Муравьева Алена Игоревна
выпускник,
Российский Университет Транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: alencha_gtlmn@list.ru
Захаров Георгий Андреевич
студент 4 курса,
Российский Университет Транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: ggppccll@yandex.ru
Научный руководитель – Куренков Пётр Владимирович
д.э.н., профессор, зам. директора
Российский Университет Транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
Planning and selection of schemes for the supply of precious metals
Muraviyeva Alena Igorevna
Graduade
Russian University of Transport (MIIT),
Moscow, Russia
Zakharov Georgy Andreevich
4th year student,
Russian University of Transport (MIIT),
Moscow, Russia
Scientific supervisor– Kurenkov Petr Vladimirovich
Doctor of economics, professor, Deputy Director,
Russian University of Transport (MIIT),
Moscow, Russia
Статья посвящена комплексному разработке и выбору оптимальных схем поставок драгоценных металлов компании ПАО «Высочайший», а так же комплексному анализу её деятельности. В процессе анализа были выявлены проблемные места и предложены способы их устранения.
Ключевые слова: логистические потоки, МТР, стратегическое планирование.
The article is devoted to the complex development and selection of the optimal schemes for the supply of precious metals of PJSC “Vysochaishy”, as well as a comprehensive analysis of its activities. During the analysis, problem areas were identified and ways to eliminate them were proposed.
Key words: logistic flows, MTR, strategic planning.
Планирование и выбор схем поставок драгоценных металлов разберём на примере ПАО «Высочайший» (GV Gold) – динамично развивающейся компании с высоким уровнем эффективности производства – входящую в ТОП-10 ведущих золотодобывающих предприятий России. По итогам 2017 года Компанией произведено 225 тыс. унций золота. Компания обладает сбалансированным портфелем производственных и геологоразведочных лицензий.
ПАО «Высочайший» помимо остальных имеет три ключевых разработанных проекта:
· Иркутский проект;
· Тарынский проект;
· Алданский проект.
Нас интересует построение логистических потоков в компании ПАО «Высочайший». Основными логистическим потоками являются:
· материальные потоки компании, куда входят готовая продукция, руда, СТС (собственные транспортные средства), ТСМП (транспортные средства международных компаний), топливо, реагенты, оборудование и прочее;
· финансовые потоки, куда входят денежные средства, денежные трансферы, кредиты, займы, дебиторская задолженность, электронные платежи и прочее;
· информационные потоки (запросы, сообщения, почта, счета, счета-фактуры, документы на поставку, транспортные накладные, таможенные декларации и прочее).
На рисунке 1 изображена логистическая цепь поставок
компании ПАО «Высочайший».
Рисунок 1 – Логистические потоки ПАО «Высочайший»
Одним из самых важных звеньев цепей поставок компании является материально-техническое обеспечение. Для обеспечения предприятия своевременными поставками МТР необходимо выстраивать эффективное взаимодействие компании с внешними поставщиками.
После некоторых закупочных операций вся информация размещается на интернет-сайте, тогда в работу включается блок МТС, который должен проинформировать всех потенциальных поставщиков о начале тендерной работы по закупкам МТР.
Наиболее капиталоемкими номенклатурами, такими как нефтепродукты, оборудование, металлопродукция занимается порядка 75% в денежном выражении всего объема закупок МТР. Оставшиеся 25% МТР закупаются бизнес-единицами ПАО «Высочайший» самостоятельно.
Стоит заметить, что номенклатура наиболее сложного технологического оборудования, транспорта и т.д. закупается за рубежом, а стандартные материалы и оборудование компания закупает у российских поставщиков.
В связи с отсутствием систематизации и планирования в процессе закупок МТР и ТМЦ, оптимизировать план закупок МТР и ТМЦ достаточно сложно, потому что функции закупок выполняются одновременно несколькими подразделениями, имея низкий уровень согласованности между собой. При закупе МТР не всегда учитываются запасы на складах.
Анализ деятельности компании ПАО «Высочайший» показал, что в компании существуют некоторые «узкие» места в планировании поставок, а именно [6]:
· отсутствие интеграции и кооперации контрагентов в цепи поставок и отсутствия совместного планирования;
· межфункциональная и межорганизационная несогласованность;
· сложная структура управления и сложная организационная структура;
· отсутствие централизованного планирования транспортно-логистической деятельности бизнес-единиц ПАО «Высочайший».
Поскольку задачей нашей работы является внедрение методики планирования цепи поставок компании ПАО «Высочайший», следует отметить, что для успешного осуществления данной цели необходимо соблюдение некоторых условий:
1) верное прогнозирование цены, спроса на продукцию, продаж компании, где прогноз цены является определяющим моментом и фактически определяет выручку компании;
2) верное прогнозирование производственных и добывающих мощностей компании;
3) соответствие плана продаж продукции плану основной деятельности компании;
4) мотивация сотрудников компании.
Процесс внедрения новой системы планирования сложен и трудоемок, поэтому проводится он должен с тщательнейшей подготовкой в несколько этапов, рассмотрим их:
Фаза 1 – Подготовительные работы:
1) обоснование внедрения новой системы планирования;
2) создание проектной группы;
3) обучение проектной группы;
4) разработка плана модернизации информационно-аналитической системы;
5) формирование пакеты данных.
Фаза 2 – Осуществление стратегического анализа и планирование: цены и спроса, геологоразведки, добычи, производства, логистики, финансовое.
Фаза 3 – Внедрение:
1) разработка корпоративной политики процесса интегрированного планирования;
2) внедрение процесса интегрированного планирования;
3) внедрение процесса контроля и оценки эффективности;
4) устранение ошибок.
