Оставаться в стороне от экологических процессов сейчас невыгодно никому. По результатам социологических опросов, 90% населения планеты уверено, что именно бизнес должен быть ответственным за экологическую ситуацию. Потребители заявили, что предпочтут бренды с экофилософией. 70% людей готовы заплатить больше за продукты и услуги, которые не вредят окружающей среде.
Я создала подборку самых обсуждаемых экоинициатив и проектов, запускаемых крупными компаниями. Что это, социальная ответственность или маркетинг, — решать вам.
Большой бизнес «собирает камни»
Корпорации потребляют огромное количество невосполнимых ресурсов, загрязняют атмосферу выбросами углекислого газа, оставляют невероятные объёмы отходов. Но 2019 и 2020 годы ознаменованы тем, что большой бизнес принялся если не компенсировать причинённый урон, то хотя бы снижать негативное влияние на планету. Прослеживается ряд основных направлений.
Углеродный след
В декабре 2019 года состоялась Конференция ООН по изменению климата, на которой 533 компании заявили о планах сокращения выбросов парниковых газов. Чуть ранее в августе гиганты модной индустрии заключили «модный пакт» с целью остановить выбросы к 2050 году. Среди подписантов — Adidas, Chanel, Burberry, Hermes, Nike, Puma, Prada, Capri Holdings, H&M, Gap.
К таким результатам компании планируют прийти за счёт использования возобновляемых источников энергии. Один из успешных проектов в области альтернативной энергетики — разработки компании Heliogen. С помощью солнечных лучей учёным впервые удалось получить температуру более 1000 °С. Этого достаточно для промышленного производства.
Отказ от пластика и минимизация отходов производства
Unilever — компания, лидирующая на рынке пищевых продуктов и товаров бытовой химии, взяла на себя обязательство до 2030 года вдвое снизить влияние на окружающую среду. Не отстаёт Apple — все заводы компании сертифицированы с нулевым показателем отходов Zero Waste to Landfill.
Coca-Cola выходит из Ассоциации производителей пластмасс (PLASTICS). На территории Западной Европы отраслевой гигант будет выпускать бутылки из переработанного пластика. По прогнозам, этот ход сократит годовое потребление пластика на 3500 тонн.
О выходе из PLASTICS заявила и крупнейшая американская автомобильная корпорация General Motors (GM). А с упаковкой экспериментируют в компании Carlsberg — здесь представили прототип бутылки из древесного волокна, которое можно переработать. Этот же материал взяли за основу для создания биоразлагаемой упаковки в компании Chanel.
Cеть супермаркетов Trader Joe’s (США) также активно избавляется от пластика. В магазинах пропагандируют осознанное потребление, больше не предлагают одноразовые пакеты, продают большинство товаров без пластиковой упаковки.
Ресайклинг, апсайклинг
Я уже писала об инициативах модных домов, направленных на защиту экологии. Добавлю несколько ярких примеров.
Adidas выпускает кроссовки из переработанного океанического мусора, тем самым обращая внимание на острую тему загрязнения мирового океана. На полках Timberland появилась первая модель обуви из переработанного пластика.
Ещё дальше пошел американский ритейлер Rothy’s. Он изготавливает обувь из переработанных пластиковых бутылок на 3D-принтере.
Пионеры в области экологической ответственности — бьюти-марка Lush. Половина их товаров продаётся без упаковки, а баночки, которые есть в магазинах, изготовлены из переработанного пластика. Использованную упаковку можно вернуть на переработку, получив при этом подарок.
Сеть супермаркетов Marks&Spencer Market Place также собирает пластик на переработку и отказалась от упаковки.
IKEA запустила программу по приёму ненужного текстиля, LED-лампочек и батареек.
У косметического бренда L’Oreal вышла линейка по уходу за волосами Sourse Essentielle. Бутылки этой линии можно пополнять заново в салонах L’Oreal Professionnel.
Производитель косметики Mac стимулирует своих клиентов возвращать пустую упаковку акцией Back-to-Mac, в рамках которой можно выбрать помаду, блеск для губ или тени взамен шести пустых упаковок.
А как у нас
Вы, наверное, обратили внимание, что среди вышеперечисленных компаний нет ни одной отечественной. Глобальные инициативы касаются всех, но всё же хочется понимать, что думают об экологии в России.
Согласно исследованиям, россияне озабочены экологической ситуации в стране, об этом заявили более 66% опрошенных. Но компании пока не так активно реагируют на спрос потребителей, как на Западе. Экологические акции появляются фрагментарно, не отслеживается чёткой системы.
Самой масштабной можно назвать экологическую программу «Норникеля» — «Мир новых возможностей». Целью программы является создание благоприятных условий и возможностей для устойчивого развития северных регионов и сокращение загрязняющих выбросов на 75% в Норильском промышленном районе.
Летом 2019 года авиакомпания S7 Airlines выступила с кампанией по высадке миллиона деревьев на выгоревших территориях Сибири. Но это не единственная заслуга бренда перед планетой.
