Глава государства исследовал инвестиционные программы акционерных обществ с государственным участием и пришел к выводу, что компании вкладывают деньги не по назначению. И распорядился покончить с подобной практикой.
Год глава государства завершил седьмым по счету заседанием созданной им в мае комиссии по модернизации экономики. Дмитрий Медведев вызвал на ковер глав госкомпаний с отчетом за инвестиционные программы. Президент решил уточнить, сколько денег тратят на инновации.
Заседание провели в головном офисе «Газпрома» на улице Наметкина. Приезд главы государства доставил немало неудобств работникам компании, оставшимся без новогодних подарков: в этот день в офис с огромными пакетами не пускали.
Медведев, попавший в некогда родные стены, пустился в воспоминания. «Как давно я не сидел в этом кресле, уже два года», – приветливо произнес он, усаживаясь за огромным овальным столом в зале заседаний основного корпуса. «Так и хочется поговорить об инвестиционной программе «Газпрома», Украину вспомнить», – иронично-ностальгически заметил он. Вообще острил на пятничном заседании президент довольно много.
Главный посыл его вступительного слова был таков. Компании выделяют на собственные программы развития свыше 2 трлн. руб., а инновации по-прежнему не развиваются. Глава государства решил, что денег на них надо выделять больше. И, не откладывая на потом, дал поручение чиновникам правительства, состоящим в советах директоров этих корпораций, продвигать решения об увеличении средств на инвестиционные программы. «Нужно менять идеологию и психологию ведения бизнеса в современных условиях. По этому вопросу надо работать, и хватит спать!» – возмутился глава государства. Экспансивное замечание президента даже разбудило одного из участников заседания, который нечаянно прикорнул, склонившись в сторону соседа.
Медведев продолжил развитие своей мысли: «Госкомпаниям нужно вкладывать средства в технологии, которые завтра будут их конкурентным преимуществом и обеспечат крупнейшим отечественным компаниям лидирующие позиции на глобальных рынках».
Правда, министр экономического развития Эльвира Набиуллина объяснила, что одним увеличением инвестиционных программ делу не поможешь. Проблема в том, что под программами научно-исследовательских разработок, так называемых НИОКР, госкомпании подразумевают все, что угодно, только не инновации. «У нас сейчас наиболее распространенные типы НИОКР в компаниях – это доработка и адаптация технологий, закупаемых за рубежом, для российских условий, а также разработка специфичного для компаний программного обеспечения и отдельно улучшения существующих на предприятии технологий», – заявила министр. «То, что у наших госкомпаний учитывается как НИОКР, в большинстве случаев не более чем инвестпрограммы, направленные на модернизацию», – добавила она. «То есть дырки там всякие латаем, а называем это НИОКР?» – рассердился Медведев. И предложил заслушать представителей компаний.
Руководители госкомпаний фактически подтвердили самые страшные догадки президента. Глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов принялся рассказывать, какие проекты реализует его компания. К примеру, он рассказал о том, что «Ростехнологии» совместно с компанией «Скартел» развивают в России под брендом Yota сеть WiMAX, предоставляющую беспроводной доступ в Интернет по стандарту связи четвертого поколения (4G). Госкорпорации принадлежит блокирующий пакет (25,1%) акций кипрской WiMAX Holding Ltd.
Чемезов достал из кармана телефон, поддерживающий связь 4G, и заявил, что уже скоро такие аппараты поступят в продажу. «Компания разным начальникам уже все это раздавала. Она работает на самом деле, но пока в центре Москвы, а по окраинам, по местам типа Рублевки, не работает», – съязвил президент. Чемезов, несколько смутившись, сознался, что телефон работает пока только в центре столицы. Причина тому – сложности в согласованиях с ФСО. «Хорошо, я нажму», – пообещал Медведев. Чемезов также сообщил, что «Ростехнологии» наладили производство светодиодных лампочек. В будущем они должны будут заменить обычные.
Заслушав доклад главы «Ростехнологий», Медведев сделал вывод, что компания занимается лишь тем, что пытается создать российские аналоги уже придуманных в мире продуктов и совершенно не занимается созданием инновационных вещей, еще не существующих в природе. «Руководство государственных компаний должно развивать инновационные технологии, чтобы производить современные виды продукции», – заявил Медведев, указав рукой в сторону Чемезова. «Нам нужны именно прорывные технологии, новые решения. Нужно вести раздельный учет (обычных и инновационных технологий)», – сказал глава государства.
«Хорошо, что мы их (энергосберегающие лампы) будем производить. Нам нужно это делать. Мы решили отказаться от ламп накаливания. Нам нужно строить заводы по их производству. Но это не инновации, коллеги. Это просто производство современных, нужных нам видов продукции», – с сожалением произнес Медведев. Слова президента, судя по всему, задели Чемезова за живое, он попытался что-то сказать. «Вы еще не закончили?» – удивился глава государства. «Я хочу ответить на вашу реплику», – смущенно взглянул Чемезов на Медведева. «Это не реплика уже, а приговор. Реплики у вас. А то, что я говорю, в граните отливается», – резко ответил Медведев. Впрочем, приговор прозвучал в адрес всех участников заседания. Глава государства очень четко дал понять руководителям госкомпаний, что главный стимул для занятий инновациями – продление их трудовых контрактов на следующий год. В течение заседания он несколько раз возвращал присутствующих к этой мысли.
Источник: Независимая Газета.