Существует стереотип о том, что граждане стран
СНГ стремятся на заработки в Россию лишь по причине сложной экономической
ситуации и невысокого уровня жизни на родине. Нельзя отрицать того факта, что
большая часть мигрантов готова жертвовать своим социальным статусом, расстаться
на время с семьей и тяжело работать в чужой стране, чтобы подзаработать денег.
Но мнение о том, что мигранты готовы занимать самые непрестижные должности,
чтобы только прокормить себя и родных - лишь миф. Пребывание и работа в другой
стране может дать возможность личностного роста, развития в профессиональной
сфере.
В век эмансипации женщины наравне с мужчинами
мигрируют, чтобы
достичь определенных целей. Одни хотят лучше обеспечить семью, другие - открыть
или развить бизнес, третьи - прославиться. Женщины-мигранты из стран СНГ имеют
столько же возможностей показать свой талант, как и граждане принимающего их
государства. Многие привыкли ассоциировать мигрантов с дворниками, уборщиками
или работниками сферы услуг, но вот лишь несколько примеров, которые
подтверждают, что никакие социальные рамки не могут помешать прийти к своей
цели: снять самый обсуждаемый фильм года, получить престижную кинонаграду или
стать одной из самых востребованных российских актрис.
Нигина Сайфуллаева переехала из Душанбе в
Москву в начале 2000-х, в 2005 году окончила факультет истории искусств РГГУ, а
в 2010 - Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Ее дебютными работами стали
короткометражные фильмы “Хочу с тобой” (2009) и “Шиповник” (2011). Уже в 2012
году Нигина стала известна массовому зрителю как режиссер комедийного сериала
“Деффчонки”, который транслировался на телеканале ТНТ. Позже она работала и в
качестве сценариста над фильмом “Про любовь. Только для взрослых”, где также
сняла одну из новелл. Фильм завоевал сердца зрителей, а имя Нигины Сайфуллаевой
окончательно закрепилось в мире киноиндустрии. Ее работы не всегда рассчитаны
на массового зрителя. Обычно это тонкие психологические драмы о хрупкости,
взрослении и становлении женщины, из-за чего ее часто называют “русским
Бертолуччи”. Критики заслуженно относят Нигину к самым ярким представительницам
новой волны российского кино. Сейчас режиссер продолжает свою профессиональную
деятельность. Ее последними киноработами стали психологические драмы “Звезд
неверный свет” и “Верность”.
Еще одна представительница мира кино - Равшана
Куркова. Свою первую роль она сыграла в артхаусной драме Рашида Маликова “Тайна
папоротников” (1992). В конце 90-х Равшана уехала из Узбекистана, чтобы
получить актерское образование и заниматься кино профессионально. В Москве она
прошла курс актерского мастерства, после чего начала активно принимать участие
в различных телепроектах и появляться на экранах. Сейчас Равшана Куркова - одна
из самых узнаваемых и востребованных российских актрис, за ее плечами уже более
50 ролей в кино. Работы в фильмах Анны Меликян “Про любовь” (2015) и “Про
любовь. Только для взрослых” (2017), а также в сериале “А у нас во дворе…”
(2015) по-настоящему прославили актрису. Равшана не боится экспериментировать с
образами и ролями. В 2009 году с ее участием вышел фильм эстонского режиссера
Вейко Ыунпуу “Искушение святого Тыну”. Работа получилась весьма артхаусной,
самого Вейко даже начали сравнивать с Дэвидом Линчем. А в 2019 году Равшана
сыграла одну из ролей в фильме британского режиссера Рэйфа Файнса “Нуреев.
Белый ворон”. Эти работы принесли известность актрисе не только в России, но и
за рубежом. Сейчас Равшана продолжает работать в кино, играет в театре “Практика”,
а также часто участвует в различных проектах. Актриса не собирается
останавливаться на достигнутом, и как она сама говорит в одном из интервью
журналу «HELLO!»: “Я иду навстречу своим главным в жизни ролям”. В скором времени
российский зритель может ждать появления актрисы в интересных проектах и в
новых нетипичных образах.
Попасть в мир кино, заслужить любовь зрителей
- не просто, но у Анны Меликян это получилось. Она приехала в Москву, когда ей
было всего 17. В 90-е она работала режиссером на телевидении, писала сценарии
для рекламных роликов, но скоро поняла, что хочет попасть в большое кино. В
2002 Анна окончила режиссерский факультет ВГИК, а уже в 2004 году на свет
появился ее первый полнометражный фильм, премьера которого состоялась на
Берлинском кинофестивале. Второй полнометражный фильм “Русалка” (2007) стал
началом выдающейся трилогии, московского киноромана о судьбах простых, но при
этом немного сказочных девушек. В эту серию позже войдут ее работы “Звезда”
(2014) и “Фея” (2019). К 2020 году Анна Меликян стала любимицей и
победительницей “Кинотавра”, попала в десятку самых перспективных режиссеров в
мире по мнению американского журнала “Variety”, а российский кинокритик Антон
Долин в одном из материалов для интернет-издания “Meduza” назвал ее одной из
самых ярких звезд новой режиссуры 2000-х.
Миграция - это вовсе не о потере социального
статуса, непрестижной работе, проблемах с адаптацией и трудоустройством. Чаще
всего это о личностном
и профессиональном становлении. На примере этих героинь становится ясно, что
мир кино и российский шоу-бизнес - не только для “своих”.
Александра Близнецова
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»