Российский производитель городского электротранспорта «ПК Транспортные системы» разрабатывает новую модель трамвая под рабочим названием 71-921 «Корсар», предназначенный для узкоколейных путей, ширина которых составляет 1000 мм.
Серийный выпуск таких машин в России не осуществляется с 1937 года. Первые попытки разработать узкоколейную трамвайную тележку предпринимались в 90-е годы, однако отсутствие более узкого кузова вагона не позволило решить проблему обновления узкоколейного подвижного состава в ряде городов страны.
«Мы решили представить новый продукт, который не просто позволит решить проблему обновления подвижного состава таких российских городов, как Калининград, Пятигорск и Евпатория, в которых ширина трамвайных путей составляет один метр, но и будет обладать лучшими наработками, которые реализованы в других современных моделях нашего производства. Его уникальной особенностью станет стопроцентная низкопольность. Аналогов этой продукции в России нет», - комментирует коммерческий директор «ПК Транспортные системы» Андрей Юхненко.
Кузов «Корсара» будет шириной от 2,3 до 2,4 метра, что на 10-20 сантиметров меньше стандартной ширины трамвая и необходимо для эффективной эксплуатации вагона на колее шириной один метр. В частности, соответствующие параметры позволят технике беспрепятственно проходить негабаритные участки, а также кривые малого радиуса, исключат вероятность бокового выскакивания токоприёмника из-под контактного провода и позволят увеличить скорость движения машины. При этом в трамваях указанной ширины будет существенно снижена боковая качка вагона, которая неизбежна на узкоколейных трамвайных путях.
Изготовление такого кузова трамвая стало возможным благодаря другой собственной разработке «ПК Транспортные системы» - уникальной тележки для узкой колеи трамвайного пути шириной 1000 мм. Впервые «ПК Транспортные системы» представили данную двухосную трамвайную тележку на Международной выставке «Электротранс-2019» в Москве, затем на Международной промышленной выставке «ИННОПРОМ-2019».
Технология двухступенчатого подрессоривания с резино-металлическими элементами и винтовыми пружинами позволяет снизить износ рельсов. Подвагонное оборудование от попадания воды и грязи защищают установленные над бандажами колес специальные кожухи. Тяговые двигатели и редукторы вынесены из межколёсного пространства, чтобы обеспечить свободный проход пассажиров вдоль всего низкопольного вагона.
Большая часть элементов интерьера трамвая «Корсар» будет выполнена из алюминиевых сплавов. В салон будет интегрирована улучшенная система кондиционирования воздуха, установлены усовершенствованные мультимедийные комплексы, USB-розетки и Wi-Fi роутеры.
«ПК Транспортные системы» завершит производство трамвая «Корсар» в третьем квартале 2020 года. Изначально компания планировала презентовать новую модель на выставке «ИННОПРОМ-2020», однако из-за пандемии коронавируса мероприятие перенесли на 2021 год. Трамваи для узкоколейных путей шириной 1000 мм в мире не производились с 2009 года.
«Вся необходимая конструкторская документация уже разработана. Производство новой модели трамвая для узкой колеи будет проходить на наших двух площадках. Производство тележки, сварка и покраска кузова – на Тверском механическом заводе электротранспорта в Твери, а окончательная – на Невском заводе электрического транспорта в Санкт-Петербурге. Технологический процесс устроен так, что невозможно произвести полный цикл производства на одной площадке, поэтому он разделен на два этапа. При этом основная часть работ, включая испытания и отладку систем, будет проходить именно в Санкт-Петербурге», - комментирует коммерческий директор ООО «ПК Транспортные системы» Андрей Юхненко.