За время
пандемии коронавируса проблемы трудовой миграции в России приобрели особую
значимость. Преимущественно в центре внимания СМИ оказываются сюжеты, связанные
с правовым и социально-бытовым положением временно пребывающих в стране
иностранных граждан. Между тем, для полного представления об их жизни, важно
понимать, как развиваются культурные практики данной категории населения,
формирующие повседневный досуг и являющиеся важным этапом социализации.
Ряд
заключений можно сделать на обывательском уровне, на основе личных наблюдений.
Приоритет иностранных рабочих очевиден. В стремлении заработать они
минимизируют траты на свои основные потребности и делают выбор в пользу
коллективизма и интеграции в земляческо-родственные сообщества.
Совместное
проживание может как замыкать внерабочее время трудовых мигрантов, так и
расширять за счет вовлечения в досуг более опытных соотечественников, давно
приехавших в Россию. Интересы этой группы выходят за пределы национальных
мероприятий и связаны преимущественно с универсальной массовой культурой.
Вероятность встретить представителей миграционных когорт в театре или музее, даже в Москве и
Санкт-Петербурге, мала, однако кино и торговые центры они посещают наравне с
местными жителями, что можно объяснить отсутствием строгих норм поведения.
Отчасти по той же причине популярностью пользуются общегородские праздники,
когда можно забыть о различиях, слившись с толпой.
Распространен отдых под
открытым небом, особенно пикники, специфику проведения которых мигранты
перенимают у «коренных жителей» во всем мире. Как и россияне, выходцы из
Центральной Азии готовят в московских парках шашлык на мангалах и спорят с
контрольными органами. В Вестпарке в
Мюнхене иностранцы, как и компании немцев, жарят мясо на углях на берегу пруда.
На площади Накш-э Джахан в Исфахане по соседству
с иранцами собираются на чаепитие афганские студенты. Походы по Национальному парку Чешская Швейцария совершают
семьи мигрантов из Украины и Китая.
Значение организованного
досуга для приезжих рабочих в России, как формы адаптации и межкультурного
общения с местным населением, специалисты оценивают скептически. Профессора
Высшей школы государственного управления Балаковского филиала РАНХиГС доктор
социологических наук К. Мокин и доктор социологических наук Н. Барышная наравне
с «нулевыми интеграционными усилиями» общественных организаций отмечают и некомпетентность
муниципальных органов.
По мнению руководителя
Группы исследований миграции и этничности Е. Варшавера, главная проблема
инициатив заключается в непонимании того, как установить контакт с трудовыми
мигрантами, выключенными из общественной жизни. Данный процесс требует большой
отдачи – постоянного изучения района и налаживания связей индивидуально с представителями
всех групп жителей.
Роль
национально-культурных организаций и автономий (НКО, НКА) в этой сфере крайне
незначительна. Таковы данные полевого исследования жизни приезжих из Киргизии,
Таджикистана и Узбекистана в Томске в рамках проекта «Использование и создание
мигрантами городской инфраструктуры сибирских региональных столиц»,
проведенного во второй половине 2018 г. Исходя из материалов интервью и анкет,
большинство (71%) предпочитают домашний отдых, а в выходные дни чаще всего
(66%) заняты бытовыми делами. Лишь четверть респондентов посещает мечети и
проводимые НКО и НКА праздники, самый популярный из которых – «Навруз». При
этом 68,3% опрошенных вообще не ходят на подобные мероприятия из-за отсутствия
времени и недостаточной информированности. Одновременно исследование выявило
весьма активное использование мигрантами для общения и знакомств социальных
сетей (68%), что свидетельствует о выборе «закрытого» досуга.
Как результат, центром
культурной жизни мигрантов выступают кафе, причем не обязательно национальные.
Как полагает Е. Варшавер, изучивший в 2014-2015 гг. жизнедеятельность 80 таких
точек в Москве, кафе – это зона отдыха и общения иностранных рабочих, удобная
ввиду близости к месту трудоустройства. У мигрантов из Киргизии в столице и
вовсе сложилась целая сеть развлекательных моноэтнических заведений с клубами и
дискотеками, которую Е. Варшавер определяет, как «Киргизтаун».
Особым местом культурного взаимодействия мигрантов являются рынки. По убеждению
доктора исторических наук, профессора Иркутского
государственного университета В. Дятлова – это не только территория национального многообразия, где
происходит «взаимное привыкание», но и пространство особой инфраструктуры
сервиса и развлечений. Вокруг нее постепенно формируются размытые этнические
кластеры.
Как считает доктор
политических наук, профессор кафедры философии Самарского государственного
технического университета Н. Мухаметшина, трудовые мигранты сохраняют
национальные традиции в повседневной жизни, начиная с внутреннего декора дома и заканчивая исполнением народных песен. При
этом они не склонны к изоляционизму. Их восприимчивость к культуре России и
уровень общей интеграции достаточно высоки, на что указывают результаты
интервью с имеющими статус российского
гражданства представителями кавказских (азербайджанцы, армяне, грузины) и азиатских (киргизы, таджики, узбеки) народов,
проживающими на территории Самары и Самарской области.
В
определенной мере итоги исследований, свидетельствующие о безразличных
взаимоотношениях между местными и мигрантами, лишают проблему культурного
обмена остроты. Тем не менее, в России развивается организованный досуг,
нацеленный на взаимодействие жителей разного происхождения и миграционного
статуса. Внедряются такие программы, как «Интеркультурный футбол», «Кулинарные
мастер-классы», «Живая библиотека». Литературный клуб «Московские напевы»,
объединяющий мигрантов, которые занимаются прозой и поэзией, проводит
фестивали, конкурсы, семинары, выпускает сборники.
Тема досуга трудовых мигрантов в РФ мало изучена. Зачастую не имея
доступа к развлечениям, помимо массовой культуры, иностранные рабочие
предпочитают проводить время дома, что затрудняет их социализацию. При этом,
многие заинтересованы в изучении традиций принимающей страны и обретении здесь
дружеских контактов. Необходимо расширение простых государственных и
общественных программ, демонстрирующих, что российский город предлагает не
только комфорт и возможность заработать. Российский город – это научный,
образовательный центр, где духовные нужды не всегда противоречат материальному
благополучию человека. Кроме того, представляется важным общепонятное изложение
в СМИ результатов исследовательских проектов, объектом которых является
повседневная жизнь мигрантов. Распространение этой информации позволит
преодолеть утвердившийся обезличенный
образ иностранного рабочего.
Дмитрий Исповедников
Обозреватель Консалтинговой Группы «Good Life Consulting»