Традиционно Россия аккумулирует миграционные потоки,
тянущиеся из постсоветского пространства. Исследования, проведенные Институтом
народно-хозяйственного прогнозирования в 2010 году, показали, что около 12%
мигрантов въезжают в РФ вместе с семьей и детьми. В настоящее время ситуация
практически не изменилась, а выявленный показатель, скорее всего, возрос.
По
данным Росстата в 2018 г. в РФ прибыло 61 315 несовершеннолетних[1] представителей стран
ближнего зарубежья. Прирост населения в возрасте от 0 до 15 лет составил – 21 922
человека[2]. Каково же реальное число
детей мигрантов, проживающих на территории России, сказать сложно. Официальную
информацию о количестве несовершеннолетних иностранных граждан в РФ не
публикует ни одно ведомство.
Условия
получения гражданства РФ для прибывших в страну детей мигрантов совпадают с
условиями, адресованными их родителям. Детям также необходимо получить ВНЖ и
прожить в РФ от пяти лет.
С детьми,
рожденными в семье мигрантов на территории РФ, дело обстоит иначе. Их судьбу в
этом вопросе регулирует статья 12 Федерального Закона №62[3]. Если папа и мама этого
ребенка еще не получили российский паспорт, то он становится гражданином РФ
лишь в одном случае - если государство, чьими гражданами являются родители, не
предоставило новорожденному гражданство.
Условно
детей мигрантов можно разделить на три группы в зависимости от степени адаптированности
к новым жизненным условиям:
· Дети русских, эмигрировавших из горячих точек. В силу общего культурного бэкграунда они сталкиваются с меньшими проблемами в процессе адаптации.
· Дети людей других национальностей и хорошо говорящие на русском языке. Общее языковое поле позволяет свободно коммуницировать с местными. Конфликты возможны на почве антропометрических различий.
· Дети людей других национальностей и не владеющие русским языком. Психологически самая уязвимая группа детей. Как правило являются выходцами из малообеспеченных слоев общества, социально не защищены, не знакомы с особенностями менталитета и местной психологией взаимоотношений между людьми.
Дети
мигрантов – полноправные члены общества, и они нуждаются в особой социализации.
По
результатам опроса Центра миграционных исследований, у 44% мигрантов дети не
посещают детсады, а у 14,9% – не ходят в школу[4]. Исходя из этого
исследования, детям мигрантов дают право поступить в общеобразовательное
учреждение чаще всего с потерей 1-2 лет обучения. Связано это с недостаточным
уровнем владения русским языком и из-за разницы в образовательной программе со
школами тех стран, откуда прибыли иностранцы.
Российское
законодательство гарантирует каждому гражданину право на получение образования[5]. Однако на практике
ребенку мигрантов для поступления в школу нередко приходится преодолевать
бюрократический барьер. Многие отказы со стороны руководства образовательных
учреждений основываются на отсутствии регистрации по месту жительства. Получить
её даже добросовестному квартиросъемщику-мигранту бывает крайне сложно.
Кроме
того, иностранцам без РВП или ВНЖ приходится регулярно выезжать за пределы
российской границы для продления срока миграционной карты. Этот своеобразный
марш-бросок нарушает непрерывность учебного процесса и для ребенка является
стрессом.
Вместе
с тем многие российские школы не в полной мере готовы к приему детей мигрантов и
не имеют соответствующих условий для их адаптации. В первую очередь это
относится к педагогам, не имеющим необходимых навыков работы с детьми
мигрантов. Ведь именно на них лежит ответственность за создание дружественной
атмосферы в классе, которая бы исключила любые проявления враждебности,
унижений, агрессии к детям с иной внешностью, манерами, акцентом.
Дети
уязвимы, зависимы, им необходима поддержка взрослых не только для физического
выживания, но и психологического и социального благополучия. А для детей
мигрантов, ещё более уязвимых членов общества, требуются особые условия и
повышенное внимание.
Специалисты
научно-педагогического сообщества разрабатывают новые образовательные
программы, направленные на адаптацию детей мигрантов. В настоящее время они
внедряются лишь точечно на базе отдельных школ. Такой подход в глобальном
масштабе не решает обозначенную проблему.
Переосмысление
всей системы образования и качественное преобразование учебных заведений в РФ с
учетом потребностей несовершеннолетних иностранцев является весьма сложной и
трудновыполнимой задачей.
Ислам Юсупов
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»
[1] https://showdata.gks.ru/report/278008/?&filter_1_0=2017-01-01+00%3A00%3A00%7C-52%2C2018-01-01+00%3A00%3A00%7C-52&filter_2_0=108710&filter_3_0=127965&filter_4_0=131205&filter_5_0=130232&filter_6_0=13035&rp_submit=t