Лакетко Иван Андреевич
магистрант 2 курса,
Сибирский государственный университет путей сообщения
г. Новосибирск, Россия
E-mail: ivan_laketko@mail.ru
Мензер Мария Михайловна
бакалавриат 2 курса обучения,
Сибирский государственный университет путей сообщения
г. Новосибирск, Россия
E-mail: menzer.mari@mail.ru
Научный руководитель – Комаров Константин Леонидович
д.т.н., профессор кафедры Системного анализа и управления проектами
Сибирский государственный университет путей сообщения,
г. Новосибирск, Россия
E-mail: komarovkl2015@gmail.com
Modeling of passenger traffic of the projected Novosibirsk metro station "Gusinobrodskaya"
Laketko Ivan Andrevich
Bachelor of 4 courses
Siberian Transport University,
Novosibirsk, Russia
Menzer Maria Mikhailovna
Bachelor of 2 courses
Siberian Transport University,
Novosibirsk, Russia
Scientific supervisor - Komarov Konstantin Leonidovich
doctor of science, Professor of the department
of system analysis and project management
Siberian Transport University,
Novosibirsk, Russia
В работе представлена Система маршрутов городского пассажирского транспорта, представлена имитационной модели перекрестка. Результат – имитационная модель перекрестка и на ее основе произведен расчет пассажиропотока на пересечении улиц Доватора и Гусинобродское шоссе, а также даны рекомендации по формированию примерного расписания прибытий поездов на проектируемую станцию метро «Гусинобродская».
Ключевые слова: анализ, пассажиропоток, имитационная модель, транспорт.
The paper presents a System of urban passenger transport routes, presents a simulation model of the intersection. The result is a simulation model of the intersection and on its basis the calculation of the passenger traffic at the intersection of streets Dovatora and Gusinobrodskoe highway, as well as recommendations for the formation of the indicative timetable of arrivals of trains at the planned metro station "Gusinobrodskaya".
Key words: analysis, passenger traffic, imitation model, transport.
Система городского пассажирского транспорта играет важную роль в обеспечении жизни деятельности крупных городов. Успешный рост и развитие городов невозможен без адекватного развития инфраструктуры ГПТ, который призван удовлетворить потребность населения в перемещениях.
Основной целью функционирования ГПТ являются перевозки населения с минимальными затратами времени и денежных средств на поездку, высоким комфортом и минимальной себестоимостью транспортной продукции, а также с наименьшими затратами природных ресурсов, с наименьшим ущербом окружающей среде [1].
Серьезной проблемой Новосибирской области является сильная загруженность основных транспортных магистралей города Новосибирск, которые соединяют различные его районы, при увеличении численности населения, увеличения спроса на перевозки, возрастания парка легковых автомобилей и одновременно слабое развитие транспортной сети.
Основными задачами развития пассажирского транспорта общего пользования и транспортной инфраструктуры города Новосибирска являются: расширение и оптимизация маршрутной сети пассажирского транспорта; замещение маршрутных такси автобусами большей вместимости; приоритетное развитие экологически чистого транспорта, в первую очередь муниципальных предприятий электрического транспорта и метрополитена [2]; обустройство объектов транспортной инфраструктуры, включая формирование транспортно-пересадочных узлов с учетом взаимодействия всех видов городского и пригородного железнодорожного транспорта.
На 2018 год, метрополитен города Новосибирска представлен двумя линиями, общей протяженностью 15,9 км., которые включают в себя 15 станций.
В соответствии с генеральным планом развития города Новосибирска до 2030 года планируется построить пять линий метрополитена общей протяженностью 91,4 км. Схема строительства метрополитена, согласно генплану представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. – Генеральный план развития метрополитена города Новосибирск до 2030 года
Исходя из-за потери
актуальности схемы, приведенной на рисунке 1, компания ОАО «Сибгипротранс» предложила
свою схему строительства метрополитена с учетом сложившихся тенденций. Схема
«Сибгипротранс» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2– Схема строительства метрополитена «Сибгипротранс»
Как видно из схемы на рисунке 2 ближайшие перспективы Новосибирского метрополитена связаны с продлением Дзержинской линии и продлением Ленинской линии в правобережной части города. На сегодняшний день рассматривается целесообразность продления Дзержинской линии метрополитена до проектируемой станции метро «Гусинобродская», которая, согласно схеме должна находиться на пересечении улиц Доватора и Гусинобродское шоссе в направлении юго-восточной части города Новосибирск.
