Климашевич Снежана Владимировна
Студентка 1 курса
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г.Гродно, Беларусь
E-mail: klimmashevich@gmail.com
Научный руководитель – Павловская Анастасия Тауновна
Магистр физико-математических наук, старший преподаватель кафедры логистики и методов управления
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г.Гродно, Беларусь
E-mail: pavlovskay_at@grsu.by
Modern information technologies in warehousing logistics
Klimashevich Snezhana Vladimirovna
1st grade student
Grodno State University named after Yanka Kupala,
Grodno, Belarus
Scientific supervisor – Pavlovskaya Anastasia Taunovna
Magister of physico-mathematical sciences, senior lecturer, department of logistics and methods of management
Grodno State University named after YankaKupala,
Grodno, Belarus
В данной статье рассмотрены информационные технологии, внедрение в складскую логистику которых существенно снижает складские издержки и оптимизирует логистические процессы. Проведена оценка преимуществ использования информационных технологий на складе. Значительное внимание уделяется опыту использования технологий крупными мировыми компаниями.
Ключевые слова: склад, товар, технология, инновация.
This article discusses information technologies, introduction into warehousing logistics, that significantly reduces warehousing costs and optimizes logistics process. An assessment of the benefits of using information technology in the warehouse was held. Considerable attention is paid to experience of usage that technologies by large global companies.
Key words: warehousing, goods, technologies, innovation.
В логистическом процессе большую роль играют складирование и обработка товаров. Издержки, связанные с работой складских систем, составляют от 12 до 40 % затрат компании на логистику. В связи с развитием информационных технологий, компании должны быть в курсе последних инноваций, внедрение которых является неотъемлемой частью работы всей цепочки поставки [1].
Информационные технологии в складской логистике можно разделить на две основных группы в зависимости от подхода к комплектации (рис. 1) – «человек к товару» (Men-to-Goods) и «товар к человеку» (Goods-to-Man) [2].
Рис.1Направления информационных технологий в складской логистике.
Инновации, позволяющие увеличить скорость подбора заказов при системе работы «товар к человеку».
Автоматизированные склады KARDEX. Это вертикальный высотный автоматизированный склад. Товар, хранимый в поддоне или полке, после нажатия нужной кнопки автоматически передвигается на первый этаж, в зону оператора. С помощью такого оборудования можно достичь экономии площади до 90%. Максимальный вес груза, хранимого в системе, достигает 400 т. На крупных дистрибьюторских или ритейлерских складах такие системы увеличивают скорость комплектации заказов на 80%. При этом число необходимого персонала на складе сокращается в среднем в 2 раза [3].
Роботы. На складе интернет-гиганта Alibabaв Хучжоу сортировку товаров осуществляют роботы. Их управление производится по wi-fi, они умеют разворачиваться на 360 градусов и преодолевать препятствия. Пяти минут зарядки достаточно, чтобы он проработал 4−5 часов [4].
Автоматические сортировщики или роботы-тележки применяются на складе Британского онлайн-супермаркета Ocado. Роботы оснащены фарами и антеннами. Их задача - отбор товаров для доставки. Они обрабатывают 190 000 посылок в час [4].
Для ускорения сбора заказов, полученных в интернет-магазине, на складах Amazon используют роботов-погрузчиков, которые осуществляют передвижение контейнеров. В настоящее время Amazon открыла 110 складов. На тридцати из них трудятся 30 тысяч роботов. На складе, где задействованы данные роботы, можно вместить на 50% больше товаров из-за сужаемости проходов для роботов. В целом роботы сократили операционные затраты склада на 20%. На складах Amazon по всему миру работает более 100 000 роботов.
Роботы-коллабораторы трудятся на складах курьерской службы DHL. Их задача - упаковка товаров в коробки, чем они повышают производительность компании на 15-20%. Роботы понимают простейший язык жестов и легко поддаются обучению.
Транспортировку крупногабаритных товаров на складе компании FedEx Ground осуществляют робокары. Это автономные беспилотные тягачи, оснащенные сенсорами и ориентирующиеся в помещении склада.
