Новые возможности продукта связаны как с дальнейшим развитием его
интеграционных возможностей и расширенной поддержкой ключевых отраслевых
стандартов, так и с обеспечением более глубокой и комплексной автоматизации
различных бизнес-процессов управления PKI-инфраструктурой.
Так, в последней версии Avanpost PKI была реализована поддержка «из коробки»
всех операций учета и управления новыми типами ключевых носителей
– накопителями USB-флэш и токенами «Сбера» (Token++; Token++ Light и VPN-key TLS). Отметим, что
поддержка этих типов ключевых носителей пока не была заявлена ни у одного конкурента
компании Аванпост (по информации из открытых источников). Помимо этого, в обновленном
продукте была расширена поддержка линейки токенов и смарт-карт JaCarta, включая
комбинированную JaCarta, содержащую апплеты PKI, ГОСТ и ГОСТ2.
В новом Avanpost PKI к перечню
удостоверяющих центров, на программных комплексах которых можно организовать
выпуск сертификатов, добавились сервисы GlobalSign и CheckPoint ICA. Отметим, что хотя
поддержка CheckPoint ICA уже была реализована
ранее, однако, с изменением самого продукта и появлением в нем новых функций,
данное интеграционное решение было полностью переработано и теперь поддерживает
новый функционал распространения сертификатов и ключей. В свою очередь, поддержка
GlobalSign позволяет встроить взаимодействие с этим известным во всем мире сервисом
сертификации в корпоративные процессы управления инфраструктурой открытых
ключей, – наряду с такими распространенными корпоративными центрами
сертификации, как Microsoft CA или КриптоПро УЦ 2.0. Таким образом, для конечных администраторов и
пользователей был создан единообразный процесс взаимодействия как с локальными
УЦ, так и с облачными сервисами. По имеющейся информации, поддержка данных УЦ также
не заявлена ни у одного конкурента компании Аванпост. Кроме того, специалистами
Аванпост была протестирована и подтверждена полная совместимость Avanpost PKI с криптографическим провайдером КриптоПро CSP 5.0, что дает пользователям уверенность в том, что
обновление того или иного продукта в их инфраструктуре не приведет к
нежелательным последствиям.
Напомним, что начиная с 6 версии Avanpost PKI имеет возможность управлять сертификатами информационных
систем (SSL-сертификаты, технологические сертификаты и т. д.). Однако, если ранее
данный функционал использовался в основном для выпуска и учета сертификатов и
информационных систем, то теперь продукт поддерживает возможность
организации полноценных бизнес-процессов управления сертификатами
информационных систем с вовлечением в них владельцев и администраторов ИС. Данный
функционал, с одной стороны, обеспечивает удобный сервис самообслуживания для владельцев
и администраторов ИС, а с другой – снижает излишнюю нагрузку на сотрудников УЦ за
счет вовлечения в процесс большего числа участников. Встроенный в продукт «движок»
позволяет автоматизировать целый ряд бизнес-процессов. Так, с помощью Avanpost PKI Администратор ИС в «Личном
кабинете» может запросить новый сертификат или отозвать его, а также выгрузить
готовый сертификат из Avanpost PKI (в том числе в формате PFX) для каждой своей ИС.
Например, Avanpost PKI самостоятельно
инициирует процесс перевыпуска сертификата по истечению его срока действия и последовательно
проводит через все его этапы, включая согласование сертификата с ответственными
лицами и оповещение Администратора ИС о готовности. Администратору останется
лишь перейти в свой «Личный кабинет», скачать готовый сертификат и обновить его
непосредственно на сервере соответствующей информационной системы. Подчеркнем,
что подобное объединение функционала в едином решении по управлению
инфраструктурой открытых ключей является уникальным для отечественного рынка.
