С момента распада Советского Союза
украинская экономика находится в глубоком кризисе. Согласно отчётам Всемирного
банка, это единственное европейское государство так и не достигшее по уровням
промышленного производства, валовому внутреннему продукту и состоянию
инфраструктуры показателей 1990 года. В то время как соседи Украины – будь то
на западе, севере или востоке – превзошли эти уровни в несколько раз и на
достигнутом не останавливаются.
Трудовая миграция с Украины имеет
фундаментальные причины социально-экономического характера и достигла рекордных
показателей. Как сообщала Государственная миграционная служба Украины, в 2012
году за границей работало около 1,2 млн украинцев. К 2020 году их число выросло
до 5 млн при 25 млн трудоспособных граждан во всей стране. По данным Росстата,
более 2 млн украинцев живут и работают в России.
Переводы от мигрантов стали финансовым
спасением украинских бюджетов всех уровней и миллионов домохозяйств. Валютный
поток (по данным ЕБРР, $13-15 млрд в год) имеет свои издержки. Он диктует
высокую стоимость жизни на Украине при более чем скромных зарплатах и пенсиях.
Благодаря безвизовому режиму с ЕС трудоустройство в европейских странах с 2017
года стало для многих украинцев доступнее и проще. Однако даже до глобальной
пандемии лёгкость пересечения границ не давала законного права на постоянную
работу в Евросоюзе. Безвизовым пребыванием можно воспользоваться для туризма,
бизнеса, культурных обменов или учёбы, но не для конкуренции за рабочие места с
коренными европейцами.
Жёсткие карантинные меры европейских
государств, рецессия в большинстве стран Евросоюза и новые правила въезда в ЕС
делают положение украинских трудовых мигрантов безрадостным. Вожделенный
безвизовый режим прерван странами ЕС на неопределённый срок, зато определена
его эволюция. С января 2021 года Брюссель внедряет Европейскую систему авторизации
и информации о путешествиях (ETIAS),
согласно нормативам которой все неевропейцы обязаны оплатить оформление
въездного разрешения в ЕС, иметь приглашение от родственников либо гостиничный
ваучер, страховой полис и обратный билет, а главное – подтверждение личной платёжеспособности
из расчёта $40 в сутки.
Нововведённые требования могут отсечь 95%
потока украинских трудовых мигрантов в страны ЕС. По данным пограничной службы
и Государственной службы занятости при Министерстве социальной политики
Украины, более 120 тыс. человек вынужденно вернулись из Евросоюза в марте–июне
текущего года. Вернулись, чтобы убедиться: найти достойную работу в современной
Украине практически невозможно. Программа государственного стимулирования
внутреннего трудоустройства отсутствует, частные предприятия сокращают
персонал, бизнес ограничен низкой платёжеспособностью населения и
бюрократическими препонами. Оставшиеся в Евросоюзе украинцы являются рабочими
второго сорта, первыми кандидатами на кадровую оптимизацию, на обман с выплатой
зарплат, на подозрения по ложным обвинениям. В ближайшем будущем вопрос о
«расставании» с ЕС станет актуальным для миллионов украинских трудящихся.
Перспективы увеличения трудовой миграции с
Украины в Россию связаны со следующими объективными обстоятельствами.
· Трудовые
мигранты с Украины не имеют ни малейшего шанса на европейскую пенсию –
гражданам государств Евразийского экономического союза такая пенсия обеспечена
новым соглашением, вне зависимости от места жительства и работы будущего
пенсионера.
· Трудовые
мигранты с Украины лишены в Европе отпусков, отгулов и больничных. Любые
проблемы со здоровьем в ЕС превращаются в катастрофу для личного бюджета, даже
при лёгком недомогании. В России при официальном трудоустройстве гарантированы
все виды бесплатных медицинских услуг, отпуска и льготы.
· Трудовые
мигранты с Украины не могут рассчитывать на профессиональное обучение в ЕС,
особенно без отрыва от производства. В России такие проекты уже реализуются в
пяти крупнейших городах, причём бесплатно для мигрантов.
· Трудовые
мигранты с Украины сталкиваются в ЕС с дискриминацией по языковому,
религиозному и национальному признаку, с чуждым им менталитетом, с надменным
чиновничеством, с проявлениями бытовой ксенофобии. Возможностей получать государственные
услуги, образование на понятном языке, пользоваться культурной продукцией,
заводить семью и растить детей гораздо больше в России.
Уже второй год действует процедура
упрощённого получения российского гражданства для всех носителей русского языка
– граждане Украины признаются таковыми автоматически, без экзаменов и
собеседований. Статистика красноречива: в 2018 году гражданство РФ получили 270
тыс. украинцев, в 2019-м – 497 тыс. За первые три месяца 2020 года российское
гражданство обрели 108 тыс. украинцев, причём с этого года требование о выходе
из украинского гражданства для получения паспорта РФ отменено.
Одним из очевидных плюсов натурализации в
РФ является доступ к ипотечному кредитованию с выплатой вполне европейских
процентов – от 2% в год. Согласно данным Европейской службы статистики,
собственным жильём в ЕС обладают всего 15% украинских переселенцев (не
мигрантов!).
В России большинство вакансий в
промышленном секторе, на стройках, в сельском хозяйстве и в сфере обслуживания
изначально соответствуют квалификации трудовых мигрантов с Украины. Им нет
необходимости преодолевать языковые барьеры и принимать новые нормы социального
поведения, погружаться в иную культурную матрицу, размывая собственную
идентичность.
Юрий
Гасанов
Специальный корреспондент Группы Компаний «Аксиома» в Калининграде