Для
иностранных граждан вопрос трудоустройства в России бывает непростым и порой болезненным.
Бюрократические сложности, общественные стереотипы, языковой барьер и другие
препятствия необходимо преодолевать мигрантам на пути обретения своего места на
рынке труда. Кто-то не справляется с этим и уходит в «теневые структуры»,
другие стремятся к законным заработкам и устраиваются, например, курьерами в популярные
службы доставки – «Яндекс.Еда», Delivery Club, Dostavista, Boxberry, EXPRESS.RU, «Курьерист» и другие. Однако некоторые фирмы не спешат
выполнять свои обязательства перед курьерами-мигрантами и уклоняются от выплаты
оговоренной зарплаты наемным сотрудникам, вынуждая их бастовать или вливаться в
профсоюзное движение.
Чтобы
стать курьером мигранту достаточно иметь смартфон для приема заказов и владеть
разговорным русским языком. После прохождения несложного теста новоиспеченный
курьер может приступить к работе по гибкому графику. Но юридические основания этих
трудовых отношений чаще всего сформированы не в пользу работника.
Если
обратить внимание на договор, который предлагают подписать соискателю, то можно
обнаружить, что курьер по факту не является сотрудником службы доставки.
Его нанимают компании-посредники, которые предлагают соискателю подписать договор
на оказание услуг. Это означает, что курьер работает сам на себя. Такой
расклад позволяет «работодателю» сэкономить на налогах и страховых взносах, дает
право в любой момент уволить курьера или назначить ему штраф. Эти трудовые
отношения не предполагают ни оплачиваемых отпусков, ни, тем более, стажа
работы.
Точные
обязанности курьера в договоре не прописаны. Документ фокусируется на его
главной функции – исполнитель обязуется оказывать услугу по доставке товаров.
Ее регламент имеет жесткие границы. Заказ должен быть доставлен точно в
срок, опоздания не допустимы. Некоторые спорные ситуации решаются с помощью
дисциплинарных взысканий. Их сумма варьируется от 100 рублей в
Яндекс.Еде до 5000 рублей и от 300 рублей в Delivery Club до 5000 рублей. По словам самих курьеров, штрафы – явление не редкое.
А за последние несколько месяцев карантина они стали еще чаще.
Во
время пандемии из-за увеличения заказов нагрузка на курьеров заметно
увеличилась. Расширение зон доставки привело к тому, что курьерам приходилось
преодолевать до 6 км до пункта назначения. За отмену такого заказа
назначался штраф. За опоздание – тоже штраф. Иностранным гражданам без
достаточного знания языка и собственных прав сложно оспаривать справедливость
таких наказаний. А любые попытки оказывались тщетными – охрана у здания офиса
компании-посредника не пускала внутрь сторонних лиц.
Непростое
финансовое положение мигрантов вынуждало их увеличивать рабочую смену до 12,
а в некоторых случаях и до 16 часов. И за такой временной промежуток с
учетом транспортных расходов и штрафов в среднем курьер зарабатывал 2000
рублей.
Еще
свежи в памяти героические коннотации, которыми наделяло общество этих
тружеников во время пандемии. В те дни курьеры из-за особенности положения
получали чаевые и комплименты чаще обычного. Однако карантинные ограничения и
самоизоляция остались в прошлом, вместе с ними быстро забылся образ
курьера-героя.
В
Москве у курьеров-мигрантов есть свой профсоюз, так называемый, «Курьер».
Именно туда обращаются иностранные граждане, которых обманул недобросовестный работодатель,
отказался выплатить зарплату или выходное пособие. В начале июля около 300
курьеров были вынуждены искать помощи в профсоюзе, им не выплатила зарплату за
май-июнь известная служба доставки – крупнейшая фирма, услугами которой
пользуются многие москвичи.
Как
рассказали обманутые курьеры-мигранты, работодатель умышленно удалил из своей
базы все истории заказов и таким образом снял с себя обязательства оплачивать
услуги, которых якобы не было.
Недобросовестные
и алчные работодатели пользуются правовой и социальной незащищенностью
мигрантов, которые не в состоянии обратиться в прокуратуру и обжаловать свои
претензии в судебном порядке. Поэтому, некоторые службы доставки используют
незащищенных иностранцев, как рабов, труд которых не считают нужным оплачивать.
Такие псевдо-работодатели намеренно совершают злостное преступление и своими
мошенническими действиями толкают честных мигрантов к представителям «теневых
структур», напрочь отбивая у них всякое желание зарабатывать в России законным
способом.
Ислам Юсупов
Обозреватель Группы Компаний «Аксиома»