Вся процедура внедрения новой системы планирования должна быть произведена за 12 месяц. Первая фаза должна занять 1-3 месяца, вторая фаза 3 месяца и третья фаза от 5-7 месяцев.
Рассмотрим более детально стадию создания новой системы планирования, приведенную в таблице 1.
Таблица 1 – Процесс стратегического планирования компании ПАО «Высочайший»
Этап планирования |
Содержание этапа планирования |
Процесс стратегического анализа и формирования плана стратегического развития ПАО «Высочайший» |
- На основе аналитической информации о внешней и внутренней среде компании осуществляется прогноз цены и спроса на продукцию; - из разработанных альтернатив, выбирается оптимальный вариант функциональной стратегии; - разработка среднесрочного плана на 18-24 месяца. |
Процесс прогнозирования цены реализации золота и планирования спроса |
- Определение прогноза спроса на год; Данный этап осуществляется с привлечением сторонних консалтинговых и маркетинговых агентств, крупных клиентов компании, а также аналитики продаж компании за прошедшие периоды. |
Планирование НИОКР |
- Разработка новых подходов в области геологоразведки (к примеру, разработка новых геолого-минералогических исследований первичных руд. |
Планирование основной деятельности |
- Операционное планирование по геологоразведке, добыче и производству золота; - тактическое планирование по геологоразведке, добыче и производству золота. |
Утверждение итоговых планов |
- Консолидация и утверждение плана продаж и операций; - cогласование тактического и стратегического уровней планирования. |
Результатом данной фазы планирования является консолидированный план продаж и операций, в который включены основные функциональные планы ПАО «Высочайший», а именно: прогноз цены и план спроса, планы геологоразведки, добычи, производства, план НИОКР, план логистики (план материально-технического обеспечения, план транспортно-складского обеспечения), финансовый план.
Согласно новой схеме работы транспортно-логистической системы направление логистических потоков будет выглядеть следующим образом ПАО «Высочайший»:
Рисунок 2 – Логистические потоки ПАО «Высочайший» по новой системе планирования
Нами была рассмотрена деятельность компании ПАО «Высочайший», основные показатели деятельности, особенности построения логистических цепей поставок в компании.
На основании проведенного анализа нами были выявлена такие проблемы как в связи с отсутствием систематизации в процессе осуществления закупок МТР, систематизировать план закупок МТР достаточно сложно, поскольку функция закупок выполняется несколькими подразделениями одновременно, имея низкий уровень согласованности между собой. При закупе МТР не всегда учитываются запасы на складах, даже. Вследствие этого получается, что некоторые запасы МТР превышают реальное потребление, и часть ТМЦ становится невостребованным и неликвидным. При этом невостребованный и неликвидный ТМЦ не всегда быстро удаляется со складских помещений и открытых площадок, а продолжает храниться, занимая тем самым полезную площадь хранения для поступающих МТР. Другие наиболее оборачиваемые виды МТР закупаются в недостаточном объеме, который должен покрывать потребность.
Для решения подобного рода проблем нами рекомендовано следующие мероприятия: внедрение информационного модуля планирования спроса и продаж S&OP [1], позволяющего планировать деятельность организации на каждом этапе, упорядочивать процессы цепей поставок, оптимизировать их, сокращать потери/простои, повышать эффективность деятельности компании, а также создать централизованный логистический центр в Иркутской бизнес-единице ПАО «Высочайший» для повышения эффективности логистических цепей.
На основе внедрения разработанных мероприятий по нашим прогнозам прирост выручки компании должен составить не менее 1,36 млрд.руб., а также помимо прочего повысить качественные и количественные показатели деятельности компании: сократить затраты материально-технического снабжения; повысить оборачиваемость МТР; сократить затраты транспортно-складского обеспечения; сократить таможенные расходы; повысить точность планирования; сократить объемы запасов; повысить производительность компании; сократить время поставки.
Для повышения эффективности планирования и выбора схем поставок драгоценных металлов необходимо подробное изучение методических подходов, изложенных в работах [1-5, 7-9].
Библиографический список:
1. Инновационный потенциал национальной экономики: приоритетные направления реализации: колл. монография / Брутян М.М., Головчанская Е.Э., Даниловских Т.Е., Покровская О.Д. и др. – Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд. ЦРНС, 2015. – 164 с. С. 129-162 ISBN 978-5-00068-447-4
2. Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Взаимодействие на транспортных стыках при внешнеторговых перевозках // Железнодорожный транспорт.- 2002.- № 2.- С.48-52.
3. Котляренко А.Ф., Тучков Э.В., Куренков П.В. Повышение эффективности внешнеторговых перевозок через порты Юга России // Железнодорожный транспорт.- 2003.- № 2.- С.30-35.
4. Куренков П.В. Логистический подход к управлению грузопотоками // Железнодорожный транспорт.- 1997.- № 3.- С.13-15.
5. Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Взаимодействие грузовладельца с причастными подразделениями при экспортно-импортных железнодорожных перевозках через морские порты // Бюллетень транспортной информации.- 1997.- № 6.- С.34-38.
6. Новикова А.Ю. Совершенствование планирования в цепях поставок вертикально-интегрированных компаний (на примере компаний золотодобывающей промышленности). Дис ... к.э.н. М.: НИУ ВШЭ.- 2017.
7. Покровская О.Д. «Сбитый прицел» клиентоориентированности / О.Д. Покровская // РЖД-Партнер. – 20 июня 2016.
8. Покровская О.Д. Моделирование системы организации перевозочного процесса через терминальную сеть / О.Д. Покровская // Известия Транссиба.- № 1 (29).- 2017.- С.118-130.
9. Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Стратегия логистического управления внешнеторговыми перевозками // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2004.- № 3.- С.26-35.
Материал размещен кафедрой
«Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019