1. Рынок сегментируется сильнее и быстрее, чем раньше
Покупатели обратят внимание на магазины «у дома». Желание остаться здоровым — а значит, меньше контактировать с другими покупателями — приведёт покупателей в близлежащие магазины. Те существуют за счёт уникальных предложений: фермерских продуктов, деликатесов, собственной выпечки и другого интересного покупателю ассортимента. И те, кто раньше приходил в федеральные сети, увидят преимущества магазинов «у дома».
Часть покупателей крупных сети сохранят за счёт акций. Системы скидок, бонусов и программ лояльности помогут сохранить самых активных и вовлечённых покупателей.
2.
Федеральные сети станут сильнее конкурировать с независимыми доставками
В условиях больших городов потребители приходят к следующему сценарию:
1. Покупка основной продуктовой корзины на 2–3 недели.
2. Покупка скоропортящихся товаров в ближайших магазинах по мере необходимости.
В таких условиях покупатель может набирать продуктовую корзину либо в магазине федеральной сети, либо в онлайн-доставке. Из-за этого крупные сети и начали принимать онлайн-заказы: это не «новый рынок», это новый формат взаимодействия со старым рынком. И они не привлекли новых покупателей — они удержали старых.
Выиграют те, кто сделает онлайн удобнее. Будущее за онлайном. Ранее оффлайн был предпочтительнее.
Во время карантина жители крупных городов пользовались доставками — и оценили экономию времени. По приблизительным подсчётам, онлайн-супермаркет экономит 2,5–3,5 часа на поход в магазин за крупной корзиной продуктов.
Чтобы доехать до магазина и припарковаться, в Москве покупатели тратят 40–45 минут. После их ждёт очередь — по данным Русопроса Сбермаркета, в очередях гражданин РФ проводит 1,1 года своей жизни — и обратная поездка.
Это критично важное время для всех, кто много работает — они могут провести его с семьёй или отдохнуть, не теряя в качестве жизни.
Этого покупателя
получат магазины с самыми удобными приложениями. А что это будет за магазин —
независимого онлайн-супермаркета или принадлежащий федеральному бренду —
покупателю неважно не так важно. В финале покупатель выберет удобное приложение, в котором будут работать все его бонусы, программы лояльности и скидки.
3.
Развитие магазинов «у дома», которые уже выдержали конкуренцию с федеральными
сетями
Выше я упомянул, что «магазины у дома» получили приток новых покупателей.
Этим магазинам уже есть что предложить. Конкуренцию с федеральными сетями эти магазины уже выдержали. Что они для этого сделали:
· Выстроили лучший сервис: в небольшом магазине проще справляться с «текучкой» и отбирать тех, кто сможет лучше контактировать с клиентами.
· Предлагают уникальную продукцию: фермерские мясо и молоко, товары локальных производителей, собственную выпечку, десерты…
Сейчас, с притоком новых клиентов, осталось показать им эти преимущества.
Советы по удержанию новых покупателей прежние. Не бойтесь гибкости, экспериментируйте с ассортиментом, предлагайте покупателям новинки. Даже неудачные эксперименты не уронят вашу прибыль — но дадут вам то, чего нет у конкурентов федерального уровня.
Выводы
1. Рынок сегментируется.
2. Федеральные сети конкурируют только с онлайн-супермаркетами. Магазины «у дома» стоят в стороне.
3. Для победы в битве за онлайн-покупателя необходимо удобное приложение и работающие в нём программы лояльности.
4. Несмотря на трансформации, магазины «у дома» получили новых покупателей. Теперь им нужно удержать их.