Для начала напомним хронологию этой скоропостижной истории: после исполкома РФС в середине декабря глава футбольного союза Александра Дюков дает брифинг, на котором, отвечая на вопросы о формате турнира РПЛ, сказал следующее: «Считаем, что 30 игр на протяжении сезона недостаточно. Тем более матчей с высокой интенсивностью значительно меньше. Нужно находить какие-то новые форматы». Под дедлайном, когда форматы найдутся, в кулуарах называется январь-февраль.
Тогда же, в декабре, президент РПЛ Сергей Прядкин дает интервью Sports.ru, в котором проговаривается о своих предпочтениях по схеме проведения чемпионата: «Я сторонник увеличения количества топовых матчей категории А-А (матчи между 5 лучшими командами предыдущего сезона – Sports.ru). То есть той схемы, при которой клубы разбиты на группы по 12. Я в свое время уже заявлял, что надо сократиться. Как мы раньше изучали в университете Ленина, только наоборот: шаг назад, два вперед. Я это сказал, и меня тут же начали критиковать: у нас большая страна и так далее. Если сокращаться, из нынешних 16 клубов придется 4 убрать. Как вы думаете, если сказать какому-нибудь губернатору, что вы не будете в Премьер-лиге играть, а будете в РПЛ-2, реакция какая последует? Кто-то о таких особенностях не задумывается, а кто-то – думает. Но схема с 24 командами в двух дивизионах была бы идеальна: увеличение количества топовых матчей влечет за собой рост рейтингов и выручки».
То есть существует некая схема, при которой есть РПЛ-1 и РПЛ-2 — выглядит, честно говоря, странно — деление клубов одной лиги на первый и второй сорт, по факту, если система лиг останется прежней, у нас будет аж 4 лиги — две РПЛ, одна ФНЛ и одна ПФЛ, но это не точно, потому что и в других лигах тоже могут захотеть сортово поделиться.
Но перейдем к главному — в чем идея плана, который сейчас обсуждают в Доме футбола? И связано ли это с предстоящим назначением генсека РФС Алаева на пост президента ФНЛ, что было решено в прошлую пятницу — по моей информации, именно Алаева видят человеком, который будет стоять во главе объединенной структуры РПЛ и ФНЛ — то самой «12+12», о которой проговорился Прядкин.
Итак, в чем идея новой РПЛ-1 (документ есть в распоряжении редакции и разработан проект, вероятно, в РФС)?
Есть два варианта, в обоих предусматривается участие на начальной стадии 12 клубов — то есть элитная РПЛ будет состоять из 12 клубов.
Вариант 1 — назовем его «12 = 6+6». Сначала регулярный чемпионат для 12 команд в 2 круга — то есть 22 игровых дня. Далее, во второй части сезона, команды делятся на 2 группы по 6 команд, они играют в 2 круга — 10 игровых дней. Первая группа определяет участников еврокубков, вторая — тех, кто будет бороться за сохранение места в РПЛ. Этот вариант охарактеризован составителями проекта документа как «позволяющий гарантированно максимизировать количество высококонкурентных матчей в рамках предельно допустимого количества игровых дней». Всего при этом варианте — 32 игровых дня.
Вариант 2 — назовем его «12 + плей-офф». Сначала регулярный чемпионат для 12 команд в 2 круга — 22 игровых дня. По итогам первой части сезона определяется, в каком соревновании продолжит участие команда. После первой части участники делятся на 2 турнира плей-офф: в первом принимают участие 8 команд, занявших на первом этапе места с 1 по 8: они в плей-офф навылет определяют чемпиона и участников еврокубков.
Нижние 4 команды (то есть занявшие на первом этапе регулярного чемпионата места с 9 по 12) обьединяются с 4 лучшими командами из нижнего дивизиона для борьбы за право участия в следующем сезоне РПЛ.
Из плюсов этого варианта составители проекта отмечают следующие:
— сокращение количества игровых дней (до 27) позволит командам играть только в благоприятных погодных условиях и только в выходные дни.
— Введение стадии плей-офф, матчи которой могут представлять особую коммерческую ценность.
— Часть матчей с участием команд из низшей половины соревнования «12+12» позволит поддерживать связь между турнирами.
Судьба РПЛ-2, вероятно, в том, чтобы соединить 4 худшие команды из состава РПЛ (формата 16 клубов) и 8 лучших из ФНЛ — итого 12.
Что будет с оставшимися 14 клубами ФНЛ и клубами ПФЛ — вероятно, они сольются в одной лиге (ПФЛ) с ее зонами. То есть условно-объединенная РПЛ-ФНЛ (назовем ее просто — высшая лига) заберет лучших. Остальным достанутся оставшиеся.
Добавим, что в той части документа, которая есть в распоряжении редакции, не прописаны сроки реализации проекта, его цели и задачи, а также ответственные за исполнение.
РБ Спорт