С началом пандемии столичный градоначальник попал под огонь критики из-за ряда своих указов, касающихся мер самоизоляции. Муниципальные депутаты забросали городской суд исками, местный бизнес расходует кредиты на уплату налогов, а простые москвичи, лишенные финансовой поддержки, уже набрали более 30 тыс. штрафов за нарушение карантина. Какими выйдут из режима самоизоляции мэр и москвичи, разбирался Daily Moscow.
Недовольные депутаты идут в Мосгорсуд
В понедельник Владимир Путин в обращении к гражданам заявил об окончании единого периода нерабочих дней для всех отраслей экономики и переходу к постепенному смягчению ограничений. Однако ещё до заявления главы государства, 7 мая мэр столицы продлил режим самоизоляции в городе до конца месяца. Кроме того, ряд изданий в начале недели сообщило, что в Москве, где число заражённых коронавирусом нового типа превысило 115 тыс. человек, карантин может сохраниться до середины июня.
Режим самоизоляции постепенно вводился в городе с 6 марта, а 30 марта стал обязательным для всех жителей и быстро нашёл недовольных. В конце марта и начале апреля иски в Мосгорсуд против указа Собянина об ограничении в передвижении граждан подавал активист Дмитрий Касиев, но результата не добился.
10 апреля группа муниципальных депутатов – Елена Русакова (Гагаринский округ), Андрей Морев (Якиманка), Николай Бобринский (Раменки) и Юрий Рейнхиммель (Мещанский) — выступила против поправки к столичному КоАП, позволяющей штрафовать горожан с помощью видеокамер и геолокации. Нововведение, принятое Мосгордумой 31 марта, истцы считают противоречащим федеральному КоАП, а санкции в этом случае станут возможными без личного присутствия человека, что нарушает его право на защиту и личное участие в рассмотрении дела. Иск на стадии досудебной подготовки, 13 мая будет предварительное заседание, рассказал Daily Moscow Николай Бобринский.
Одновременно с исками в начале апреля Собянин стал участником скандала с заменой плитки на улицах города. Несмотря на приближение эпидемии к РФ, в феврале и марте мэрия разместила ряд тендеров по замене ещё годной плитки, бордюров и асфальта общей стоимостью 12 млрд рублей. Победителями оказались структуры близкие семье Ротенбергов, миллиардеру Андрею Бокареву и занявшему в 2019 году 18 место в российском списке Forbes Искандару Махмудову. Выделение огромных средств на благоустройство вызвало массу негодования на фоне растущего числа заражённых COVID-19, дефицита средств индивидуальной защиты в аптеках, а также отсутствия финподдержки для оказавшихся без работы москвичей и малого бизнеса.
Предложения отменить строительные проекты и перенаправить средства на борьбу с эпидемией и социальную помощь проигнорированы, как и требование обеспечить социальные выплаты и компенсации жителям, отметила в беседе с корреспондентом Daily Moscow председатель Совета депутатов Гагаринского округа Елена Русакова.
Вскоре в Мосгорсуд пришли коллективные иски мундепов и активистов из-за введённого градоначальником пропускного режима. Подававшие их депутат района Кунцево Денис Шендерович и помощник политика Дмитрия Гудкова Алексей Обухов оспаривали правомочность указа о мерах повышенной готовности в Москве. Согласно нововведениям, жителям запрещено покидать свои дома за исключением похода в магазин, на работу или же в больницу. Истцы доказывали, что указ нарушает ст. 27 и ст. 55 Конституции РФ о свободе передвижения, меры введены без учёта главного санитарного врача Москвы Елены Андреевой, а на момент принятия документа Роспотребнадзор не запрещал покидать жилища. Ограничивать свободу передвижения можно только на федеральном уровне, а сам закон о ЧС не запрещает выходить из дома. Наконец, региональные правовые акты вступают в силу не ранее чем через 10 дней после опубликования, а не сразу.
Главным образом мундепы оспаривали введение в Москве цифровых пропусков (УМ-43). Для их получения жителям необходимо предоставить персональные данные и информацию частного характера, что нарушает право на неприкосновенность частной жизни, полагают истцы.
