Мугинова Олеся Алексеевна
Студент 3 курса,
Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: olesya.muginova@mail.ru
Научный руководитель – Глинский Владимир Анатольевич
к.т.н., доцент,
Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vglinskiy@yandex.ru
Structural functional analysis of terminal network and classification of forwarder products
Muginova Olesya Alekseevna
3st grade student,
Saint Petersburg State University of Civil Aviation,
Saint-Petersburg, Russia
Scientific supervisor – Glinskiy Vladimir Anatolevich
Candidate of Engineering Science, Docent,
Saint Petersburg State University of Civil Aviation,
Saint-Petersburg, Russia
В статье разработаны принципы классификации терминально-сетевых продуктов экспедитора в целях повышения эффективности международных мультимодальных перевозок, а также проведен анализ терминальной сети. Представлены нововведения в определении статуса и роли склада.
Ключевые слова: мультимодальные перевозки, мультимодальная сеть, концепция, терминальная сеть, терминально-сетевые продукты.
This article uses the principles of classification of terminal-network products designed to improve the efficiency of international multimodal transport, as well as the analysis of the terminal network. Presents innovations in the status and role of the warehouse.
Key words: multimodal transportation, multimodal network, concept, terminal network, terminal network products.
В настоящее время назрела необходимость создания универсальной классификации транспортных продуктов экспедитора, которая была бы подобна системе транспортных базисных условий INCOTERMS, что приведет к повышению надежности сделок, упрощению документооборота, и будет способствовать внедрению наиболее надежной формализации при взаиморасчетах — документарному аккредитиву.
Терминалы нужны клиенту для оптимизации логистических затрат. Для создания качественной сети требуется корректировка продуктовой политики терминалов, что вызвано необходимостью специализации на ключевых услугах.
Классификация основных продуктов сети позволит более качественно планировать развитие терминальной сети на всех этапах, также позволит выделить ключевые клиентские группы, потенциал развития конкуренции.
Терминал – это система сооружений, оснащенных современным технологическим оборудованием, позволяющим выполнять весь спектр услуг, связанных с процессом транспортирования и распределения. Хорошо организованный транспортный процесс должен начинаться и заканчиваться на специальных объектах, приспособленных и оснащенных для наиболее эффективного преобразования грузопотоков.
Для примера представлена система транспортной сети Республики Татарстан, где отмечены различные терминальные группы.
Рис. 1 Структура терминальной сети
Звенья 1-ого уровня - опорные терминалы (в том числе приграничные).
Приграничные терминалы — точки притяжения (возникновения) внешнеторговых (следовательно, контейнерных) грузопотоков.
Звенья 2-го уровня — сателлитная сеть.
Создание сателлитной сети — это этап создания расширенной сети и глубокое проникновение в регион расположения опорного звена с целью концентрации/укрупнения грузопотоков по маршрутам. Вспомогательная цель развития сателлитов — продолжение цепочек поставок груза до конечного клиента, увеличение грузовой базы опорного терминала за счет создания очагов грузопритяжения.
Звенья 3-его уровня — филиальная сеть.
Мобильные терминалы играют роль разведки и способа вхождения в регион, когда строится не крупный терминал, а только необходимая для первичных терминальных операций терминальная инфраструктура. Основная цель создания мобильных терминалов — увеличение сетевых перевозок, а также увеличение их гибкости.
Республика Татарстан занимает выгодное транспортно-географическое положение в европейской части России, по ее территории проходят ключевые магистральные железнодорожные и водные пути, автомобильные дороги и воздушные трассы, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров во всех направлениях.
К сожалению, не все производственные комплексы имеют полную отдачу — часть российских городов не получают товар и услуги производства Республики Татарстан. Тому есть ряд причин, но наиболее важная из них — отсутствие унифицированной системы классификации логистических объектов мультимодальных сетей. Это затрудняет развитие новых партнерских связей, усложняет процессы товарообмена и грузодвижения, в том числе – транзитного.
В Таблице рассмотрена концепция классификации терминально-сетевых продуктов оператора мультимодальной перевозки. В отличие от известных классификаций, в данной классификации представлен новый инновационный взгляд на услуги склада.
Первая группа («P» - place leasing) основывается на стандартной услуге склада по предоставлению места хранения склада и обеспечению сохранности груза в течение срока аренды.
Вторая группа («C» - cross-docking) основывается на услуге перевалки или переотправки грузов. В случае невозможности осуществить переотправку или перевалку вовремя, склад предоставляет бесплатное хранение груза на 24 часа, в течение этого времени должна быть осуществлена перевалка или переотправка грузов.
