В 2020 году бизнес всех стран, включая Россию, претерпел кардинальные изменения, связанные с пандемией коронавируса. Обанкротились целые отрасли, но, как и при любом кризисе, обозначились новые векторы развития. Одним из них стала франчайзинговая модель бизнеса.
Рынок франшиз в нашей стране уверенно растёт с 2013 года. Пандемия ударила и по нему, но, в отличие от других моделей, он показал удивительную устойчивость. В него пришли компетентные менеджеры, лишившиеся своих компаний — и именно это вселяет оптимизм в экспертов, которые утверждают, что после кризиса рынок франшиз резко вырастет. Инвестиции во франчайзинговый бизнес — это дальновидный ход, но, делая его, важно грамотно выбрать франшизу. Как это сделать? На какие критерии обращать внимание? Расскажем на примере российской сети кофеен самообслуживания HOHORO COFFEE.
Немного о HOHORO
В последние годы ниша кофе-баров перенасытилась, а кризисный 2020-й практически добил её. На смену пришёл вендинг — удобные кофейни самообслуживания с качественными напитками. Выпускник МГУ Ильнар Шамстудинов и выпускник УдГУ Эдварт Зиязетдинов, каждый из которых имел опыт в кофейном бизнесе, воспользовались тенденцией и основали компанию HOHORO COFFEE. В её основе — бизнес-модель, которая помогает партнёрам начать бизнес с нуля.
Созданная в начале 2020-го, компания к концу года открыла больше 250 кофеен самообслуживания HOHORO по всей России и стала признанным лидером в своей области. Она не только продаёт франшизы, но и развивает свою сеть. 70% её партнёров после открытия первой кофейни заказывают вторую и третью, и это — явный успех. Он позволяет с полным правом использовать HOHORO COFFEE как источник критериев выбора франшизы — действительно перспективной, а не «пустышки».
Критерии выбора
Их сравнительно немного, но каждый из них настолько важен, что пренебрежение хотя бы одним из них способно свести на нет успех всего франчайзингового бизнеса.
Состояние рынка
Рынок, к которому относится франшиза, должен быть растущим. Чтобы убедиться в этом, следует изучить статистические данные из прошлого, и чем более отдалённого, тем лучше. В нашей стране таким изучением занимается Росстат. Применительно к рынку кофе ведомство сообщает о том, что за последние 20 лет он увеличился более чем на 500%! Любопытно и другое: за последние 10 лет россияне потребили кофе на 97% больше, чем чая. В 2019 году в нашей стране потребили 180 тыс. т кофе. Такие данные приводит Российская ассоциация чая и кофе.
Имея на руках столь впечатляющие данные, можно констатировать: франшиза HOHORO успешно прошла отбор по критерию состояния рынка. Его следует учитывать при оценке любой другой франшизы из числа тех, что доступны на рынке.
Качество продукта
Создатель франшизы должен заботиться не только и не столько о партнёрах, сколько о потенциальных клиентах — а значит, уделять первоочередное внимание качеству продукта. В представлении большинства людей кофейня самообслуживания — это неэстетичная будка с невкусным напитком. Ильнар и Эдварт сыграли на этом и предложили потребителям принципиально иной продукт — и не ошиблись. В компании HOHORO COFFEE постоянно совершенствуют как сами кофейни, так и кофе в них. Это позволило создателям франшизы завоевать сердца покупателей и открыть точки в 37 городах России (количество актуально на момент написания этой статьи, оно постоянно увеличивается).
Если продукт франшизы, которую вы выбираете, нравится потребителям, знайте: вы сделали второй важный шаг на пути к верному решению.
Управляющая компания
Большое значение имеет управляющая компания, создавшая франшизу. В годы, когда франчайзинговый рынок переживал бурный рост, на нём появилось немало сомнительных личностей, целью которых было лишь одномоментное извлечение прибыли. Ильнар и Эдварт не относятся к их числу. Они стремятся к долгосрочному планированию и открыты в этом стремлении перед своими партнёрами. В свободном доступе находятся данные о сроках окупаемости, доходности, рентабельности кофеен HOHORO. Каждый желающий может получить данные о фактических результатах уже действующих точек.
Если управляющая компания франшизы, на которую вы обратили внимание, открыта и прозрачна по отношению к партнёрам, можете поставить ей очередной плюс. Справедливо и обратное: закрытость компании, труднодоступность данных о франшизе — признаки, которые должны побудить отказаться от неё.
Репутация
Важный фактор — доверие, которое потребители, в первую очередь крупные и известные компании, оказывают франшизе. В перечне HOHORO COFFEE таких партнёров немало. В их числе — Сбербанк, Ростелеком, ВкусВилл, Магнит, Перекрёсток, Строительный Дом «Петрович», многие другие. Заслуживают внимания и известные личности, доверяющие франшизе — например, бывший франчайзи Coffee Like Александр из Йошкар-Олы, открывший за месяц 10 кофеен HOHORO в своём городе.
Чем больше потребителей доверяют франшизе, и чем они известнее, там выше она должна подняться в вашем личном рейтинге при выборе.
Стремление к развитию
Оно, без сомнения — ключ к успеху, особенно в условиях высокой конкуренции, в которых находится весь рынок франшиз. Важно, чтобы управляющая компания постоянно совершенствовала себя и свой продукт, регулярно предлагала потребителям новинки для поддержания их лояльности, не забывала о повышении качества товаров или услуг. Лишь при таком подходе возможен долгосрочный успех компании.
В HOHORO COFFEE понимают важность развития. В компании постоянно предлагают покупателям что-то новое и интересное. Так, сейчас в её инстаграм-аккаунте проходит конкурс, участники которого могут выиграть домашнюю кофемашину, iPhone 12 и даже полноценную кофейню самообслуживания HOHORO.
Всё в ваших руках
Учитывайте каждый из перечисленных критериев, критически оценивайте франшизы, количество которых на рынке постоянно растёт, и активно действуйте, когда будете уверены в правильности выбора. Успех не заставит себя ждать!