Организаторы главного федерального события в сфере креативных индустрий – «Российской креативной недели» – начали свою работу в Москве. Мировой опыт проведения фестивалей креативных индустрий насчитывает не так много подобных мероприятий, всего их не более 10. «Российская креативная неделя» может стать самым масштабным.
«Российскую креативную неделю» откроют специальные мероприятия в регионах, основная же программа состоится в Москве. С 11 по 13 сентября в парке Горького соберутся лидеры всех 14 отраслей, включенных в понятие «креативные индустрии» согласно международной классификации.
Совещание началось с выступления президента Российского книжного союза Сергея Степашина: «Проведение столь значимого события, как „Российская креативная неделя“, важно для решения как внутренних, так и внешних задач, связанных с государственной политикой. Разработанная ФГБУ „Роскультцентр“ идея была поддержана на самом высоком уровне, за что я хочу выразить особую благодарность первому заместителю руководителя Администрации Президента РФ Сергею Владиленовичу Кириенко, начальнику Управления Президента РФ по общественным проектам Сергею Геннадьевичу Новикову и советнику Президента РФ Антону Анатольевичу Кобякову. Благодаря их участию событие приобретет федеральное значение. Тема креативных индустрий сейчас невероятно популярна во всем мире, она объединяет многих людей вне зависимости от их политических воззрений, и особенно она привлекательна для молодежи. Мероприятия подобного масштаба ранее не проводились даже за рубежом, поэтому первая „Российская креативная неделя“ будет способствовать созданию нового образа России на международной арене – образа современной страны, страны будущего».
Марина Абрамова, директор «Российской креативной недели» и ФГБУ «Роскультцентр», рассказала о концепции события и его целях: «Креативные индустрии в последние годы стали мощнейшим драйвером мировой экономики. Сегодня по всему миру растет число людей и компаний, которые работают с идеями, знаниями и творчеством, и на глобальном уровне мы видим, как сырьевые гиганты уступают место гигантам технологическим, киноконцернам, медиахолдингам и т. д. Развитие креативных индустрий для государства – это уже не факультатив, а обязательная программа. Наша цель в рамках „Российской креативной недели“ – создать пространство, которое ежегодно будет объединять всех тех, кто заинтересован в развитии в креативной сфере и профессиональном росте».
В рамках «Российской креативной недели» будут организованы 14 лекториев на 100 посадочных мест для каждого направления креативных индустрий. В них пройдет свыше 300 образовательных, деловых и развлекательных мероприятий: мастер-классы, кинопремьеры, лекции, питчинги, деловые сессии, выставки. Участие в них сможет принять любой желающий.
Официальным партнером и соорганизатором «Российской креативной недели» стала социальная платформа Фонда Росконгресс – Фонд Инносоциум.
Елена Маринина, заместитель директора Фонда Росконгресс, директор социальной платформы Фонда Росконгресс – Фонда Инносоциум: «Развитие креативных индустрий в нашей стране вышло на качественно новый уровень. Владимир Путин включил создание возможностей для самореализации и развития талантов в список национальных целей развития России на период до 2030 года. Фонд Росконгресс и социальная платформа Фонда Росконгресс – Фонд Инносоциум ведут активную работу по развитию трека креативных индустрий на крупнейших форумных площадках Фонда Росконгресс в рамках деловой программы и программы тематической зоны „Пространство доверия“, а также формируют конструктивный диалог между представителями органов государственной власти, бизнеса и творческого сектора. Мы будем продолжать работу в этом направлении, а фестиваль „Российская креативная неделя“ внесет вклад в популяризацию российских креативных индустрий как у нас в стране, так и на международной арене».
Главным принципом формирования программы «Российской креативной недели» стало создание общей концепции, объединяющей все направления креативных индустрий. Часть мероприятий формируется под кураторством специалистов международного уровня, среди них – дирижер и художественный руководитель MusicAeterna Теодор Курентзис, руководитель игрового медийного проекта Player One Антон Городецкии, известный модельер и дизайнер одежды Татьяна Парфенова, генеральныи директор «Национальнои Медиа Группы» Ольга Паскина. Другая часть программы составлена организаторами фестиваля: это мероприятия от институтов развития и профильных организаций креативных индустрий. Особенно важным является тот факт, что в рамках события будут представлены не только резиденты из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из других субъектов РФ. Это позволит им презентовать свои проекты в сфере креативных индустрий, а также обеспечит федеральный охват события.
Деловая программа предполагает участие более 30 резидентов – крупнейших институций креативного сектора. В рамках данного блока состоится бизнес-форум, в ходе которого представители власти и российские предприниматели смогут обсудить и проработать вопросы и задачи, связанные с креативными индустриями.
Кроме того, каждая тематика 14 направлений будет представлена в уникальном зрелищном формате на главной сцене. Резиденты из регионов дадут гала-концерты и продемонстрируют лучшие достижения креативного кластера. В их числе выступления с участием солистки Пермской оперы Надежды Павловой, скрипачки Елены Ревич и пианистки Полины Осетинской, а также лазерное шоу от студии Dream Laser. В сопровождении яркого мультимедийного и современного технического оснащения выступят дирижер Теодор Курентзис и пианист Кирилл Рихтер, чье творчество стало популярным во всем мире.
Более 10 000 квадратных метров парка будут отданы под застройку. Архитектурный план «Российской креативной недели» отвечает требованиям Роспотребнадзора. Концепция застройки разработана группой молодых архитекторов, состоящей из четырех человек, в числе которых Александр Плоткин и Азамат Ныров, под руководством Владимира Плоткина, профессора Международной академии архитектуры, члена правления МОСА и одного из ведущих архитекторов страны.
«Разработка архитектурных решений „Российской креативной недели“ – важная и интересная задача для нашей команды. После ознакомления с генеральным планом застройки стало понятно, что главной аттрактивной точкой будет являться Пушкинская набережная, на которой и расположатся все 14 тематических лекториев. Она адаптивна к любым знаковым мероприятиям в рамках „Российской креативной недели“ и потому будет выполнять роль основного места встречи ее гостей. Мы также тщательно продумали маршрутизацию, постарались учесть удобство для посетителей и их безопасность в условиях нынешней пандемии. Участники смогут легко добраться до интересующего их лектория со стороны главного входа или находясь уже внутри парка Горького», – рассказал Владимир Плоткин.
При разработке визуальной концепции мероприятия было проведено масштабное исследование внутреннего рынка российских креативных брендов, а также проанализирован опыт зарубежных организаций. К разработке фирменного стиля и айдентики были привлечены молодые российские дизайнеры, уже известные в мире, под кураторством международного бренд-агентства Brand New World (Moscow) в лице Йована Еловаца, основателя Belgrade Design Week.
Мероприятие проводится в рамках перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 ноября 2019 г. № Пр-2241 по вопросу обеспечения государственной поддержки современной популярной музыки и современного визуального искусства. Событие призвано раскрыть творческий и экономический потенциал российского креативного сообщества. Организаторами «Российской креативной недели» выступают ФГБУ «Роскультцентр», социальная платформа Фонда Росконгресс – Фонд Инносоциум и Российский книжный союз. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.