Татьяна СТАНОВАЯ, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий:
- Главное событие года, с моей точки зрения, - перезагрузка отношений с США. Хотя мы не подписали договор по СНВ, но переговоры идут продуктивно. Если мы сравним этот год по отношениям с США с предыдущими, увидим большой контраст по уровню диалога, спокойный эмоциональный фон. Все это способствует тому, чтобы договор мы все-таки заключили. Важно также, что США отказались от размещения элементов ПРО в Чехии и Польше. Перезагрузка во многом связана со сменой президентов в России и США, но не думаю, что это ключевой фактор. Владимир Путин, несмотря на свою жесткость, прагматик и не мешал бы перезагрузке. Но с Медведевым Америке легче вести разговор, он более понятен в своей стилистике для западного общества.
Также важно, что этот год ознаменовался общественным кризисом сознания в отношении МВД, чему способствовало много событий - история с Евсюковым, Дымовский со своим обращением, к которому присоединились и другие фигуры. И не случайно сейчас Медведев объявил, что будет реформа МВД. Это одна из системных проблем, которая не решалась с советского времени.
Также я бы отметила особый медведевский стиль в кадровой политике. Путин не был склонен отправлять в отставку людей, не справляющихся со своими обязанностями. Медведев выбрал другой стиль - об этом говорит отставка главы московского ГУВД Пронина, серия отставок после пожара в Перми.
И конечно, необходимо отметить провозглашение курса на модернизацию в экономической политике. Пока мало кто в это верит, но заявка сделана очень мощная. Фактически российская власть признала публично, что Россия не может развиваться как сырьевая экономика.
Дмитрий ОРЕШКИН, независимый политолог:
- Первый итог - долгосрочные последствия экономического кризиса. Понятно, что снижается общий уровень доходов населения. Одновременно снижается и риторический пафос политических лидеров, которые говорят не про "подъем с колен", а о том, как выходить из общей сложной ситуации.
Второе - для меня важно, что фактом общественного мнения стало осознание серьезной роли фальсификаций в результатах выборов. Раньше этого осознания не было, впрочем, раньше и фальсификации не носили столь массовый характер.
Третье - это дальнейшее расхождение систем и ценностей президента и премьера.
Четвертое - первые признаки реальной неэффективности модели управления, которая называется вертикалью. Дело в кризисе менеджмента, страна становится слишком сложной и многообразной, ею невозможно управлять из центра, надо делегировать полномочия и ответственность на места, а поскольку ответственность сконцентрирована в центре, то ее и нет на местах. Перед населением бюрократия не отвечает, а начальство всю бюрократию проконтролировать не может. Отсюда системные провалы по всем направлениям - терроризм, политика ЖКХ, состояние арсеналов. Система не функционирует, она не справляется с возрастающим объемом нагрузок. И главная новость этого года в том, что общественное мнение начинает приспосабливаться к мысли, что все не так, как обещали. И я думаю, что в 2010 году осознание этого продолжится.
Георгий САТАРОВ, президент фонда ИНДЕМ:
- Мне кажется, что год был чрезвычайно политически ярким в части фантастических противоречий между словами и делами. Это касается главной функции нынешнего президента - производства слов. В течение года он поражал всех своим демократизмом по части размещения своих слов - и в оппозиционной газете, и на сайтах, и перед депутатами непосредственно в Кремле. А в жизни происходит нечто противоположное тому, о чем он говорит, - менялась Конституция, законы, ограничивалась независимость суда.
Также произошел качественный скачок в проблемах безопасности граждан. Раньше опасность, исходящая от правоохранительных органов, носила массовый характер, например могли избить демонстрантов. А теперь она носит стихийный характер. Если ты живешь в России, у тебя есть риск быть изнасилованным, задавленным, убитым, и опасность исходит от правоохранительных органов. Это, наверное, главное «достижение» уходящего года. И все это следствие фантастической неработоспособности вертикали, которую строил Путин и на которой они с Медведевым оба повисли.
Это и есть главный кризис в стране. Кризис неуправляемости. Он будет усугубляться, и можно достаточной веско предполагать, что это будет главный фактор роста нестабильности в России.
Иосиф ДИСКИН, сопредседатель Совета по национальной стратегии:
- Я вместе с народом считаю, что кризис был самым важным событием 2009 года. Это показывают соцопросы, и я согласен с этим. Это была точка отсчета, по которой все оценивается.
Экономика хотя и прогнулась, но не сломалась. Те элементы, которые жили на здоровой рыночной основе, показали свою жизнеспособность, включая сельское хозяйство, которое активно поднимается. Страна была вынуждена в экстренном порядке решать вопрос создания финансовой системы. И я считаю абсолютно необходимым отдать должное Центробанку. Я много их критиковал, но очевидно, что их действия помогли финансовой системе выстоять. Впрочем, одновременно стало понятно, что в условиях кризиса наш экономический блок не смог адекватно ответить на некоторые вызовы. Я говорю об избирательной поддержке предприятий и о том, что помощь доходила медленно и по неясным критериям. Хотя социальную функцию правительство выполнило даже избыточно. В итоге у нас экономика пострадала очень сильно, но граждане пострадали менее всего из стран с сопоставимым уровнем развития. Например, по сравнению с Бразилией - там экономика получше, а граждане пострадали больше.
Важно также, что президент продвинулся достаточно сильно в реформировании политической системы: упрощена система участия в выборах и выдвижения кандидатур в губернаторы, внесено много интересных инициатив, ужесточен контроль за процедурами выборов. А еще президент завершил правовое регулирование проблем коррупции, теперь дело за правоприменительной практикой.
Источник: Время новостей.