Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни мечтал о волшебном принтере, который бы печатал деньги. Находились бедолаги, которые простодушно распечатывали скачанное из Интернета фото пятитысячной купюры и бежали с ней в магазин за бутылочкой, где их ждало горькое разочарование. Но прогресс не стоит на месте.
И в наши дни появился чудо-принтер, который печатает не наличные, а гораздо большее – судьбу. Незаслуженное право на беспроблемное пребывание в России. Впрочем, и деньги этот аппарат тоже печатает. Для своего изобретателя – бывшего директора Центра языкового тестирования мигрантов и содействия миграционной политике при Московском государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина Артема Юрьевича Зоточкина.
Остап Бендер нашего времени
Не так давно господин Зоточкин был приговорен к 4-м годам колонии общего режима и штрафу в размере 150 тысяч рублей за мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц, и отмывание денежных средств (ст. 159 ч. 4 и ст. 174.1 ч.4 п. «б» УК РФ). Это дело произвело много шума.
По версии следствия, Зоточкин А.Ю. мошенническим путем пытался захватить имущество одной из коммерческих организаций Санкт-Петербурга. Он создал преступную схему, в результате которой был изготовлен договор купли-продажи земельного участка площадью 1011 кв. м балансовой стоимостью более 19 млн рублей и здания социального культурно-бытового назначения площадью 946 кв. м – стоимостью более 18 млн рублей. А затем предоставил документы в Росреестр вместе с заявлением о перерегистрации права собственности на эти объекты. Однако деньги на счет компании-владельца недвижимости так и не поступили.
«Вместе с подельниками Зоточкин организовал преступную схему отчуждения объектов недвижимости в пользу подконтрольного ему юридического лица, скрыв данный факт от учредителя. Путем обмана он похитил имущество юридического лица на сумму более 37 млн рублей», – говорилось в заявлении МВД.
И это при том, что сам А.Ю. Зоточкин долгое время являлся служителем закона: ни много ни мало, работал прокурором Республики Коми. На этом посту в далеком уже 2010 году его и настигла слава «горе-героя Интернета». В сети появилось видео, как должностное лицо игнорирует рамку металлоискателя в аэропорту Сыктывкара и просто ее обходит, избегая предполетного досмотра. Инцидентом заинтересовалась «Комсомольская правда», хорошенько пропесочив прокурора. Да и возмущенная общественность не осталась в стороне. Ведь проходил этот человек в самолет еще и якобы с оружием. Правда, сам виновник торжества этот факт яростно отрицал.
Скандал на всю страну не помешал Зоточкину пойти на повышение и получить должность в Санкт-Петербургской транспортной прокуратуре. И снова «недоразумение»: в 2011 г. сотрудники Балтийской таможни задержали в морском порту Петербурга крупную партию автомобильных лакокрасочных изделий, принадлежащую греческой компании H.B. Body S. Пробы воздуха, взятые в контейнерах, показали превышение предельно допустимых норм ядовитых веществ в продукции в 571(!) раз. Товар задержали и отправили на временное хранение. Однако вмешалась транспортная прокуратура, возглавляемая Феофилом Кехиопуло. Его заместитель Зоточкин выпустил документ с удивительным названием: «Предостережение о недопустимости нарушения закона», где говорилось, что воздух, пробы которого взяли таможенники, не является объектом таможенного декларирования. А значит, обращать внимание на содержащиеся в нем вредные вещества не нужно. Бумаженция увенчивалась требованием к руководству Балтийской таможни не задерживать груз греческих бизнесменов. Конгениально, товарищ Бендер!
После этого широко освещаемого в СМИ приключения прокурора Зоточкина он ненадолго залег на дно. Чтобы явиться широкой общественности уже в качестве директора Центра языкового тестирования и содействия миграционной политике, созданного на базе Центра государственного тестирования и Центра сертификационного тестирования, работавших при Институте им. А.С. Пушкина. Злые языки тут же зашептались, что столь престижную должность герой нашего авантюрного романа получил не без поддержки родного брата – экс-министра по делам печати, информатизации и связям с общественностью Республики Карелия Игоря Зоточкина, ныне крупного бизнесмена. Да и бывший шеф – Кехиопуло, ставший после транспортной прокуратуры заместителем прокурора Санкт-Петербурга, вероятно, тоже подсобил. И не зря.
Новая преступная схема
Как сказано на официальном сайте Института им. А.С. Пушкина: «Центр лингводидактики, языкового тестирования и содействия миграционной политике Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина занимается организацией и проведением: государственного тестирования по русскому языку иностранных граждан и лиц без гражданства, претендующих на прием в гражданство РФ; комплексного экзамена по русскому языку, истории и основам законодательства РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих оформить разрешение на работу в РФ или патент, разрешение на временное проживание в РФ, вид на жительство в РФ, а также экзаменов в системе ТРКИ».
Что это значит и кому это нужно? Если иностранец желает жить и работать в России, ему для этого требуются соответствующие документы: патент или разрешение на работу, разрешение на временное проживание или вид на жительство. Также, если иностранный гражданин или лицо без гражданства хочет получить российское гражданство или сертификат, подтверждающий навык владения русском языком, ему необходимо пройти соответствующее тестирование. Для приема в гражданство РФ сдается государственный экзамен, для получения разрешения на работу или патента, разрешения на временное проживание и вида на жительство в России – интеграционные экзамены по русскому языку, истории и основам законодательства РФ. Это предусмотрено программами государственного тестирования Российской Федерации. После успешного прохождения тестирования человек получает государственный сертификат – солидный документ с водяными знаками, печатями и подписями официальных лиц. То есть все очень серьезно.
Правительство РФ не зря постаралось четко регламентировать порядок получения разрешений на работу, вида на жительство и гражданство в нашей стране. Потому что люди, желающие какое-то время находиться на территории российского государства и, тем более, стать его гражданами, должны быть в состоянии интегрироваться в наше общество. Это не только сделает их пребывание в России более комфортным, но и будет способствовать спокойствию коренного населения и предотвращению социальной напряженности, которую можно наблюдать в Европе. То есть речь идет о безопасности как россиян, так и самих иностранцев.
Понятно, что государственные экзамены – дело очень ответственное, к которому нужно подходить максимально серьезно. Право их проводить есть у организаций, обладающих необходимыми разрешениями и ресурсами. Только они могут выдавать государственные сертификаты. После того, как кандидаты докажут свое владение русским языком и знанием истории и законодательства нашей страны. А для этого сначала нужно пройти полноценное обучение, ведь подавляющее большинство прибывающих в Россию иностранцев русским языком владеет плохо, а об истории и законах нашей гостеприимной земли и вовсе имеет весьма смутное представление.
Вот тут-то в дело и вступает тот самый «чудо-принтер» Артема Зоточкина. В региональные т.н. «представительства» Центра языкового тестирования для мигрантов и содействия миграционной политике при Московском государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина, зачастую по факту находившиеся на квартирах частных лиц, основной контрагент высылал принтеры, позволяющие прямо на месте, «без шума и пыли», печатать готовые государственные сертификаты. Конечно, и бланки этих сертификатов государственного образца, изготовленные в аккредитованной типографии, тоже заботливо высылались. Уже сразу с подписью должностного лица и печатью Центра. Да-да, пустые бланки, в которые еще не были внесены личные данные лиц, которым они впоследствии выдавались.
Всем известно, что подписывать пустые документы нельзя. Всем, кроме сотрудников Центра языкового тестирования института Пушкина. Надо ли говорить, что экзамены на самом деле не проводились. В то время, как другие организации, занимающиеся тестированием и выдачей сертификатов, делают все по закону, проводя многочасовые экзамены, во время которых заполняются контрольные листы и снимается видео, в Центре лингводидактики, языкового тестирования и содействия миграционной политике Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина всей этой «ерундой» не заморачивались. И просто на месте печатали сертификаты о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации для получения разрешения на временное проживание (РВП), вида на жительство (ВНЖ), разрешения на работу и патента. Выдавали эти серьезнейшие документы неизвестно кому. Чем, по большому счету, подвергали опасности жителей России.
Ведь вид на жительство можно получить на 5 (!) лет. Это значит, что случайный человек, не знающий особенностей жизни в нашей стране, не имеющий представления о ее культурных и нравственных нормах и, главное, не умеющий двух слов связать по-русски, будет находиться на территории России в течении столь продолжительного времени. Хорошо, если просто жить и работать. А если начнет заниматься противоправной деятельностью? Что тогда делать? И кто будет в этом виноват?
Сама «процедура» липового получения сертификатов, если попроще, проходила следующим образом: на конспиративную квартиру (ой, простите, «региональное представительство» Центра лингводидактики, языкового тестирования и содействия миграционной политике Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина) являлась неопознанная иностранная личность, платила деньги и получала сертификат государственного образца. Однако чаще печать сертификатов на «чудо-принтере» проводилась в массовом порядке: организации сразу оформляли сертификаты для своих иностранных работников. Ничего не напоминает? Например, продажу липовых дипломов в переходе? Сколько уже людей пострадало от лжеврачей, ненастоящих инженеров и даже пилотов? Подумать страшно.
В Институте Пушкина сертификаты вносили в базу, однако материалов, удостоверяющих прохождение иностранцами экзаменов – контрольных листов и видео проведения экзаменов, разумеется, не было. Что является грубейшим нарушением.
Вы спросите: «Неужели никто из получивших такие сертификаты не привлекал внимания государственных органов своим полным незнанием русского языка?» Конечно, такие случаи были. Если чиновники начинали сомневаться, то вводили запрос в базу. И если у них оставались сомнения, запрашивали материалы. Которые в т.н. «представительствах» тут же создавались задним числом. Да еще и с какими ухищрениями! Сам бы товарищ Бендер-бей позавидовал! Достижения технического прогресса вовсю шли в дело: спешно лепились липовые матрицы – контрольные листы о прохождении тестирования – и даже снималось видео.
Заподозренный в нечестном получении сертификата иностранец становился персонажем настоящего авантюрного фильма: ему в ухо вставляли микронаушник, а за ширмой тут же в комнате скрывался сообщник, наговаривающий ему правильные ответы прямо в ухо. И прибывший в нашу страну жить и работать человек, как попугай, повторял непонятные ему звуки. И все шито-крыто.
Да, чудны дела ваши, господин Зоточкин! Вы спросите, при чем тут Артем Юрьевич? Ведь после отсидки он уже не занимает должность директора Центра лингводидактики, языкового тестирования и содействия миграционной политике Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина. Это формально. А на самом деле роль у него важная и ответственная – как серый кардинал, он руководит операцией, предусмотрительно оставаясь в тени. Повысил свой уровень: это вам уже не мимо рамки в аэропорту переть.
Вот так-то… Великий и могучий русский язык… Для кого-то – родной и любимый. Для кого-то – средство общения. А для кого-то – способ обогащения. Причем незаконного.