Скоро станет известно, сколько иностранных студентов будет
учиться в России в этом году. Опасения, связанные с пандемией, технические
проблемы, угроза дистанционного обучения, закрытые границы – это неполный
перечень трудностей на пути абитуриентов. В Ассоциации иностранных студентов
(АИС) прогнозируют сокращение потока поступающих из-за рубежа на 50%.
- Анастасия
из Казахстана жалуется, что приглашение из вуза на границе не сработало. Ей
пришлось возвращаться домой, брать справку о необходимости лечения в России.
Через границу пропустили, и, к счастью, в московском вузе отнеслись к её
опозданию с пониманием. А вот одноклассница, рассказывает абитуриентка,
пересечь границу так и не смогла и теперь останется учиться в Казахстане.
До пандемии Россия целенаправленно наращивала
образовательную мощь. Численность студентов из-за границы в российских вузах с
2010 по 2019 учебный год увеличилась почти вдвое — со 153 до 297,9 тысяч
человек. Из них половина приходится на студентов из СНГ. В лидерах — Казахстан,
Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, далее идёт Украина. Из других стран –
Китай. Остальные регионы представлены в разы меньше.
В Минобразовании обещают сделать всё, чтобы амбициозная
цель была достигнута в поставленные сроки –
425 тысяч иностранцев в российских вузах к 2024 году.
Сегодня более половины общемировой студенческой мобильности
приходится на США, Великобританию, Австралию, Францию, Германию. Россия – в
середине списка и упорно стремится продвинуться вверх.
Почему же экспорт образования стал стратегическим
приоритетом?
ДАЛЬНИЙ
ПРИЦЕЛ
Образование – это всегда вопрос престижа страны. Лидерство
в академической сфере положительно влияет на международные рейтинги и поднимает
авторитет. Но, кроме того, оно катализатор межличностных коммуникаций и расширения
культурных контактов.
Сегодняшние студенты через несколько лет станут ведущими
специалистами в разных отраслях своих стран, придут во власть, будут диктовать
политику. Привлечение молодых иностранцев на обучение в Россию – это прямое влияние
на будущие международные отношения. Те, кто в студенческие годы успел полюбить
Россию, не так-то легко поверят в «образ врага» и охотнее будут выстраивать
продуктивное взаимодействие.
БЛИЖНИЙ
ПРИЦЕЛ
В России прогнозируется снижение численности населения
трудоспособного возраста примерно на 1 млн человек ежегодно. Это близко к
демографической катастрофе. И государство принимает меры. Среди них –
возмещение за счёт высококвалифицированной миграции.
«Притоку квалифицированных и адаптированных в стране
иностранных граждан могла бы способствовать образовательная миграция, упрощение
процедуры получения вида на жительство и гражданства Российской Федерации
иностранными гражданами – выпускниками российских вузов», – это цитата из
Постановления Совета Федерации «О состоянии миграционной политики в Российской
Федерации и путях её совершенствования», принятого ещё в 2012 году. С этой же
целью недавно упростилась процедура
получения гражданства для иностранцев, окончивших российские вузы.
- Татьяна
– гражданка Украины. На юриста училась в Ставрополе. Девушка объяснила, что это
общее решение семьи: среднее образование на Украине, где у родителей жильё и
хорошая работа, потом высшее на Кубани, где живёт родня, и затем переезд в
Россию. Планы осуществились, сейчас Татьяна работает в юридической компании в
Москве, оформляет гражданство.
Большинство иностранных студентов составляют молодые люди
из стран СНГ, и многие из них действительно остаются жить и работать в России.
ДЕНЬГИ
ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ
В рамках Федерального проекта «Экспорт образования»
российское правительство запланировано потратить на привлечение иностранных
студентов 107,5 млрд рублей с 2019 по 2024 годы.
Получить планировалось втрое больше. Ведь по квоте
правительства России – бесплатно для студента – в 2020 году смогут учиться 18
тысяч человек, около 5% от общего количества. Остальные из трехсот тысяч будут
платить –немаловажная статья доходов для многих вузов.
- Джон
из Малайзии закончил Второй медицинский в Москве и уже вернулся на родину.
