Подтверждением тому стал город найденный археологами в Хакасии раскинувшийся на семь километров. Открытие стало сенсацией для научного мира. Самым тщательным образом были исследованы руины дворца VIII-X веков. «Колонный зал», в котором не оказалось, так сказать, «отопительной системы», имел парадное, скорее всего культовое, хотя не исключено и административное, назначение. Под полом в его юго-западной части «проявились» остатки загадочного круглого сооружения диаметром около десяти метров, устроенного, по-видимому, еще до строительства зала. Круг образовывался частоколом из вбитых в дерн вплотную друг к другу жердочек, внутри он выстлан слоем щепок и полуистлевших досок. Интересно, что позднее, в IX-X веках, зал почему-то засыпали и на месте его возвели второй ярус, причем точно над старым кругом оказалось святилище в форме опять же круглого барабана с вделанным в него квадратным алебастровым алтарем. Квадрат, вписанный в круг, - символика земного и небесного огня. Находка уникальная. Святилище очень точно сориентировано по небесным светилам - серьезное подтверждение свидетельства арабских летописцев, сообщавших, что средневековые хакасы, поклонявшиеся солнцу, луне, звездам, были и отличными астрономами. Огромен придворный храм. Скамьи для знати. Отдельно возвышается место правителя. Второй зал, прямоугольный, размером побольше «колонного», когда-то, похоже, был разделен на отдельные помещения и служил жилой частью крепости. Что же представлял собой удел, столицей которого было откопанное Уйбатское (по названию реки) городище? Судя по всему это было развитое феодальное государство.
По найденным тамгам, знакам собственности того или иного феодала, ставящимся на скоте, предметах быта, каменных столбах, удалось найти границы владений баги - феодалов, которые передавались, как и власть, по наследству. В каждом баге - своя крепость. Высшая аристократия владела громадными табунами лошадей, рабами - военнопленными. Уже в VII веке до новой эры в Хакасии умело использовали искусственное орошение. На реках возводились плотины, вода по каналам длиной до двадцати километров поступала на пашни. И сегодня их следы видны со стен Уйбатского замка, многие века скрывавшегося под толщей земли. Словно верблюжьи горбы, два холма, мимо которых сотни и тысячи раз проезжали археологи, когда-либо работавшие в Хакасии. Они считались рядовыми курганами тагарской эпохи - из великого множества им подобных, рассыпанных по енисейской степи. Однако настало и их время. Ученые обратили внимание на то, что эти курганы отличались от тагарских формой, отсутствием каменных глыб (ими непременно обкладывались подобные могильники) и походили скорее на древние оплывшие строения среднеазиатского типа. Привлекало и местонахождение холмов - прямо у дороги, которая когда-то служила главным караванным путем, «связывавшим берега Енисея, Алтай, Среднюю Азию, Китай, Тибет. Навьюченные лошади, верблюды, ослы везли отсюда зерно, сибирские меха, шерсть, бивни мамонта, отсюда гнали племенной скот, знаменитых скакунов, а навстречу им шли караваны с пряностями, тканями, посудой, драгоценностями.
На великолепных ювелирных изделиях, найденных в родовых усыпальницах местной знати - золотых и серебряных чашах, кубках, -. на оружии, украшениях поясов и узд, - рисунки и орнаменты, в чем-то схожие со скифскими. Немалым достижением жившей здесь народности, предков нынешних хакасов, тувинцев, шорцев, алтайцев, тофаларов - стала енисейская письменность, основанная на местном варианте древнетюркского алфавита. Ею владела не только знать, но часто и простые ремесленники. На многих скалах по Енисею, на каменных стелах в хакасской степи и по сей день находят высеченные надписи - «енисейские» знаки.
Пока шли раскопки на Уйбатском городище, археологи открыли еще пять нежданных древнехакасских городов: Ербинский, храмовый, в котловане Copra; квадратную крепость с башнями и воротами в Шушенском; крупнейшие укрепленные районы со стенами и рвами в горах Оглахты на Енисее и в Варбакских горах; каменную крепость в верховьях реки Тебе на Хантегирском хребте Западного Саяна, а также огромную стену X века в районе створа Майнской ГЭС. Удивительно то, что найденные здания совершенно несхожи с известной архитектурой средневековой Евразии. Они глубоко самобытны.