Робокары ROCLA AGV [5] - автоматизированные складские погрузчики грузоподъёмностью до 5 тонн и высотой подъёма до 8 метров, обеспечивают операции по перемещению грузов без участия водителя.
Подъемные платформы BRAVI. Оператор перемещается на поднятом подъемнике в любом направлении, управление осуществляется с пульта, установленного на подъемной платформе. Работы могут вестись до 48 часов без подзарядки или до 30 км пробега. Для платформ характерны низкие эксплуатационные расходы.
Дроны. В настоящее время задача дронов на складах— сканирование штрих-кодов на верхних ярусах стеллажей. Вполне вероятно, что в будущем дроны будут доставлять необходимые грузы из зоны основного хранения в зону комплектации и отгрузки. Специалисты DroneScan убеждены [5], что дроны, оборудованные сканерами, за два дня могут провести инвентаризацию такого количества товаров, на которое у бригады из 80 человек, оснащенной автопогрузчиками и ручными сканерами, уйдет три дня.
Инновации, позволяющие увеличить скорость подбора заказов при системе работы «человек к товару».
Технология Quick Pick Remote. Оператор дистанционно направляет погрузчик на следующую точку отбора с помощью беспроводного пульта, расположенного на руке оператора в виде перчатки («умная перчатка» от компании Crown). Производительность комплектации увеличивается от 10 до 25% [5].
Технология голосового отбора Voice Picking. ПК через гарнитуру дает инструкцию работнику и прокладывает маршрут при выполнении стандартных заданий на комплектацию. Руки работника свободны от бумаг или мобильного терминала. Такая технология подбора заказов осуществляется в компании «Х5 RETAIL GROUP».
Смарт-очки. ПК через гарнитуру и изображение на очках дает инструкцию работнику, указывает маршрут и выделяет цветом необходимые ячейки отбора. Опыт внедрения смарт-очков в компании DHL показал повышение эффективности на 25% [5].
Интернет вещей. IoT повышает точность и скорость работы персонала склада. Поиск товара и его доставка на складе сводится к минимуму. С помощью IoT можно предупреждать персонал склада, подключенный к устройствам через датчики, о близкой опасности от транспортных средств.
Радиочастотная идентификация (Radio Frequency Identification, RFID). RFID метки содержат большую информации о товаре, чем штрих-код и передают информацию через радиоволны, что позволяет, получать информацию о товаре не вскрывая упаковку и ускорять грузооборот.
В завершении отметим, что роботизация и автоматизация напрямую связаны с сокращением рабочих мест. Также внедрение инноваций на складах требует значительных инвестиций в форме капитальных вложений. Однако для любого предприятия преимущества внедрения складских инноваций более значительны.
Сфера информационных технологий в настоящее время непрерывно развивается, создание и внедрение инноваций способствует все большей автоматизации работы склада. Вместе с тем сокращается время прохождения товаров по логистической цепи. Уменьшаются затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом. Предприятия могут сделать свою деятельность более эффективной, получать большую прибыль и приобрести преимущество перед конкурентами.
Библиографический список:
1.Терешкина, Т.Р. Логистика складирования: учеб. пособие/ Т.Р. Терешкина, А.Н. Назарова// ВШТЭ СПбГУПТД, СПб. - 2017. - 52 с:
2.Пензев, В. Средства комплектации при подборе заказов / В. Пензев // Склад & техника. – 2017. – N.11. – С. 20-23.
3.Портал о строительстве и оборудовании складов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://skladovoy.ru/avtomatizirovannye-sklady-i-sistemy-xraneniya-kardex.html
4.Esquire [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://esquire.ru/articles/49332-alibaba-smart-warehouse/
5.Unirack– универсальные стеллажи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.unirack.ru/articles/sklady/umnaya-perchatka-robokary-i-drugie-innovatsii-v-skladskoy-logistike/ .
Материал размещен кафедрой
«Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019