Выбор на Россию пал, по его словам, потому что это было дешевле, чем получать
медицинское образование на родине или в соседних странах. Он доволен и
полученными знаниями, и новым опытом.
Пресс-служба федерального проекта «5-100», направленного на
адаптацию российских университетов к мировым стандартам, называет наиболее
популярные среди иностранцев специальности:
• «клиническая медицина» (20,0%);
• «экономика и управление» (13,5%);
• «образование и педагогические науки» (6,1%);
• «языкознание и литературоведение» (4,7%);
• «прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия» (4,2%).
В 2020 году планировалось завершение проекта «5-100» и
постановка новых целей на пути к образовательному лидерству. Однако пандемия
внесла свои коррективы. Не все иностранные студенты могут вернуться в
российские вузы, неизвестно, чем завершится вступительная кампания,
увеличивается доля дистанционного – более дешёвого обучения. А это снизит
доходы университетов и высшего образования в целом.
В
СВЯЗИ С КОРОНАВИРУСОМ
Иностранных студентов допустят к занятиям в университетах
только после прохождения 14-дневной самоизоляции со дня прибытия в Россию. Они
также должны будут пройти обследование на COVID-19 методом ПЦР. Кроме того,
студенты будут носить маски на занятиях, а на входе в университет мерить
температуру.
А ещё их не будут выгонять из общежитий – такая практика
была в начале карантина. Россотрудничество заявило, что принудительное
выселение студентов недопустимо, так как может навредить имиджу России как
образовательной державы и идёт вразрез с общей политикой государства.
ПРОБЛЕМЫ
АДАПТАЦИИ
Исследования показывают, что у студентов из стран СНГ
адаптация к России происходит быстро и легко. Те, кто прибыл из иной культурной
среды, утверждают учёные, адаптируются по модели W-образной кривой, открытой
John Gullahorn & Jeanne Gullahorn ещё в 1963 году. Модель имеет несколько ступеней.
1. «Медовый месяц»: оптимистичные ожидания, позитивный
эмоциональный фон и большие надежды на светлое будущее.
2. Культурный шок: ощущение негативного интенсивного воздействия среды, переживание больших разочарований, фрустраций, депрессии.
3. Юмористический этап: принятие новой среды, появление гармонии, оптимизма.
4. Культурный шок-2 – по возвращении домой: ранее привычный образ жизни кажется чуждым.
5. Ресоциализация: интеграция в родную среду с учётом
нового опыта.
Чтобы студенты не остались в новой среде на стадии
культурного шока, меры предпринимаются на уровне системы: им пытаются дать
тьюторское сопровождение и вовлекать в студенческую жизнь. Пытаются не везде,
получается не всегда.
- Джон
тепло вспоминает своё обучение в Москве, хотя говорит, что первое время ему
было одиноко. Сначала он жил в хостеле, а последний, самый ответственный год,
снимал квартиру. В общежитии – не смог. Вспоминает шум, странную, на его
взгляд, общую кухню и непонятный субботник по уборке кампуса. Жизнь в хостеле,
по его словам, помогла улучшить английский и подарила много интересных встреч.
С июля 2020 года иностранным учащимся не нужно оформлять
разрешение на работу. Студентам-очникам вузов с государственной аккредитацией
теперь достаточно справки из университета и полиса ДМС. Раньше они могли
работать без официального разрешения только в собственном вузе и его
организациях. Исключение составляли студенты из Армении, Белоруссии, Казахстана
и Киргизия – стран Евразийского союза – они были освобождены от разрешения на
работу. Теперь свободно подрабатывать смогут все студенты. Расчёт на то, что
нововведение поможет увеличить число поступающих из других стран.
- Джон,
считает, что это замечательное решение. Во время своей студенческой жизни он
подрабатывал в хостеле, где жил, но по специальности – в медицинское учреждение
– даже не пытался устроиться. Если бы такая возможность была, он обязательно
сделал бы это, чтобы помочь родителям оплатить своё обучение.
Министерство науки и высшего образования РФ исполнено
решимости искать пути преодоления проблем, связанных с пандемией, и не
останавливаться в борьбе за академическое лидерство. Впереди еще долгий путь.
Елена
Крамарева
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»