В парке компании есть лайнеры Airbus A320neo и Airbus A321neo с улучшенными экологическими характеристиками. Они позволяют сокращать расход топлива до 20%, благодаря чему уменьшаются выбросы углерода в атмосферу.
С экопроектами выступают ритейлеры. Например, онлайн-магазин Wildberries отказался от использования пластиковых пакетов. В сети супермаркетов «Магнит» в продаже есть шампунь Head&Shoulders в бутылке из пластика, собранного с береговой линии Атлантического океана.
Также бренд Procter & Gamble, объединившись с сетью розничной торговли «Лента», запустил экологическую инициативу «Я выбираю чистый город».
В рамках акции прошло голосование за расчистку парков в разных городах России. В итоге 8 региональных парков было расчищено, в некоторых Московских парках были установлены пункты для раздельного сбора мусора.
Не остался в стороне от экотренда супермаркет «Пятёрочка» — в магазинах появились многоразовые пакеты для фруктов и овощей, а в Московских филиалах ритейлера можно встретить покупательские корзины из переработанного пластика.
Супермаркет «Перекрёсток» пошёл дальше — при заказе продуктов в онлайн-магазине теперь можно возвращать пакеты курьеру. Подобный сервис появился у доставки готовой едыFresh Lab — пластиковые контейнеры теперь можно возвращать на переработку.
Особенно радует своим экологичным подходом «Вкусвилл». Здесь можно не только приобрести многоразовые пакеты, но и не нужно при взвешивании распечатывать наклейки со штрих-кодом.
Кассир самостоятельно взвешивает товары, вбивая цены напрямую в систему. На первый взгляд такая мера может показаться незначительной, но с учетом ежедневного товарооборота экономится огромное количество бумаги.
Широко известно, что так называемые «бумажные» кофейные стаканчики не поддаются переработке. На данный момент в России ежегодно используется около 6 млрд бумажных одноразовых стаканчиков.
С учётом растущей популярности формата «кофе с собой» — это реальная угроза экологии. Чтобы исправить ситуацию, было создано движение My cup, please.
Участники движения — кофейни, отказываются от одноразовой посуды и с радостью наливают кофе в собственные кружки клиентов. На данный момент в программе принимает участие 1500 заведений по всей стране. Переход на многоразовые аналоги позволит сохранить 367 тысяч тонн древесины и 5,8 млрд литров воды, а также сократить мусор на 42 тысячи тонн в год.
Российская компанияFaberlic позиционирует себя как экологически ответственный бренд. В составе их чистящих средств — только сырьё растительного происхождения. Производители отказались от опасных веществ, таких как фосфаты, хлор, аллергенные отдушки.
В России социальную ответственность нередко можно встретить среди частных предпринимателей и представителей малого бизнеса.
Например, появляются магазинчики, в которых товары продаются без упаковки. Первый такой магазин открылся в Петрозаводске в 2017 году. А не так давно отличилась Тюмень. В таких экомаркетах товары в основном продаются на развес, покупателям предлагают приносить собственные контейнеры и мешочки.
Есть позитивные подвижки и в модной индустрии. Открываются качественные секонд-хенды, в которых приятно делать покупки. В таких шоу-румах принимают вещи на продажу, а также продают изделия из переработанного материала.
«Свалка» — один из таких проектов, куда можно сдать не только ненужные вещи, но и домашнюю утварь, мебель или декор. Особенность компании в том, что «дарителю» не нужно идти в магазин или искать контейнеры по городу, представители «Свалки» приезжают на дом совершенно бесплатно. Около 70% выручки проект перечисляет сервису для добрых дел «Добро Mail.ru».
Похожий принцип у благотворительных магазинов «Спасибо» и Charity Shop. Посетители сдают ношеные вещи, часть которых отправляется нуждающимся, часть перепродается в секонд-хендах, часть идёт на переработку.
В моём онлайн-магазине решопинга Reshop.me продаётся одежда, обувь, аксессуары известных мировых брендов, купленные кем-то когда-то.
Часто в наш магазин попадают абсолютно новые вещи, которые не подошли по размеру или фасону, импульсивные покупки и дорогие подарки.
От стереотипных секонд-хендов такая комиссионка отличается качеством вещей, здесь можно приобрести такие бренды как Louis Vuitton и Chanel в среднем за треть от стоимости новой вещи. Так мы демонстрируем, что вторичный рынок вещей может быть привлекательным.
Продлевая цикл носки вещей, я призываю людей к осознанному потреблению и отказу от быстрой моды. И хотя многие из нас считают, что в ответе за экологию — бизнес, я думаю, что начинать нужно с себя.
Делая шаги на пути к zero waste, минимизации отходов и вторичному потреблению, мы не только сами снижаем нагрузку на планету, но и стимулируем корпорации менять свой подход к производству. В таком случае не так важно, с какой целью бизнес выступает с экологической инициативной, главное — результат.