Выступая на «правительственном часе» в Государственной Думе министр энергетики Сергей Шматко подчеркнул, что в отрасли закончен переходный период реформирования, главным результатом которого стала «стопроцентная либерализация рынка». Тут, наверное, надо бы возрадоваться. Но вот, к примеру, мнение советника президента ЗАО «ОМК» по энергетике профессора Георгия Кутового: «Реформа электроэнергетики завершена, и отрасль во всех её видах деятельности после реструктуризации и приватизации представляет сегодня множество (свыше 500) независимых хозяйствующих субъектов с децентрализованной системой технической и экономической политики и с атрофированной ответственностью перед потребителем электроэнергии и тепла за надёжное и экономически обоснованное их энергоснабжение. Ушла в историю очень сильная холдинговая корпоративная система псевдогосударственного управления отраслью в лице РАО ЕЭС и ей на смену пришло Минэнерго России с очень слабыми управляющими функциями». Зато, пожалуй, с избыточным чиновничьим оптимизмом.
Заметим, что не так давно итоги реформирования отрасли рассматривались на совместном заседании специалистов-энергетиков ТПП РФ и РСПП. Тогда председатель Комитета ТПП по энергетической стратегии и развитию ТЭК Юрий Шафраник, подчеркнув, что электроэнергетика является самой социальной из всех технических отраслей, говорил об острой необходимости пересмотреть всю систему управления отраслью, повысить надежность и инвестиционную активность, привлечь высокопрофессиональные кадры.
По словам Эдуарда Волкова, директора ЭНИН им. Г.М. Кржижановского, наше отставание от развитых стран в части внедрения новых технологий в электроэнергетике колеблется от 10 до 15 лет. Отсутствуют эффективные механизмы управления и оптимизации совместной работы новых многочисленных собственников электроэнергетических объектов.
Несмотря на значительные инвестиции в строительство электросетевого хозяйства, техническое перевооружение и реконструкцию объектов, доля электрических сетей со сроком службы более 30 лет превышает 30 процентов. Пиковые нагрузки на изношенные сети сохраняют высокие риски возникновения техногенных системных аварий. О чем и свидетельствует целая череда таковых (аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, в Москве, в С.-Петербурге, в ряде центральных областей).
Наконец, как отмечалось 8 июня на Круглом столе Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, введение с 2011 года правил долгосрочного рынка мощности (ДРМ) и обязательное условие для всех участников оптового рынка заключать договора предоставления мощности (ДПМ) с платежами на 10–30 лет для возврата денег энергокомпаниям за введенные энергомощности полностью исключило даже теоретическую возможность конкуренции инвесторов в сфере будущих поставок электроэнергии (мощности), переложив все энергобалансовые и финансовые риски только на промышленные компании.
Вот такая стопроцентная либертад электрорынка.