Аванпост продолжает активно развивать функции взаимодействия с ключевыми
носителями. Теперь Avanpost PKI поддерживает просмотр, контроль и импорт (если это
позволено регламентами и технически поддерживается производителем ключевого
носителя) сертификатов и закрытых ключей непосредственно с подключенных в
контур ключевых носителей с использованием агентской подсистемы – в том
числе и удаленно. Данная возможность будет полезна в целом ряде сценариев
использования продукта: для инвентаризации инфраструктуры открытых ключей при
внедрении Avanpost PKI; актуализации
информации о сертификатах, появляющихся в контуре; при создании базового
функционала для аудита и контроля появления незарегистрированных сертификатов, а
также с целью проверки наличия легитимных сертификатов на ключевых носителях.
Эти функции, по имеющейся открытой информации, также реализованы только в Avanpost PKI.
Теперь в Avanpost PKI реализована
полноценная поддержка аутентификации администраторов и пользователей в
системе по сертификату, включая поддержку аутентификации по сертификатам
ГОСТ. Это гарантирует соответствие требованиям к аутентификации со стороны регуляторов,
а также упрощает организацию юридической применимости действий в системе на
основании факта аутентификации. Наряду с поддержкой сквозной аутентификации, эта
функция будет особенно востребована организациями, полностью отказавшимися от
аутентификации по логинам и паролям и перешедшими на аутентификацию по
сертификатам (прежде всего организациями кредитно-финансовой сферы). Отметим,
что помимо аутентификации пользователей, была реализована аутентификация по
сертификатам агентов Avanpost PKI, что дает дополнительную защиту процесса взаимодействия агента с сервером,
а также позволяет применять агентов в гетерогенных и не доменных
инфраструктурах.
В Avanpost PKI появилась возможность максимально гибко настраивать «динамические»
шаблоны сертификатов. Наличие в Avanpost PKI полноценной информации о сотрудниках, информационных
системах, компаниях и пр., а также динамические шаблоны сертификатов, позволяет
гибкого вычислять их параметры (как и отслеживать сам факт попадания тех или иных
параметров в состав сертификата или запроса). Например, разрешение на доступ к
какой-либо системе, аутентификация в которой осуществляется по сертификату,
позволит автоматически добавить в запрос на сертификат расширение (например, EKU), отвечающее за доступ к данной системе. Кроме того, при формировании
запроса на сертификат, в соответствии с настройками шаблона, администратор
может непосредственно добавить или удалить какие-либо расширения (для которых
это позволено в настройках шаблона сертификата). Данная возможность является основой
для дальнейшей гибкой настройки сложных бизнес-процессов, что, в свою очередь,
делает продукт более адаптивным и лучше учитывает индивидуальные потребности тех
или иных заказчиков.
В Avanpost PKI был добавлен новый модуль – Интеграционный шлюз.
Его задачей является обеспечение потребностей интеграции с Avanpost PKI внешними информационными
системами. На первом этапе были реализованы все функции управления субъектами,
а также основные методы создания запросов на сертификаты (подачи запросов с
запуском процедуры рассмотрения и одобрения) и получения выпущенных
сертификатов. Интеграционный шлюз позволяет создавать на базе Avanpost PKI полнофункциональный инфраструктурный сервис, построить и
полностью автоматизировать процессы выпуска и обновления сертификатов, а также
подключить Avanpost PKI к корпоративной IDM-системе или иному источнику данных о субъектах. Примером такого решения является
организация процессов выпуска сертификатов для систем класса ДБО, где запрос
создается непосредственно клиентом на стороне ДБО, а затем импортируется,
рассматривается и выпускается в Avanpost PKI. Таким образом, Avanpost PKI абстрагирует все внешние системы от особенностей и трудностей реализации
интеграций со всеми видами программных комплексов УЦ, унифицирует процесс
интеграции и при этом остается системой контроля и учета субъектов и объектов
инфраструктуры отрытых ключей. В дальнейшем планируется развивать возможности
Интеграционного шлюза как для управления информационными системами и их
сертификатами (а также создания ACME, Automated Certificate Management Environment), так и для
управления объектами учета – ключевыми носителями и СКЗИ.