Адвокат Собянина Гоголь ответил оппозиционерам, что регионы имеют право прибегать к режиму повышенной опасности в случае распространения инфекции, а указ президента РФ Владимира Путина от 2 апреля предписывает субъектам вводить особый порядок передвижения. По словам Гоголя, сведения для получения цифровых пропусков не нарушают тайну частной жизни, допуск к данным третьих лиц исключён.
28 апреля Московский городской суд претензии к Собянину отклонил. Похожие коллективные иски есть и в других регионах страны, но их постигает та же участь. Истцы готовят апелляционную жалобу, рассказал корреспонденту издания Денис Шендерович.
Депутаты никогда не выступали против режима повышенной готовности как такового, они лишь отмечали, что он не вправе ограничивать конституционные права граждан, в частности свободное передвижение.
Заявление против Собянина попало в Следственный комитет РФ
Однако скандал с плиткой и штрафами быстро был перекрыт более крупным. Утром 15 апреля, в первый день действия ранее введённого пропускного режима, на въезде в Москву возникли пробки, а на станциях метро Косино, Выхино, Коломенское, Ховрино и других выросли очереди. Пассажиры подземки физически не могли соблюдать социальную дистанцию в 1,5 метра. Видео о событии вызвало широкий общественный резонанс в Интернете, и 16 апреля адвокат и депутат Мосгордумы Евгений Ступин направил в Следственный комитет заявление о привлечении Собянина к уголовной ответственности по ст. 236 УК РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности смерть человека), которая грозит мэру штрафом от 1 до 2 млн рублей, ограничением свободы от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок от трех до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. Депутат полагает, что случившееся создало опасность массового заражения COVID-19. В Facebook заявление Ступина собрало почти 800 репостов. В итоге мэр обвинил в случившемся полицию и отменил тотальные проверки цифровых пропусков в подземке.
Основанием для освобождения градоначальника от должности может стать обвинительный приговор суда, разъясняет ситуацию адвокат Московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и партнеры» Ксения Михайличенко. Так, в пункте «ж» ч. 1 ст. 19 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указано, что вступление в законную силу обвинительного приговора суда является основанием для досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.
Пока ответов от СК нет, заявил Daily Moscow Ступин. Депутат подчеркнул, что рейтинг Собянина падает, но вопрос о его отставке реально рассматривать можно будет только после начала массовых протестов в Москве.
Не вижу прямой связи между вероятностью отставки с его успехами в управленческой деятельности. В противном случае считаю, что он уже давно не должен был бы быть мэром. Однако надеюсь, что это со временем поменяется, и избиратели ответственнее подойдут к выборам, рассказал корреспонденту издания депутат Совета депутатов муниципального округа Мещанский Юрий Рейнхиммель.
Денис Шендерович полагает, что рейтинг градоначальника сегодня в высшем руководстве страны растёт, а у простых россиян — снижается.
«Полагаю, отставки Собянина не предвидится, а вот рост недовольства граждан — вполне. Но когда это его волновало?» – вопрошает собеседник.
Несмотря на принятое президентом смягчение ограничений в РФ и в столице в частности, с 12 мая москвичей обязали в порядке при передвижении по городу использовать маски и перчатки. За несоблюдение данных мер полагается штраф. Всего на начало мая санкциям подверглись более 30 тыс. жителей. Штраф за нарушение самоизоляции по статье 20.1.6 КоАП предполагает 4 тыс. рублей для физлиц и до 300 тыс. рублей – для юрлиц.
В то же время депутат Елена Русакова рассказала, что ей и её коллегам удалось добиться некоторых формальных подвижек в части приостановки строительства, капремонта и благоустройства.
Они «формальны» потому что в поправках к указу мэра некоторые меры такого рода были обозначены. Но наблюдения показали, что на нарушения смотрят сквозь пальцы. Отмечены строительные работы во множестве мест и самые неприятные для граждан — покраска домов дешевой токсичной краской. Жители нашего района заблаговременно написали коллективные обращения против окрашивания. Мы требовали не закупать и не применять дешевую и сильно пахнущую краску. Тем не менее, работы проводились, несмотря на поток жалоб уже в процессе. Только в случае совсем уж сильных протестов удавалось остановить, поделилась Русакова.
