных сетях. «Гранды футбола — серьезные бренды, но их коммерческая деятельность все еще не достигла должного уровня, — считает Аль-Салим. — В сущности, они — предприятия малого и среднего бизнеса. Вместе с тем они имеют важное преимущество перед обычными коммерческими организациями в виде целевой потребительской аудитории, которая просто жаждет попасть в социальные сети. Поэтому можно сказать, что футбольные клубы уже фактически выиграли это сражение за потребителя».
По мнению экспертов, футбольным клубам стоит расширять спектр своих услуг. В этом им пригодятся:
- мобильные сервисы. Хотя многие клубы (и даже отдельные игроки) уже выпустили собственные приложения для смартфонов, все еще есть возможность использовать потенциал мобильных сетей за счет применения географически привязанных сервисов, таких как Foursquare;
- электронная коммерция. Пока футбольные клубы используют технические средства для осуществления электронной коммерции далеко не в полном объеме. Даже «Реал Мадрид» не предоставляет своим болельщикам возможность приобретать фирменную продукцию на сайте Facebook. И ни один футбольный клуб еще не решился пойти по пути компании Dell, заработавшей миллионы, продавая компьютеры через Twitter;
- видеосервисы. Хотя многие футбольные клубы имеют свои собственные телеканалы, есть и другие способы развития данного сегмента рынка. Примером может служить система передачи видео- и цифрового контента Cisco StadiumVision, находящая все большее применение в игровых видах спорта.