Обучение
в детском саду не только решает проблему родителей, с кем оставить ребенка на
время работы, но и облегчает процесс адаптации в новой среде. Резкое изменение
привычных условий, вызванное переездом, дезориентирует детей мигрантов, а семья
не всегда может справиться с проблемами интеграции ребенка в общество
принимающей страны, поэтому, чтобы избежать культурной и социальной изоляции,
мигранты стараются устроить ребенка в детский сад.
В
соответствии с российским законодательством иностранные граждане имеют право отдавать детей в местные детсады. Единственная причина, по
которой родителям могут отказать в приеме в учреждение - отсутствие свободных
мест. Чтобы пойти в сад, ребенка необходимо поставить на миграционный учет,
пройти медкомиссию, сделать полис ДМС, после чего родитель может обратиться в
МФЦ, Управление образования или подать заявление в электронном виде через
госуслуги. На практике все оказывается не так просто. Во-первых, записать ребенка в детский
сад можно, только если у него есть регистрация по месту жительства, во-вторых,
даже если ребенок имеет регистрацию, а родители собрали и подали все документы,
предпочтение все равно оказывается россиянам. Детей мигрантов ставят в очередь,
но дожидаться, пока ребенка наконец примут, можно годами.
Упрощенную
процедуру приема и помощь в адаптации детей мигрантов предлагают частные
детские сады, но зачастую стоимость их услуг довольно высока.
Специализируются на обучении мигрантов и
некоторые государственные детские сады. Так, детский сад №147 “Сосенка” в
Тольятти занимается не только детьми граждан РФ, но и принимает иностранных
граждан. Руководство и воспитатели разрабатывают специальные образовательные
программы для детей мигрантов дошкольного возраста и составляют методические
пособия, где консультируют воспитателей по работе с такими учениками. В одной
из таких консультаций работники отметили, что даже если ребенок поступает в детский
сад - это не снимает с родителей обязанности содействовать в адаптации ребенка.
Дошкольное образование и семья идут рука об руку. Поэтому воспитатели стараются
взаимодействовать с родителями для создания общей установки на совместное решение проблем
социальной адаптации. Важный этап в работе с детьми мигрантов - ознакомление и
сравнение национальных особенностей воспитания в России и в стране, из которой
приехала семья. Необходимость этого этапа обусловлена тем, что без глубокого
понимания этнической природы воспитания, социальных ценностей и традиций не
может быть взаимной толерантности всех участников образовательного процесса.
Воспитатели и семья транслируют этнокультурную информацию и способствуют
появлению этнокультурных установок у своих подопечных.
Проблема
адаптации детей мигрантов дошкольного возраста становится все более актуальной
по причине роста потока семейной миграции в Россию. Исследователи этого вопроса
подчеркивают, что детский сад - один из главных институтов первоначальной
социализации, и не стоит отрицать важности данного этапа в становлении личности.
Безусловно, его можно пропустить, если речь идет о кратковременной трудовой
миграции, когда родители берут с собой ребенка лишь на время, но, как
показывает практика, чаще всего иностранные граждане, прибывающие в Россию с
семьей, планируют остаться в стране надолго, поэтому появляется необходимость
позаботиться об адаптации и образовании ребенка в новых условиях.
В
рамках масштабного проекта “Растем в России” в Красногвардейском районе г.
Санкт-Петербурга на базе нескольких детских садов было проведено исследование
социально-культурной и языковой адаптации детей мигрантов. Всех учащихся
мигрантов, принимавших участие в исследовании, можно разделить на две группы:
инофоны и билингвы. Инофоны - те, кто приехал в страну недавно и практически не
владеют русским языком. Такие дети могут не понимать бытовых вещей в силу того,
что дома родители говорят на своем этническом языке, так как сами не знают
русского. В рамках проекта родителям предложено посещать занятия по языку
вместе с детьми. Вторая группа - билингвы. В семьях таких детей говорят на двух
языках, и русский для них является практически родным. Обычно они более
коммуникабельны и лучше интегрированы в общество нежели инофоны. В речи билингв
могут появляться аграмматизмы, но в целом они не вызывают затруднений в
использовании речи, поэтому такие дети не столь остро нуждаются в помощи, так
как им проще адаптироваться благодаря знанию языка. Также проект показал, что
основные сложности интеграции вызваны проблемами социальной и психологической
адаптацией к новой культуре. Чтобы избежать своего рода изоляции детей мигрантов, исследователи предложили
разработку особой программы, которая поможет им, в частности, инофонам,
социализироваться и привыкнуть к новым реалиям.
На
основе проведенных мероприятий выявлено, что занятия с детьми стоит проводить в
группах от 5 до 7 человек. При формировании группы необходимо учитывать возраст ребенка, его способности и уровень владения языком. Это способствует большей активности
на занятиях и вовлечению всех участников в коммуникацию. Для работы с большими
группами инофонов (15-20 человек) специалисты советуют вовлечение в учебный
процесс логопедов и психологов. Подобные групповые занятия значительно ускоряют
и упрощают процесс восприятия информации, обучения языку и навыкам общения со
сверстниками.
Для
поступления в школу дети должны быть хорошо адаптированы, иметь представления о
культуре и традициях страны, в которую они приехали, знать язык. Семья и
принимающее общество оказывают огромное влияние на развитие детей, но часто
случается так, что этнические ценности и нормы семейного воспитания вступают в
острое противоречие с традициями, существующими в стране пребывания. Если не решить эту
проблему вовремя, то личность ребенка может деформироваться, а сам ребенок
рискует стать асоциальным, поэтому нужно подобрать наиболее подходящий и
действенный способ для адаптации, профилактики потенциальных нарушений.
Пребывание
в детском саду учит ребенка общаться со сверстниками, помогает освоить
культурное пространство и особенности быта новой страны, а воспитатели в свою
очередь стараются заложить в своих подопечных правильные жизненные ценности,
нормы поведения в обществе. По этой причине, детский сад можно считать одним из
главных институтов социализации и важным шагом в нелегком пути адаптации как
для ребенка, так и для его родителей-мигрантов.
Александра Близнецова
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»