На основании данных, используемых в процессе исследования, была создана имитационная модель перекрестка улично-дорожной сети, которая описывает существующее движение городского пассажирского транспорта по своему расписанию на пересечении улиц Доватора и Гусинобродское шоссе и позволяет произвести расчет пассажиропотока на данном перекрестке.
Основные этапы построения имитационной модели перекрестка улично-дорожной сети: создание дорожной сети в модели на основе фрагмента ГИС-карты; задание потоков городского пассажирского транспорта; создание светофоров в модели перекрестка; создание анимации движения городского пассажирского транспорта в модели перекрестка; создание параметров, которые отвечают за вместимость городского пассажирского транспорта в модели перекрестка; создание базы данных с расписанием прибытий городского пассажирского транспорта; создание переменных, которые рассчитывают пассажиропоток в модели перекрестка; добавление элементов «Расписание» для учета неравномерности распределения пассажиропотоков по времени суток в зависимости от направления движения пассажирского транспорта; добавление временных графиков для отображения количества пассажиров, проезжающих через перекресток в течение суток.
После построения графического изображения моделируемого перекрестка был создан моделирующий алгоритм, при помощи которого было задано движение городского пассажирского транспорта. На рисунке 3 представлено изображение моделируемого перекрестка.
Рисунок 3. – Графическое изображение моделируемого перекрестка в программной среде AnyLogic
Для того чтобы рассчитать и проанализировать существующий пассажиропоток на пересечении улиц Доватора и Гусинобродское шоссе вводились новые переменные и проводились расчеты.
В результате всех пройденных этапов была построена гибкая имитационная модель перекрестка, построенная на основе существующих исходных данных и позволяющая произвести расчет существующего пассажиропотока на пересечении улиц Доватора и Гусинобродское шоссе.
В результате проведения вычислительных экспериментов над моделью был рассчитан объем перевезенных пассажиров по направлениям движения маршрутов городского пассажирского транспорта. Результаты расчетов данных показателей в модели, отражены в таблице 1.
Наибольшее количество пассажиров, при движении в направлении «к моделируемому перекрестку» наблюдается в период времени с 18 до 19 часов и составляет 8 655 человек.
На основании проведенного расчета и анализа пассажиропотока на пересечении улиц Доватора и Гусинобродское шоссе, полученного в результате разработки имитационной модели, было сформировано примерное расписание прибытий поездов на проектируемую станцию метро «Гусинобродская».
Метрополитен в городе Новосибирск работает с 6 до 24 часов. Исходя из общего количества пассажиров, проезжающих через пересечение улиц Доватора и Гусинобродское шоссе по часам суток, общей пассажировместимости поезда метро, а также времени работы Новосибирского метрополитена, было рассчитано количество прибытий на проектируемую станцию метро «Гусинобродская» поездов по часам суток.
Таким образом, построенная модель перекрестка позволила рассчитать и проанализировать пассажиропоток на пресечении улиц Доватора и Гусинобродское шоссе, и, на основании расчетов, составить примерное расписание прибытий поездов на проектируемую станцию метро «Гусинобродская».
Библиографический список:
1 Гузенко А.В. Развитие городского пассажирского транспорта мегаполиса: основные проблемы и перспективы / А.В. Гузенко // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 321. – С. 135-138.
2 Об утверждении концепции развития общественного пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры в городе Новосибирске на 2015 - 2020 годы: постановление Мэрии г.Новосибирск от 18 февраля 2015 г. № 1178 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации – [Электронный ресурс] – URL: http://docs.cntd.ru/document/5495114 - статья в интернете (дата обращения 06.05.2017).
3 Подвижной состав Новосибирского метрополитена // Мир метро – [Электронный ресурс] – URL: http://www.mirmetro.net/novosibirsk/trains (дата обращения: 07.06.2017).
Материал размещен кафедрой
«Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019