3. Раннее детство
Мое детство прошло в Красноярске. Я жил до 9 лет у дедушки и бабушки в деревянном доме по улице Железнодорожников 9, кв. 2. Мои родители жили и работали в школах Канского района и города Канска (школа N 8 и школа-интернат имени Юрия Гагарина). Разумеется, периодически меня возили в Канск, где я жил по несколько месяцев, иногда родители навещали меня в Красноярске.
Ниже мой снимок, который папа сделал, сидя на крыльце дедушкиного дома. Отца давно уже нет в живых, а снимок момента моей жизни остался.
Но все же гораздо больше я проводил детство с дедушкой и бабушкой, которые оказали большое влияние на мое ранее воспитание. Они меня, конечно же, баловали.
Это, вероятно, одна из самых ранних фотографий. Середина июня 1954 года. Мне нет еще и года. Мои дедушка и бабушка по линии матери были из потомственной сибирской семьи. Бабушка рассказывала мне как ее бабушка говорили о их бегстве в Сибирь от крепостного права. Я был их первым и несколько лет единственным внуком.
Дедушка - Орешников Иннокений Прокопьевич (04.12.03 -;21.09.1988).
Бабушка - Орешникова (дев. Леонова) Антонина Антоновна (21.07.10 - 04.01.79).
Они были выходцами из деревни Емельяново, где оставались жить их родственники. Несколько раз они возили меня в Емельяново, где я гостил у прабабушки. Будучи коренными сибиряками мои дедушка и бабушка часто использовали сибирский диалект, который я также знал. Впоследствии благодаря (или из-за) нивелирующей системы советского образования я забыл почти все сибирские слова и выражения, кроме некоторых.
Мои ранние воспоминания связаны с двором, внутри которого была не только дедушкина квартира, но еще почти десять других. Маленький мирок моего детства.
Ну, а летом в осваивал тот же двор на велосипеде.
Дедушка и бабушка были условно православно верующими, т.е. икона висела, иногда они (особенно бабушка) на нее молились. Но не часто и в церковь не ходили. Родители же мои (вот он коммунистический атеизм и советское образование) были атеистами, хотя бы формально. Отец был членом КПСС и одно время работал в комсомоле, тут уж вообще по должности было положено быть атеистом. Он и был им, нисколько не фальшивя.
Из православного прошлого моего раннего детства помню только праздник Пасхи, когда бабушка готовила соответствующее кушание (красные яйца и прочее). Пасха вызывала у меня настроение патриархальности. Коммунистические праздники казались веселее и энергичней. Кстати, к вопросу о православии я еще вернусь позже.
Продолжение следует