Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 10:36:13
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Использование инновационных технологий в процессе мультимодальных контейнерных перевозок

Кулькова Валентина Александровна

магистрант 2 курса,

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I,

г. Санкт- Петербург, Россия

E-mail: valya.3101@mail.ru

Научный руководитель – Юдникова Елена Сергеевна

 д.э.н., профессор кафедры «Логистика и коммерческая работа»;

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I;

г. Санкт- Петербург, Россия

E-mail: elena.yudnikova@yandex.ru

 

The use of innovative technologies in the process of multimodal container transport

Kulkova Valentina Alexandrovna

second grade master-student,

Emperor Alexander I St. Petersburg State University of Railways

Saint-Petersburg, Russia

Scientific supervisor – Yudnikova Elena Sergeevna

Doctor of economics, professor department of Logistics and Commercial work,

Emperor Alexander I St. Petersburg State University of Railways

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье рассматриваются возможности использования инновационной технологии в организации контейнерных перевозок на основе blockchain, пример работы платформы TradeLens на основе blockchain и смарт- контрактов, сформулированы основные преимущества внедрения blockchain и смарт- контрактов в организацию контейнерных перевозок.

Ключевые слова: мультимодальные перевозки, блокчейн, смарт-контракты, контейнерные перевозки, мультимодальная система, инновации

 

The article discusses the use of innovative technology in the organization of container shipments based on blockchain, an example of the operation of the TradeLens platform based on blockchain and smart contracts; the main advantages of introducing blockchain and smart contracts to container shipments are formulated.

Key words: multimodal transportation, blockchain, smart-contracts, container transportation, multimodal system, innovation.

 

Транспортная логистика является неотъемлемой частью сферы международных перевозок, имеющей сложную систему по организации доставки грузов из одного пункта в другой. В качестве ключевых задач транспортной логистики следует рассматривать максимальное сокращение сроков доставки, упрощение документооборота, обеспечение безопасности и сохранности груза в ходе транспортировки. В условиях перехода к цифровой экономике особое значение для их решения приобретает ускорение обработки информации, связанной с перевозкой грузов.

В концепции согласованной транспортной политики государств – участников СНГ, дается следующее определение мультимодальной перевозки– «это перевозка грузов, когда лицо, ее организующее, несет ответственность за груз на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа». [3]

1afa34a7f984eeabdbb0a7d494132ee5.jpg

 

 

Рисунок 1- Схема вариантов организации мультимодальных перевозок[3]

При перемещении товаров между странами, имеющими морские порты, транспортировка состоит из морского пути и наземных участков. В таких ситуациях оптимальный вариант организация контейнерных перевозок грузов.

Примерно 90 % потребительских товаров в мировой торговле перевозится морем и большая часть из них в контейнерах, которых сегодня в мире насчитывается около 400 млн. Расходы на обработку документов и информации при контейнерных перевозках могут превышать стоимость физического перемещения груза более чем в 2 раза.

Более 158 млн. событий в любой момент в среднем сопровождают процессы отгрузки контейнеров. Требуется до 30 работников, до 200 сообщений для организации одной отправки. Одна утерянная форма или несвоевременное утверждение и контейнер «застревает» в порту. [6]

Отставание передачи информации от фактического движения товара становится важнейшей проблемой при организации контейнерных перевозок, решение которой в условиях цифровой экономики может быть на основе внедрения в практику перевозок инновационных технологий. Необходима модернизация существующей логистической технологии на транспорте.

Одним из направлений инноваций в организации контейнерных перевозок является технология Blockchain, лежащая в основе электронных денег, криптовалют. Эксперименты по ее внедрению начались в конце 2016 года: члены R3 Wells Fargo и Банк Содружества Австралии впервые успешно использовали блокчейн и смарт-контракты при переправке партии хлопка из США в Китай. Технологию также протестировали Нидерланды и крупнейший датский перевозчик Maersk. Блокчейнизацию логистики рассматривают также такие лидеры ритейла, как Wal-Mart, Amazon, Alibaba и Kestrel.

Blockchain – технология децентрализованного обмена пользовательскими данными, цепочка, состоящая из большого количества блоков, где может храниться различная информация. Каждый последующий блок хранит данные о каждом предыдущем в зашифрованном виде. Уникальность технологии заключается в том, что весь регистр данных децентрализован, а его копии одновременно хранятся на десятках тысяч компьютеров по всему миру. Это обеспечивает высокий уровень защиты от сторонних вмешательств. Данные, хранящиеся в системе, невозможно скомпрометировать, заменить или удалить.

Blockchain можно рассматривать как технологический прорыв в области логистики, создающий прозрачность системы взаимодействия между всеми участниками рынка (рис.2).

65ded5353c5ee48d0b7d48c591b8f430.jpg

 

 

Рисунок 2– Схема организации цепочки поставок с помощью блокчейн [10]

Децентрализация при использовании blockchain включает несколько smart-contracts внутри blockchain и собственные токены (при необходимости).[2]

Смарт-контракт (англ. Smart contract - умный контракт) - компьютерный алгоритм, предназначенный для заключения и поддержания коммерческих контрактов в технологии блокчейн. Его назначение - передача информации и обеспечение исполнения условий контракта обеими сторонами. Стороны подписывают умный контракт, используя методы, аналогичные подписанию отправки средств в действующих криптовалютных сетях. После подписания сторонами контракт вступает в силу. Для обеспечения автоматизированного исполнения обязательств контракта требуется среда существования, которая позволяет полностью автоматизировать выполнение пунктов контракта.

