Институт опасного производственного объекта (далее – ОПО) занимает не последнее место в системе средств охраны и защиты окружающей природы и общества. Он подпадает под действие экологического права, цель которого защита природы и её элементов. Законное регулирование находит своё выражение в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Этот же акт предусматривает возможность применения иных ФЗ, принятых в соответствии с ним, но на практике они отсутствуют. Однако, как уже было сказано, такая возможность присутствует.
Надо заметить, что только часть всех предприятий и их структурных подразделений законодатель относит к ОПО. В Приложении к нему такие объекты перечислены, их два. Чуть ниже они будут раскрыты.
Правотворец обязует руководителей предприятий регистрировать свои здания. Всю эту процедуру регламентирует Правительство РФ путем издания своих актов. Отдельные положения регулирует Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. По не раскрытым Правительством и Федеральным законом вопросам издаются Приказы. Эта же Служба ответственна и за ведение реестра. Он государственный.
Нормативно-правовое регулирование
ОПО раскрывается в ряде законов и подзаконных актах. Как уже было упомянуто, во главе системы источников стоит Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ, который регулирует международные договоры, указы Президента РФ, другие федеральные законы, которые соответствуют положениям этого закона, акты Правительства РФ.
Конечно, международные соглашения, ратифицированные Россией, имеют большую юридическую силу, чем национальное законодательство. Поэтому в случае коллизии по одним и тем же вопросам будет применяться договоры. Надо отметить, что все другие договоры не применяются.
Классификация
Классификация весьма проста, и система основана только на одном критерии. Она закреплена в пункте 3 статьи 2 Закона. Таким образом, есть только четыре вида ОПО. Основанием деления будет являться опасность самого объекта. Учитывается возможность аварий. Из-за которых могут возникнуть негативные последствия. Есть чрезвычайно высокой, просто высокой, менее высокой (средней) и самой низкой опасности. Расчет идет с первого по четвертый, с самого высокого по самый низкий.
Более детальная регламентация и пояснения, какие здания могут быть отнесены к ОПО раскрываются в приложениях к ФЗ (Приложения 1 и 2). В частности под ОПО понимаются предприятия, цехи, где получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении к Закону количествах опасные вещества следующих видов: токсичные, воспламеняющиеся, горючие и т.п. А также производятся иные действия, которые могут нанести вред окружающей среде.
Идентификация ОПО
Во-первых, это процедура или, как его еще называют, это процесс. Т.е. совокупность последовательных действий.
Во-вторых, у него есть много целей. Они все раскрываются в приказах и иных соответствующих актах.
В-третьих, главная цель – нахождение всех негативных свойств.
В-четвертых, она проводится не посторонними лицами, а только самой организацией.
В-пятых, происходит присвоение класса (первая, вторая, третья или четвертая). Оно основывается на предоставленной информации.
Как уже было сказано, целей множество. Но главной целью является нахождение всех негативных свойств. Так и происходит данная процедура.
Процесс идентификации
Для проведения идентификации часто прибегают к помощи специалистов, однако есть возможность и закон этого не запрещает пройти всю процедуру самому. Перед началом работы нужно сконцентрироваться и быть внимательным. От этого зависит достоверность полученной информации, выводов, основанных на ней, и итогового результата.
Список необходимых документов
Этот перечень приводится в том же приказе. Он весьма обширен, включает в себя множество документов, которые раскрывают все вопросы и дают точную характеристику. Их около десяти. Их всех надо заполнить самим и принести в соответствующий орган. При недостаче или неверном заполнении могут отказать и вернуть их. Обычно это происходит в течение пяти дней. Хотя возможно подача не только в письменном формате, но и в электронном виде. Можно подать через почтовые службы или отнести лично в управление. Более подробно о них указано в акте.
Обязанности юридического лица
Такие обязанности возлагаются на юридических лиц и её работников. Обязанности физических лиц будут рассмотрены в другом разделе. Этот перечень весьма обширен. Сюда включается более двадцати императивов. Рассмотрим некоторые и обобщим их. Таким образом, организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:
1) следовать всем предписаниям, установленным законом;
2) обучать своих работников технике безопасности, производить повышение квалификации;
3) не допускать вход и нахождение третьих лиц на территории ОПО
4) производить тщательный отбор работников по установленным правом критериям: наличие соответствующего образования и отсутствие медицинских противопоказаний для работы на ОПО;
5) иметь лицензию на осуществление соответствующей лицензируемой деятельности;
6) издавать собственные локальные нормативные акты по отдельным вопросам;
7) иметь и сохранять в надлежащем состоянии и качестве все используемые при эксплуатации технические средства и устройства;
8) заключить соглашение о страховании, объектом которого является гражданская ответственность;
9) соблюдать технику безопасности;
10) осуществлять контроль за деятельностью ОПО;
11) подчиняться требованиям и указам Ростехнадзора;
12) в разумный срок устранять последствия аварий и иных катастроф техногенного характера и свойства;
13) уведомлять соответствующий государственный орган обо всех чрезвычайных ситуациях;
14) считать численность произошедших на границе объекта катастроф;
15) и многие другие.
Обязанности индивидов
Как уже было вышеуказано, обязанности при эксплуатации ОПО накладываются не только на само предприятие. Они возникают у отдельных личностей, с которыми заключается трудовой договор. Эти обязанности вытекают из обязанностей юридического лица и имеют второстепенный и дополнительный характер. Таким образом, работники ОПО обязаны:
1) руководствоваться актам закона и локальным нормативным актам ОПО;
2) устранять последствия аварий и иных катастроф;
3) уведомлять вышестоящего лица о произошедшем немедленно;
4) быть пригодным для работы на ОПО и пройти все необходимые испытания.
5) осуществлять работы по устранения причин аварии и её негативных проявлений.
Что не относится к рассматриваемому объекту
Изначально законодатель приводил только один объект – объекты электросетевого хозяйства, подпадающие под критерии, указанные им. Однако летом 2016 года были внесены соответствующие поправки в закон. Теперь любой такой объект без ограничений мог быть исключен из реестра ОПО.
Таким образом, законодатель устанавливает правило регистрации ОПО в соответствующем списке, который ведется властью Российской Федерации. И определяются обязанности лиц, ответственных за работу на ОПО.
По материалам GSL News