Схема работает в нескольких отраслях – птица, зерно, масложировые, молоко. С приходом нового руководства министерства (с июля 2018) была создана система союзов. Все компании должны участвовать в союзах и платить взносы, взамен получая субсидии министерства. Членство контролирует лично Лут.
Союз экспортеров зерна (учрежден в 2019 компаниями Астон, РИФ, ОЗК, Гленкор) создан для продвижения компаний РИФ, Астон и Содружество. В апреле-июне 2020 правительство ввело квоты на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы. Большую часть квоты получили Астон и РИФ. С тонны своего экспорта они выплачивают Лут по 1 доллару (в этом году РИФ экспортировала 5,4 млн т, Астон – 3,3 млн т). Кроме того, компании назначены главными экспортерами в Саудовскую Аравию и Вьетнам.
В апреле-июне 2020 введен запрет на экспорт подсолнечника, рапса, сои. Монополист – компания Содружество, ОЗК – заблокирована. В портах задержаны корабли, сорваны контракты всех поставщиков, кроме Содружества, суда выпускали только по личному распоряжению Лут.
Союзмолоко (в 2019 возглавил Штефан Дюрр, чья Эконива выросла на средства АО «Россельхозбанк»). Чтобы получить субсидии, компании обязаны предъявить документ о членстве в союзе.
Национальный союз птицеводов (создан в 2019). Компании обязаны выплачивать по 1 руб с килограмма продукции. В состав союза вошли 40 % отрасли. В 2019 произведено 6,7 млн тонн мяса птицы (40 % = 2,68 млрд руб).
В итоге мы имеем аграрный крупняк, который согласился платить процент с оборота Оксане Лут, загнан в новосозданные ассоциации, с помощью которых легитимизируется схема откатов. В обмен компании получают квоты на экспорт и госсубсидии на развитие.