Все условия контракта должны иметь математическое описание и ясную логику исполнения. Имея беспрепятственный доступ к объектам контракта, программа следит за выполнением обязательств обеих сторон, прописанных в контракте, автоматически взымает штрафы за нарушение или невыполнение условий сделки. Умные контракты обеспечивают безопасность сделки и лишены риска неоднозначной трактовки условий, полную автоматизацию и достоверность исполнения договорных обязательств.

Первые идеи умных контрактов были предложены Ником Сабо. Практические реализации стали возможными, благодаря появлению технологии блокчейн. В 2013 году умные контракты начали применяться на практике, благодаря созданию проекта Ethereum. [10]

В качестве примера возможностей технологии blockchain представляется интересным совместный проект датской компании Maersk, специализирующейся на морских грузовых перевозках и IT-гиганта IBM.

Платформа, созданная в рамках проекта, получила название TradeLens и уже объединила более 92 компаний-участников.

TradeLens дает пользователям возможность вести весь необходимый документооборот в цифровом формате: все сертификаты, сопровождающие и другие документы сохраняются в неизменном реестре, что значительно упрощает аудит. Автоматизация бизнес-процессов достигается благодаря модулю торговых документов ClearWay, который функционирует при помощи смарт-контрактов. У пользователей также есть возможность интегрировать TradeLens с интернетом вещей (IoT) и отслеживать различные физические показатели, например, вес груза или температуру в контейнере.

Лишь во время тестирования платформы было проведено более 154 млн операций на блокчейн, а транзитное время перевозок в США сократилось на 40%, что позволило существенно уменьшить расходы. [8]

В результате внедрения инновационной технологии все действия с документами и товарами были зафиксированы и общедоступны. Важную роль играла информация о том, какие документы подписаны, кем и когда, где находится груз, и кто за него отвечает на конкретном этапе, а также последующие этапы перемещения груза.

Смарт-контракты как сделки, условия которых никак не смогут быть нарушены, обеспечивают возможность отслеживания грузов и поставок, внедрение системы поощрения перевозчиков за оперативность и законопослушность. Система блокчейна обеспечивает возможность отказа от бумажной волокиты с оформлением грузов и прохождением таможни, обеспечив системе прозрачность без привлечения регуляторов-контролеров.

Главное преимущество внедрения технологии blockchain при организации контейнерных перевозок заключается в возможности обеспечения синхронизированного аудита между партнёрами и оптимизации процессов в реальном времени, повышения уровня доверия внутри всей цепочки и упрощения процесса принятия решения на каждом этапе за счёт единовременного доступа к информации, позволяющего совместно прогнозировать процессы и действия.

Внедрение смарт контрактов на технологии blockchain в цепи поставок даёт ряд преимуществ:

1)  независимость — заключение сделок без посредников;

2)  безопасность — смарт-контракт находится в распределенном реестре, его условия нельзя изменить;

3)  экономия — избавляясь от посредников, стороны умного контракта могут сотрудничать на более выгодных условиях;

4)  отсутствие издержек — в случае выполнения условий контракты, стороны сразу обмениваются активами. [7]

С помощью внедрения инновационных технологий Smart-contract и blockchain в процесс грузоперевозок могут быть решены проблемы с документооборотом, безопасностью и отслеживанием грузов, появится возможность снижения стоимости контейнерных перевозок.

 Таким образом, несмотря на то, что технология Blockchain появилась сравнительно недавно, можно констатировать, что появляются инновационные возможности для аутентификации и авторизации в мире цифровых технологий, исключающие необходимость использования централизованных систем и позволяющие установить новые цифровые отношения.

Финансовая революция блочной цепи обеспечивает создание новой основы для осуществления транзакций и так называемой «интернет ценности». Она отличается большей надежностью от традиционной «интернет информации», которая предполагает использование баз данных с архитектурой клиент-сервер, учетных записей и мастер - копий, которые используются в течение последних 20 лет. Инновационные возможности Blockchain особое значение приобретают в организации мультимодальных перевозок.

Библиографический список:

1.               Всемирная торговая организация (ВТО) [Электронный ресурс], http://www.un.org/ru/wto/ (дата обращения 06.02.2019).

2.                 Высокие технологии, телекоммуникации, развлечения и СМИ. Прогноз развития отраслей. © 2017 ООО «Делойт Консалтинг».

3.                 Гринёв А.А., Евреенова Н.Ю. Мультимодальные перевозки. Москва –2013.

4.                  Инновации в транспортной логистике. [Электронный ресурс], URB: https://revolution.allbest.ru/transport/005560690.html (дата обращения 06.02.2019)

5.                 Куприяновский В.П. и др. Гигабитное общество и инновации в цифровой экономике //Современные информационные технологии и ИТ-образование 2017 Том 13 № 1. С. 106-129

6.                 Электронный Журнал. Морской транспорт [Электронный ресурс], http://economylit.online/predprinimatelstvo-biznes_728/morskoy-transport-23508.html (дата обращения 06.02.2019).

7.                 Электронный Журнал [Электронный ресурс], https://blockchain.ru/posts/ibm-i-maersk-ofitsialno-zapuskaut-blokchein-platformu-dlya-mirovoi-logistiki (дата обращения 06.02.2019).

8.                 Технология блокчейн в транспортной логистике. [Электронный ресурс], URB: https://crypto-fox.ru/article/blokchejn-logistika/ (дата обращения 20.02.2019).

9.                 Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности / Р. Фатхутдинов // Управление персоналом. - 2000. - № 1. - С. 29-39.

10.            Электронный журнал DIGITALFOREST. [Электронный ресурс], https://digiforest.io/blog/blockchain-in-logistics (дата обращения 06.02.2019).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019

 

Блокчейн: биржа EXMO


Количество просмотров: 3164
16.06.2019 15:52 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: