Одиозный концерн «Покровский» из Ростова-на-Дону вновь оказался в центре громкого скандала, на сей раз его публично обвинили в попытке рейдерского захвата успешного донского агропредприятия. Если раньше холдинг хозяйничал в основном на Кубани, «пожирая» там в основном небольшие хозяйства, беззащитных пайщиков и мелких фермеров, то теперь речь идет о СЗАО «СКВО», которое гремело на весь Союз, да и сегодня считается одним из лучших агропредприятий страны. О том, что за угрозами и запугиванием стоят люди из «авторитетного бизнеса», говорят сами руководители хозяйства, а также многие журналисты-расследователи. Вот только в отличие от прошлых случаев попытка «захвата» данного предприятия может выйти боком: по данным СМИ, этим делом всерьез заинтересовались федеральные органы правопорядка.
Проблемы у предприятия начались сразу после смерти его руководителя Владимира Михайловича Касьяненко, который долгие годы боролся с онкологическим заболеванием. Как рассказали журналистам члены семьи Касьяненко и замгенерального директора «СКВО» Анатолий Ефанов, к предприятию проявляют интерес именно люди из «Покровского», который уже успел «прославиться» в Краснодарском крае. В ход идет обкатанная схема: используют семейные неурядицы, конфликты между партнерами или сложное финансовое положение компании. Обнаружив малейшую возможность вбить клин между партнерами или членами семьи, тут же принимаются за дело. В случае со "СКВО" решили раздуть даже не существовавший на тот момент конфликт между наследниками, выяснили расследователи.
В семью вбивают клин
- Когда только папа заболел, к нам уже тогда приезжали различные темные личности и говорили: «Продавайте все». Угрожали и мне, и маме. Дениса (приемного сына Касьяненко от первого брака – ред.) обещали посадить, ссылаясь на большие связи в силовых структурах, - рассказала Анна в недавнем интервью «Российской газете». После смерти отца именно ее единогласно выбрали руководить предприятием.
Несмотря на молодой возраст, она получила прекрасное образование по специальности «Международная экономика» и успела получить уникальный для ее лет опыт работы в крупнейших агрохолдингах юга - «Бизон» и «Юг Руси». Отец в этом отношении был человек строгий, он хотел, чтобы дочь прошла все ступени производства и получила реальный опыт работы. Как рассказывали очевидцы, он даже звонил в компанию и советовал: «Вы там с дочкой построже» (и разве не в этом проявилась настоящая отцовская любовь?! Разве не полученные там качества позволили Анне и ее семье выстоять и не отступить перед «рейдерской машиной»? Успел Владимир Михайлович и ум воспитать, и закалить характер!).
У Владимира Михайловича был еще приемный сын от первого брака, Денис. Казалось бы, отец захочет передать управление сельскохозяйственным предприятием мужчине и будет готовить его для этой работы. Но сын, которому отец обеспечил недешевое высшее образование в Австрии, умудрился влипнуть там в темную историю с поддельным дипломом. А такие методы для Владимира Михайловича были не приемлемы. Забрал сына и трудоустроил его на предприятие рядовым менеджером. По сути, дал еще один шанс, но на простых и справедливых условиях: хочешь работать в семейном предприятии – добивайся всего честным трудом, но не махинациями и авантюрами. И все у тебя будет.
По суду наследниками Касьяненко были признаны трое: его супруга Елена, дочь Анна и Денис. Но именно Анна единогласно была выбрана руководителем, согласно и воле отца. Наверное, «запугиватели» рассчитывали, что молодая руководительница не сможет справиться с психологическим давлением и угрозами. Отдаст или, может быть, продаст компанию на выгодных условиях. Но Анна оказалась достойной сменой: она не только смогла спасти предприятие от распада (хотя такие попытки растащить имущество в самое сложное время, конечно же, предпринимались), но и стала защищать себя и семьи работников «СКВО», которые не на шутку испугались захвата.
Что ты наделал, Денис?
Когда начались угрозы, на семейном совете было принято решение переписать все наследство на супругу Владимира Михайловича, это сделало бы нападение на Анну и Дениса бессмысленным. В том, что за угрозами могут последовать реальные покушения, не сомневался уже никто (в какой-то период семье даже пришлось нанимать охрану). Никто тогда не думал, что между ближайшими родственниками могут возникнуть хоть какие-то разногласия. Однако спустя некоторое время Денис внезапно объявил семье, что его «заставляют идти в суд и восстанавливать права на наследство», рассказала Анна. Кто заставлял, до сих пор загадка.
Но осенью 2015 года Денис уволился из "СКВО" и компании "Владен" (она является держателем более 90% акций «СКВО» и фактически контролирует работу агропредприятия) и подал иск в суд о признании его отказа от наследства недействительным. С этого момента от его имени уже действовали юристы, выяснили журналисты. Суд восстановил его в правах, тогда Анна сделала то же самое. Наследников, включая супругу Владимира Михайловича, снова стало трое.
А в 2016 году вдруг первая жена Владимира Михайловича подала иск в суд, в котором потребовала 50 процентов доли имущества умершего. Естественно, суд такой иск не удовлетворил (у нее и по закону не было на это никаких прав, да и чисто по-человечески: при разводе Владимир Михайлович не только перевел ей серьезную сумму, которой бы хватило на всю оставшуюся жизнь, но и написал заявление, чтобы первая жена получала его пенсионные выплаты. И вот она «благодарность!»). У семьи нет сомнений, что Денис находится под влиянием и давлением людей из крупного бизнеса. Они не верят, что он добровольно мог бы предать память отца (кстати, по данным «РГ», на территории хутора Красная Звезда, где базируется "СКВО", были замечены автомобили, принадлежащие сотрудникам частного охранного предприятия из того самого концерна. Что там делали ЧОПовцы, остается только догадываться).
Как рассказала Анна, после того как Денис восстановил свои претензии на наследство, он уже четыре года не отвечает на письма и не выходит на связь. Возможно, сказалась его тяга к авантюризму, а может, он поддался угрозам неизвестных лиц. Сейчас сказать трудно. Но такой резкий разворот был настоящим ударом как для семьи, так и для всего дружного коллектива «СКВО». «Нам ни разу не дали поговорить, очевидно, опасаясь, что мы сумеем понять друг друга, как это было всегда», - уверена Анна.
Органы правопорядка или «цепные псы» капитала?
Борьба Анны и ее хозяйства продолжается. Запугать Анну и трудовой коллектив не удалось, поэтому враги не останавливаются ни перед чем. Недавно на могиле Владимира Михайловича появились таблички его жены и дочери с траурной лентой в углу. Ниже фотографий указана дата рождения и далее вторая дата - 2 сентября 2019 года. По словам юристов, это расценивается как прямая угроза убийством. Дело уже расследуется. Но насколько заинтересованы правоохранительные органы в скорой поимке исполнителей и, главное, заказчиков, этой угрозы?
Как стало известно, сотрудники СУ СКР по Ростовской области организовали проверку в отношении супруги Владимира Михайловича, якобы подозревая ее в мошенничестве. По этому поводу Елена Владимировна направила жалобу прокурору Ростовской области Юрию Баранову, в которой сказано: "Масштаб и скорость проводимой проверки поражают. Неясно, в связи с чем проверку по заявлению о мошенничестве без спецсубъектов проводит не отдел полиции или следственный отдел СК по району, а СУ СК области. В нарушение УПК РФ проверка идет уже два месяца, решения по ней не принимаются, неясно, на основании чего продлеваются ее сроки".
При этом работники «СКВО» тоже не хотели молча наблюдать, как решается их судьба. Они подписали и направили заместителю Генерального прокурора РФ Андрею Кикотю коллективную жалобу с просьбой защитить предприятие. Как сообщил накануне журналист Евгений Михайлов, федеральным властям уже «надоела» наглость, с которой действуют рейдеры на юге страны. Да и публикация в «Российской газете» - это тоже недвусмысленный намек на то, что из Кремля дано добро на то, чтобы «осадить» зарвавшихся дельцов.
За последний год Ростовская область потеряла огромное число знаменитых предприятий и известных брендов: обанкротились «Цимлянские вина», еще одни «могущественные люди» отобрали и развалили одно из крупнейших индейководческих производств в Европе – компанию «Евродон», и так далее. Все это, кстати, сильно бьет по репутации донского губернатора. Насколько известно, Василий Голубев искренне переживает за развитие агропрома. Что ж, мы будем следить за развитием событий и обязательно расскажем об его итогах.
Кстати
Под руководством Анны Касьяненко СЗАО «СКВО» только набирает обороты. Прибыль идет на постоянное обновление и модернизацию оборудования. С 2015 года хозяйство вложило в агропроизводство более 2,36 миллиарда рублей. Растут как производственные, так и финансовые показатели. Даже в такой сложной сфере, как молочное животноводство. Например, с 2015 года предприятие утроило производство молока, а надои выросли с 11 до 35 тонн в сутки. Фермеры поймут, насколько это феноменальный успех. Растет реализация мяса, например, сильно увеличилось производство свинины (кстати, вся выращенная продукция продается на отечественные мясокомбинаты). Как говорит Анна Касьяненко, стратегическая цель предприятия - сохранение высокой эффективности растениеводства и увеличение производства животноводческой продукции.