Меры поддержки бизнеса в Москве недостаточны
Поддержка, которая оказывается бизнесу, недостаточна, а в большинстве своем введённые меры даже абсурдны, заявил Daily Moscow управляющий партнер Family Trust Group Никита Костанда.
Кредиты, которые выдают сейчас для выплат зарплат по факту идут на уплату налогов. Это не помощь, а лишь отсрочка неизбежного. Сегодня более-менее себя чувствуют только продуктовые магазины, остальные вынуждены выживать. Пока никто из моих клиентов, владельцев бизнеса, не сказал: «Как же здорово, что есть поддержка государства!» Хорошо себя чувствуют только сотрудники госпредприятий, полагает эксперт.
Издержки на ведение бизнеса во всем мире одинаковы, если отбросить разные нюансы, объясняет Костанда. В США предприятия, уволив сотрудников, переложили груз ответственности с себя на государство, которое предоставило американцам пособия и помощь, зачастую даже выше средней зарплаты. А Pandemic Money будут выплачивать до августа. В РФ груз ответственности переложили на предпринимателей, предложив им вдобавок кредит на выплату зарплат.
В Москве, чтобы получить пособие, о котором заявил мэр, нужно пройти 100 кругов ада и доказать, что ты пострадал. Ясное дело, что возможности у экономики США гораздо шире, но стоило бы часть денег на выкуп «токсичных» активов Роснефти направить на помощь людям и бизнесу, но как мы видим, приоритеты здесь совсем иные, посетовал он.
Работник креативной индустрии, проживающий в Москве уже более десяти лет, крайне недоволен введенными ограничениями. Он тяжело переживает проблему безработицы в период самоизоляции, поскольку не имеет права на пособие по безработице в 19,5 тыс. рублей из-за коронавируса.
У меня, как и у многих, появились серьезные финансовые трудности, пропали и без того нерегулярные подработки, я существую в режиме крайней экономии. Чтобы как-то выйти из ситуации, я рассматриваю возможность работы санитаром в больнице в «красной зоне» с коронавирусными больными, рассказал собеседник.
Он считает, что государство не предоставило адекватную поддержку населению.
Принятые властями меры позволили запереть людей по домам и осуществить тотальный контроль их передвижения, обложить штрафами, не давая ничего взамен. Озвученные президентом меры либо смехотворны и ничтожно малы, либо не работают. Меня возмущает такое ограничение свобод, которое, как показывает практика, в некоторой форме, скорее всего, сохранится и после окончания пандемии, высказался собеседник.
Преподаватель английского языка из столицы недовольна закрытием парков. По её словам, власти могли бы открыть допуск в них, ведя контроль за нарушающими режим самоизоляции «шашлычниками».
Многим мамам с маленькими детьми сейчас очень трудно: малышам необходим свежий воздух, а не во всех семьях есть возможность выставлять коляски на балкон. Отсутствие свежего воздуха плохо влияет на иммунитет ребенка, он, наоборот, будет легче цеплять любую инфекцию, рассказала она.
Работник столичной подземки отметил, что не испытывает каких-либо трудностей в связи с пандемией. Однако режим самоизоляции затронул многих его коллег.
Если у кого-то обнаруживают симптомы COVID-19, их отправляют на двухнедельный карантин. Причём и тех, кто с ними пересекался. Последних выбирают наобум. Работникам после этого предстоит за свой счёт делать анализы и нести их в терапевтический пункт метрополитена, чтобы получить допуск к работе.
Он указал и на проблемы, появившиеся у пассажиров.
На многих станциях закрыли вторые выходы, людям приходится идти в обход, тратить лишнее время и силы. Кроме того, проверки на входе в подземку цифрового проездного несут только трудности. Как эта мера поможет снизить распространение инфекции? Она эффективна разве что в качестве наблюдения за перемещением зарегистрированных людей в Москве, т.е. это слежка, поделился сотрудник метрополитена.
Костанда считает, что восстановление экономической активности к «довирусным» показателям вряд ли будет быстрым.
Из-за ещё более сильного снижения доходов, растущей долговой нагрузки и волны дефолтов, после окончания моратория на него чуда ждать не стоит. Остается снова одна надежда на нефть, которая в случае восстановления позволит бюджету вновь стать профицитным, а государству нарастить расходы и увеличить объем проектов, подытожил собеседник.