Сложная
экономическая ситуация в мире, происходящая последние несколько лет, становится
причиной развития миграционных тенденций, направленных на регулирование потоков
рабочей силы и организацию необходимых мероприятий. При этом каждое государство
разрабатывает собственную стратегию по работе с иностранными гражданами,
которые приезжают в страну на заработки. Миграционная политика занимается
несколькими вопросами, среди которых контроль въезда иностранных работников, их
учет, организация легального трудоустройства, лишение и получение гражданства.
За последние десятилетия миграционная политика стран первого мира сильно
ужесточилась, главной причиной стали террористические атаки в начале 2000-х.
Несмотря
на то, что власти осознают, какую роль играют мигранты в экономике страны,
стратегия, которую они выбирают, не всегда оказывается верной. Основная
проблема для государства в этом вопросе - найти баланс между интересами
свободного рынка и национальной безопасностью. В условиях глобализации спрос на
дешевый неконтролируемый законодательно труд очень высок, одновременно с этим
миграционная политика больше внимания уделяет контролю границ и депортации
нелегальных работников. Выходит, государство борется не с причиной, а со
следствием, так как в этих условиях миллионы мигрантов сталкиваются с проблемой
того, что в стране, которая привлекла их возможностями трудоустройства и более
высокой зарплатой, они не могут найти легальную работу. Как результат, рост
нелегальной миграции и трудоустройства, которые выгодны для экономики страны.
Мигранты, которые не работают официально, - гибкая и дешевая рабочая сила, они
готовы трудиться в любых условиях и не могут заявить о нарушении своих прав.
Спрос
на дешевую рабочую силу есть, но большинство государств продолжает придерживаться
модели стратифицированного въезда. Эта модель подразумевает запрет на въезд
“нежелательных” работников, привлечение более квалифицированных мигрантов и
введение ограничений на семейную миграцию. Это порождает классовое неравенство
среди иностранных граждан в принимающей их стране. Ученые, профессора,
бизнесмены имеют множество привилегий, а мигранты, которые занимают менее
престижные должности (например, уборщики, работники сферы услуг, медсестры,
сиделки) не всегда могут рассчитывать на полное соблюдение их прав и свобод. Но
в наихудшем положении, как раз, оказываются мигранты-нелегалы. Именно они
являются наиболее уязвимой группой в плане нарушения прав.
Эта
стратификация приносит больший вред женщинам, так как в их случае присутствует
еще и гендерная сегрегация. Государство выделяет больше квот именно на
“мужские” сферы занятости: строительство, ремонтные и транспортные услуги, хотя
спрос на труд женщин также существует, и он довольно велик, в частности, в
торговле и сфере услуг. В связи с тем, что предпочтение оказывается мужчинам,
нелегальная миграция среди женщин только развивается.
Права
в отношении женщин-мигрантов постоянно нарушаются: среди них трудовые и право
на здравоохранение, особенно сексуальное и репродуктивное. Эти вопросы не
становятся приоритетными при разработке миграционной политики государства,
гораздо важнее оказывается экономическая сторона вопроса. По этой причине
женщины-мигранты сталкиваются с двойной дискриминацией: как женщины и как
иностранки.
Для
решения проблемы социального неравенства женщин-мигрантов необходимо
поддержание постоянного диалога с профсоюзами, феминистскими организациями,
ассоциациями мигрантов с целью контроля за соблюдением их прав. Важный шаг в
решении этого вопроса - освещение проблемы в СМИ и широкие общественные
дискуссии о том, как построить более эффективную модель организации женской
трудовой миграции.
Особое
внимание стоит уделить и проблеме здравоохранения иностранных работниц.
Основная часть женщин-мигрантов молоды и не имеют больших проблем со здоровьем,
но не стоит исключать несчастные случаи, связанные с плохой охраной труда в
секторах, где они работают, а также психические расстройства, которые могут
быть вызваны тяжелыми условиями труда. Также распространенной проблемой для
женщин-мигрантов является сексуальное насилие. Такой риск в сочетании с низким
социальным классом могут спровоцировать серьезные проблемы со здоровьем. Стать
препятствием на пути к получению услуг здравоохранения могут жесткая
миграционная и социальная политика, отсутствие страховки, низкий уровень
дохода, предыдущий неудачный опыт обращения к специалисту, языковой барьер,
отсутствие необходимой информации, расовая дискриминация.
Для
предотвращения нарушения прав и свобод женщин-мигрантов необходимо в первую
очередь признать проблему существующего гендерного неравенства и признать
важность роста феминизации миграции, после чего принимать определенные меры.
Существует Общая рекомендация №26 Комитета по ликвидации дискриминации в
отношении женщин. Учитывая особую степень уязвимости женщин-мигрантов, в ней
подчеркивается необходимость внедрения гендерного подхода для более точного
анализа положения иностранных работниц и разработки наиболее подходящей
стратегии, направленной на борьбу с дискриминацией по половому признаку,
эксплуатацией и жестоким обращением, которым подвергаются женщины-мигранты. В
документе описаны ситуации, с которыми иностранная работница может столкнуться
из-за существующего неравенства. Например, женщинам предлагается работа,
связанная с традиционно предписанными ей обязанностями, например, оказание
клининговых услуг, услуг по уходу за больными и так далее. Также их может ждать увольнение с работы в
случае беременности, невозможность сменить работодателя, минимальная оплата
труда.
При
использовании гендерного подхода и тщательного анализа ситуации дело остается
за принятием государственных мер. Общая рекомендация №26 предусматривает
необходимость контроля не только за въездом мигрантов, но и за работой
пограничных служб и других миграционных органов. Необходима проверка того,
соблюдаются ли принципы недискриминации по отношению к женщинам-мигрантам.
Благодаря Общей рекомендации №26 в мире уже достигнут определенный прогресс в
вопросе феминизации миграции, но, к сожалению, данный документ не работает в
качестве обязательного набора руководящих принципов.
При
решении проблем, касающихся женской миграции, необходимо включать
женщин-мигрантов в дискуссию, чтобы не воспринимать иностранных работниц как
исключительно предмет научного исследования, как подопытных кроликов или жертв.
Они должны позиционироваться как обладатели прав и свобод и быть движущей силой
в решении вопросов различных форм дискриминации.
В
силу своего более уязвимого положения женщины-мигранты особенно нуждаются в
поддержке. Солиха Исаева, почетный консул Республики Таджикистан в
Калининграде, уже с 2008 года занимается помощью мигрантам, но особое внимание
она уделяет именно женщинам-мигрантам. Консул подчеркивает, что женщины,
приезжающие в другую страну, совершенно не знают своих прав, а при появлении
проблемы или столкновении с острыми формами дискриминации, они зачастую
игнорируют факт нарушения их прав, так как не хотят лишних проблем для себя или
для близких, которые находятся с ними в миграции. Круг вопросов, которыми она
занимается, довольно широк: оформление документов, оказание консультаций,
юридические услуги. Солиха уверена, что “хотя женщины - трудящиеся мигранты
уязвимы, но они сильны и в нужный момент решительны, чтобы взять
ответственность на себя. Главное, им надо чуть-чуть помочь.”
Александра Близнецова
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»