Множество фактов, свидетельств, указаний, ставящих под сомнение теорию «чистого кочевничества», было известно и раньше. Очень интересны путевые впечатления главы первого русского посольства в Китай Федора Байкова. Когда он отправился со своей миссией в 1654 году от озера Зайсан, что в Казахстане, то на территории нынешней северо-западной Монголии ему попадались, как он пишет, «великолепные палаты, крытые червлеными крышами». Теперь никто не знает, где находились эти дворцы. Заглянем еще дальше в историю. Середина XII века. Арабский географ Идриси сообщает: «Все города страны кыргизов (так называли средневековых предков хакасов) расположены на территории, пространство которой измеряется тремя днями пути. Их четыре, большие, окруженные стенами и фортификационными сооружениями и обитаемые трудолюбивыми, храбрыми и мужественными народами». Фольклористы и этнографы, собравшие и записавшие многие хакасские предания и легенды, обнаружили в их текстах отнюдь не кочевническую атрибутику, но дворцы с золотыми дверцами, мосты, лестницы. И тем не менее до недавнего времени считалось, что у древних хакасов сложилось государство кочевников, примитивное, раннеклассовое или даже находящееся на стадии разложения первобытнообщинного строя.
Находки, открытия раскопок вместе с историческими источниками позволили проследить огромный отрезок интереснейшей истории древнего народа. Далекие предки хакасов, динлины, - народ, по описаниям, весьма своеобразный. Необычен, прежде всего, их внешний облик; рыжие волосы, голубые глаза, светлая кожа - внешность европеоидной расы, идущей от тагарской культуры «скифского» времени. Языком, культурой они близки предкам нынешних угров - хантов и манси, а также самодийцев - селькупов. Таким образом, у хакасов есть родственные народы на северной Оби и в Венгрии. Древняя родина же у них одна - Хакасско-Минусинская котловина. Расселение именно отсюда подтверждается как результатами раскопок, так и анализом фольклора, топонимики. С VI до середины IX века древне-хакасское государство занимало территорию современной. Хакасии, Северного Алтая, на севере до устья Ангары, на востоке - до Восточного Саяна, долины среднего течения Енисея и верховья реки Чулым. В 751 году Уйгурский каганат, располагавшийся на территории нынешней Монголии, захватил дружественную хакасам Туву, и граница прошла по Саянскому хребту. Однако в 820-840 годах хакасы разгромили уйгуров и, преследуя их, дошли до Амура, до Великой китайской стены во Внутренней Монголии, до Кашгара в Восточном Туркестане, на западе - до среднего течения Иртыша, на северо-западе - до места нынешнего Новосибирска, на северо-востоке заняли все Прибайкалье до Селенги. Разгромив уйгуров, часть их бывшей территории они оставил и под управлением уйгура. Вагатархана. В том же 840 году они проникли в центральноазиатские степи. Древнехакасское государство стало самым могущественным в Центральной Азии. При всей, однако, самобытности монументальной архитектуры, письменности, искусства, государственного устройства в результате раскопок выявилась вполне определенная этнографическая и культурная ориентация древнехакасского государства - не на Китай, упорно претендующий ныне на главенствующую роль в истории всей южной Сибири, а на... Запад. Об этом говорят все без исключения главные признаки культурной характеристики страны: руноподобность енисейской письменности, то есть она была буквенной, а не иероглифической. Писали же не тушью, как в Китае и в Японии, а только чернилами. Не кисточкой, а тростниковым пером. Городская архитектура, несмотря на изобилие вокруг строительного леса, господствовала не древесно-каркасная, как в Китае, а монолитная, то есть основным строительным материалом являлся сырцовый кирпич, строительными приемами сближаясь со среднеазиатскими. Схожими со среднеазиатскими были и горны для обжига глиняной посуды. Теперь, после открытия хакасских городов, к центрам исторической активности народов в Азии - Средней Азии, Центральной Азии (гунны) и Китаю прибавился еще Южно-Сибирский, или Хакасский, центр, а народности, населявшие в древности этот край, заняли наконец по праву принадлежащее им место в истории развития цивилизации. Но что же произошло с нею? Почему она неожиданно погибла? Раскопки дали ответ и на этот вопрос. В период наивысшего расцвета государства на него обрушилась страшная беда - в 1207 году в Туву вторгся со своими войсками старший сын Чингисхана - Джучи. Хакасы сопротивлялись владычеству завоевателей долго и упорно. Только в 1293 году монголы смогли сломить их сопротивление. Древнехакасское государство перестало существовать, наступил двухвековой период подневольного рабского труда. Урон стране был нанесен такой, что и после падения ига она уже не смогла восстановить прежний уровень развития и распалась на множество феодальных уделов. И как знать, в каком направлении развивалась бы история Сибири, если бы не Джучи-Хан…