«Будущее российского рынка нефтегазового оборудования и услуг: инновационный путь развития или дорога в никуда?» – этой теме был посвящен Круглый стол экспертов, проведенный 20 сентября в Москве. Союз нефтегазопромышленников России (СНГП), Торгово-промышленная палата РФ совместно с журналом «Нефтегазовая вертикаль» поддержали инициативу международной компании Shell и собрали в гостинице «Ритц Карлтон» представителей органов федеральной и региональной власти, нефтяных, нефтесервисных и машиностроительных компаний и отраслевых объединений.
Открывая дискуссию, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник заявил, что отечественный нефтегазовый комплекс (НГК) является главной базой для инновационного развития России и модернизационного перевооружения её промышленности. НГК – от разведки, добычи, транспортировки, переработки углеводородов и до сбыта готовой продукции – является крупнейшим заказчиком и потребителем широчайшего спектра услуг, оборудования, технологий. Это и средства связи, и строительство производственных объектов, и геофизика, и бурение, и ремонт и т.д. В качестве цели мероприятия Юрий Шафраник объявил предметное обсуждение накопившихся в нефтегазовом сервисе проблем и определение механизмов оживления, перевооружения и инновационного развития отраслей российской экономики, смежных с НГК.
При в целом положительных результатах за последние 10 лет (рост в 2 раза добычи и экспорта нефти) в отрасли накопился целый комплекс проблем. Причем таких, которые должны решаться на уровне правительства и законодательной власти, отраслей нефтегазовой промышленности, машиностроения и отдельных компаний. В качестве наиболее острых председатель Совета СНГП назвал состояние и результаты геологоразведки, запаздывание ввода в эксплуатацию месторождений для трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) и настоятельную необходимость перевооружения нефтесервисных компаний.
Выступивший затем Гарри Брекельманс (Harry Brekelmans), исполнительный вице-президент Shell по России и Каспийскому региону, подчеркнул, что топливно-энергетический комплекс есть и долго будет становым хребтом российской экономики и основным источником доходов государственного бюджета. От имени Shell Г. Брекельманс выразил категорическую готовность компании увеличить капиталовложения в России с целью создания 10–15 тысяч новых рабочих мест в нефтесервисном секторе. По мнению руководителя нидерландско-британской компании, в России сохранился огромный потенциал развития нефтесервисного сектора, однако пока между потенциалом и реальностью огромная пропасть. Преодолеть ее можно только совместными усилиями правительства и отрасли, действуя единой командой. В качестве примеров успешной работы Shell c российскими нефтесервисными компаниями Г. Бринкельманс привел опыт взаимодействия с Сибирской Сервисной компанией и Буринтех.
С точки зрения вице-президента Shell по организации подрядных работ и материально-техническому обеспечению Пола Массая (Paul Massai), сумма в 500 млн долларов год, которую компания сейчас тратит на подряды российских компаний, может быть уже в ближайшее время удвоена. Если сегодня в списке поставщиков Shell 10–15 российских компаний, то в 2012 г. концерн рассчитывает расширить этот список до 50 российских поставщиков. Причем политикой Shell является использование оборудования и услуг российских поставщиков и в других странах (сейчас компания добывает нефть и газ в 90 странах мира), а также содействие экспорту оборудования и услуг её российских поставщиков. С этой целью компания в 2007 г. открыла специальный офис в России.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганов, отметив безрезультатную работу парламентариев с проектом Закона о промышленной политике, призвал представителей бизнеса стать «локомотивом» разработки и продвижения в законодательство мер по введению современных отраслевых стандартов и стимулированию инноваций в нефтесервисе и производстве материалов и оборудования для отрасли. «Бизнес должен быть более энергичен», – подчеркнул депутат Госдумы. В то же время печальный опыт разработки законопроекта о промышленной политике привел В. Драганова к мысли, что в парламенте нового созыва главные усилия надо сосредоточить на «развитии институционального законодательства». По его мнению, только создание системы институтов формирования и реализации интересов бизнеса может обеспечить модернизацию отечественной промышленности.
Тема совершенствования федерального законодательства в той или иной мере затрагивалась практически всеми участниками Круглого стола: от представителей Shell, деликатно подчеркнувших необходимость соблюдения всеми единых «правил игры», до прямой жалобы бывшего председателя Госстандарта СССР Геннадия Воронина на отсутствие государственной политики стандартизации. Юрий Шафраник рекомендовал вернуть в законодательство правило «двух ключей». Но вернуть на принципиально новой основе, учтя прежний опыт, чтобы реально стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства в НГК. Важность роли регионов в освоении малых месторождений подчеркнул в своем выступлении вице-губернатор Тюменской области Владимир Мазур.
В ходе обсуждения был очерчен круг основных проблем и принято решение разработать и направить в правительство специальное письмо с конкретными предложениями по развитию нефтесервиса и машиностроения для НГК.
Подводя итоги дискуссии, председатель Совета СНГП Юрий Шафраник выделил следующие направления совместных усилий бизнеса и государственной власти:
1. Стремиться в 2 раза повысить эффективность деятельности основных компаний по добыче нефти и газа и консолидировать усилия добывающих, нефтесервисных и машиностроительных компаний в модернизации оборудования.
2. Выделять, специализировать и укреплять сервисные направления нефтегазового комплекса (пример: БКЕ, Евразия, ССК).
3. Активно проводить защиту Программы развития основных компаний НГК – лидеров отраслей (Министерство энергетики призвано обеспечить ясность по всем позициям в периоде 3–5 лет и открытость, прозрачность, необходимые для потенциальных подрядчиков).
4. Поддерживать тесные взаимоотношения в связке Заказчик – Подрядчик с перспективой перехода от Контракта к Программе на 3–5 лет и взаимными обязательствами по достижению необходимых договорных параметров (пример: ССК, РН, Новая буровая).
5. Жестко закрепить и четко реализовывать принцип: Российским предприятиям не менее 70% сервисного обслуживания, а по шельфу – не менее 50%.
6. Добиваться открытой конкуренции, состязательности (пример: действия в Нефтеюганске Шлюмберже, БКЕ, ССК, РН-бурение).
7. Внести в законодательство меры финансовой и налоговой поддержки сервисных и машиностроительных предприятий.
8. Обеспечить выход российского сервисного сектора на зарубежные рынки.