Была выработана ни к чему не обязывающая политическая декларация, но даже ее наотрез отвергла целая группа стран. Разработка плана по спасению мира от экокатастрофы отложена до следующего года, однако вряд ли к тому времени у «золотого миллиарда» и растущих экономик исчезнут их нынешние противоречия.
Перед делегатами стояли три задачи: договориться о сокращении парниковых выбросов так, чтобы к 2050 году средняя температура выросла не больше чем на 2 градуса; определиться с финансированием «адаптации развивающихся стран к изменениям климата» и зафиксировать договоренности в итоговом соглашении, которое заменило бы Киотский протокол (истекает в 2012 году).
Однако слишком сильными оказались разногласия между развитыми странами и растущими экономиками. В то время как для emerging economies потребность в росте энергопотребления в ближайшие годы будет куда выше, чем у постиндустриальных стран, западные инициативы предполагали, что к 2050 году страны «золотого миллиарда» будут иметь на человека вдвое большую квоту на выбросы.
На этом фоне чудес от встречи никто не ожидал: предполагалось, что будет подписана некая промежуточная декларация о намерениях. Однако сам ход конференции, запомнившейся организационным хаосом и уличными беспорядками, а также атмосфера, в которой принималось итоговое соглашение, пока дают лишь поводы кому для грусти, кому — для сарказма.
Общий смысл итоговой декларации (под авторством США, Китая, Индии, ЮАР и Бразилии) сводится к тому, что стороны действительно полны решимости не допустить потепления больше чем на 2 градуса, а беднейшим странам до 2020 года обещается выделить 100 млрд долл. Впрочем, этот документ жестко раскритиковали как нищие страны Океании, которым грозит затопление, так и стройный хор латиноамериканских «левых» (Венесуэла, Боливия, Куба и Никарагуа), а также ряд других развивающихся стран.
«В ни для кого не обязательном Копенгагенском соглашении нет ни слова о том, когда будет заключено новое юридически обязательное соглашение, — говорит руководитель группы «Экозащита!» Владимир Сливак. — Развитые страны направили усилия не на выработку нового договора, а на собственную выгоду. В Мексике через год будет следующая конференция, но пока не видно ни одной причины, по которой виновники провала изменили бы поведение через год, два или пять лет».
Источник: РБК Daily.