Третья группа («D» - delivery) основана на представлении склада в качестве перевозчика на собственном подвижном составе из двух частей: доставка груза до склада и доставка грузов в сбытовые пункты клиента. Кроме того, в группе присутствуют условия связанные с сетевым способом доставки, от склада до склада, по которому склад несет ответственность за сохранность груза в течение складских услуг на первом складе, транспортировке и складских услуг на втором и более складах. В обязанности склада входит предоставление груза в указанном терминале в указанное время, клиент обязуется предоставить подвижной состав в место и время, указанные в договоре.
Четвертая группа («M» - mixing product) представляет склад в качестве консигнатора, т.е. осуществляет закупку у производителей всех наименований товаров, указанных в договоре, в необходимом количестве, контролирует постоянное наличие на складе всех наименований в необходимом количестве, объеме, контролирует сроки годности. Также предложено инновационное предложение о статусе и роли склада в качестве логистического провайдера третьего уровня (PL3) — склад самостоятельно выбирает наименование товаров для закупки, находит сбытовые каналы, а клиент становится инвестором в предложение склада, при этом в цену складских услуг включается комиссионерский сбор.
Таблица 1
Классификации терминально-сетевых продуктов оператора мультимодальной перевозки
Группа |
Обязанности склада |
«P»- place leasing |
1. обеспечивает сохранность груза в течение срока аренды; 2. осуществляет транспортировку груза на складе; 3. осуществляет погрузочно-разгрузочные работы; 4. осуществляет страхование груза. |
«C» - cross-docking |
1. предоставляет собственный подвижной состав; 2. осуществляет доставку груза на склад; 3. осуществляет погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку по территории склада; 4. осуществляет отбор и комплектацию грузов; 5. осуществляет упаковку, маркировку и учет; 6. осуществляет доставку груза на собственном подвижном составе в обозначенных в договоре пунктах. |
«D» - delivery |
1. осуществляет погрузочно-разгрузочные работы в терминалах указанных в договоре; 2. транспортировка груза внутри терминалов; 3. осуществляет отбор и комплектацию грузов; 4. осуществляет упаковку, маркировку и учет; 5. обеспечивает сохранность груза в течение срока аренды; 6. осуществляет страхование груза; 7. осуществляет межскладскую транспортировку груза. |
«M» - mixing product |
1. закупает у производителей все наименования товаров по собственному решению; 2. контролирует постоянное наличие на складе всех наименований в необходимом объеме; 3. контроль сроков годности; 4. находит каналы сбыта выбранного ассортимента продукции; 5. комплектует отправки (сортировка, переупаковка, маркировка, дизайн) в сбытовые пункты; 6. доставка укомплектованных партий товаров в сбытовые пункты. |
Касаемо транспортной сети Республики Татарстан, звенья первого уровня относились бы к группе «M» - mixing product. Звенья второго уровня – к группе «D» - delivery, а звенья третьего уровня к группе «C» - cross-docking и «P»- place leasing.
Таким образом, сформулированы принципы классификации терминально-сетевых продуктов экспедитора. Цель создания классификатора состоит в унификации документооборота и снижении рисков взаимоотношений клиента и терминала по документарному аккредитиву. Также реализован единый инновационный подход к определению вида и функционала любого логистического объекта, начиная от склада с минимумом функций и заканчивая сложным мультимодальным логистическим центром.
В итоге, унифицированная система классификации логистических объектов мультимодальных сетей, подобная системе транспортных базисных условий INCOTERMS, позволит развить новые партнерские связи и упростить процессы товарообмена и грузодвижения.
Библиографический список:
1. Глинский В.А. Разработка классификатора терминально-сетевых продуктов при мультимодальных перевозках // Вестник СПбГУГА. Университет ГА. С.-Петербург, 2014, с.51-63.
2. Сергеев В.И. Логистические центры в региональных транспортных системах // Бюллетень транспортной информации, 1998, №5, стр. 13-15.
3. Миротин Л., Тышбаев Ы. Эффективность транспортно-экспедиторского обеспечения логистики в современных условиях // Бюллетень транспортной информации, 1996, №11, с.2-5.
4. Интегрированная программная среда для разработки геоинформационных систем мультимодальных транспортно-терминальных сетей Мочалов А.И., Тимонин А.В. Транспорт: наука, техника, управление. 2016. № 6. С. 3-9.
5. Вероятностное имитационное моделирование мультимодальных транспортно-логистических процессов в аэропортах Палагин Ю.И., Мочалов А.И., Сенокосов Д.Г. Транспорт: наука, техника, управление. 2018. № 2. С. 10-18.
Материал размещен кафедрой
«Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019