Кадрев Иван Дмитриевич
студент бакалавриата 2 курса,
Национальный Исследовательский Университет
«Высшая школа экономики»,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: idkadrev@edu.hse.ru
Карпенко Надежда Леонидовна
студентка бакалавриата 2 курса,
Национальный Исследовательский Университет
«Высшая школа экономики»,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: nlkarpenko@edu.hse.ru
Научный руководитель – Лукинский Валерий Сергеевич
д.т.н., профессор, руководитель департамента Логистики и УЦП
Национальный Исследовательский Университет
«Высшая школа экономики»
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vslukinskiy@hse.ru
Improving the competitiveness of a Russian freight-forwarding company in the long term
Kadrev Ivan Dmitrievich
2nd grade bachelor student,
National Research University “Higher School of Economics”,
St. Petersburg, Russia
Karpenko Nadezhda Leonidovna
2nd grade bachelor student,
National Research University “Higher School of Economics”,
St. Petersburg, Russia
Scientific supervisor– Lukinskiy Valery Sergeevich
Doctor of technical science, professor, head of Logistics department,
National Research University “Higher School of Economics”
St. Petersburg, Russia
Статья посвящена анализу целесообразности внедрения конкретных технологических инноваций в деятельность экспедиторов. Показано, что крупные и мелкие экспедиторы имеют разные приоритетные критерии и стратегии жизнеспособности на рынке. На основе определенных в анализе критериев выявляется рациональность внедрения тех или иных технологий.
Ключевые слова: логистика, экспедитор, конкурентоспособность, тренды
The article is devoted to the analysis of the feasibility of implementing specific technological innovations in the activities of the freight forwarders. It is shown that large and small freight forwarders have different priority criteria and viability strategies in the market. On the basis of the criteria defined in the analysis, the rationality of the introduction of certain technologies is determined.
Key words: logistics, freight forwarding, competitiveness, trends
В настоящее время экспедиторские услуги широко используются при перевозках грузов, как и внутри страны, так и при международных перевозках. Однако, несмотря на большой спрос, в России экспедиторским компаниям приходится преодолевать ряд проблем, в числе которых очень высокая конкуренция и отсутствие приверженности потребителей данных услуг к отдельным операторам. Таким образом, наиболее конкурентоспособной окажется та компания, которая сможет предложить не только оптимальную цену и максимально удобный сервис, но и снизить свои собственные издержки путем внедрения наиболее современных трендов и технологий логистики, обеспечивающих надежность.
Особая роль в деятельности экспедиторов в России на современном этапе отводится внедрению таких технологий, которые могут обеспечить максимальный эффект за минимальные период времени и капиталовложения.
Особенно актуальной является проблема выявления таких технологий для компаний разного масштаба и с разным набором транспортно-экспедиторских услуг (ТЭУ).
Научные труды отечественных ученых [2, 3, 4] описывают стратегию повышения конкурентоспособности экспедитора с точки зрения экспертных оценок, стратегического планирования и развития инфраструктуры логистических систем.
Основным объектом данной работы является анализ современных технологий и трендов, способных повысить конкурентоспособность транспортно-экспедиционных компаний, на основе оценки их стоимости, сроков окупаемости и значения для экспедитора определенных масштаба и спектра услуг.
При выборе трендов для данного исследования были использованы материалы лидера рынка экспедиторских услуг - компании DHL [5]. Помимо этого, были изучены работы таких авторов, как Сергеев В. И., Прокофьева Т. А., Мясникова Л.А. и др. Проведенный анализ был составлен, руководствуясь представленным экспертами DHL графиком релевантности трендов и степени их влияния на деятельность логистических компаний [5, с. 15]. На основе изученной литературы были выявлены наиболее актуальные проблемы, с которыми сталкиваются российские экспедиторские компании [2, 4].
Такими проблемами являются:
- отсутствие приверженности мелких клиентов к одной фирме;
- слабое государственное регулирование и неоднозначность нормативно-правовой базы;
- недостаточность и неудовлетворительное состояние объектов транспортно-логистической инфраструктуры;
- отсутствие профильного образования у сотрудников;
- высокая доля иностранных компаний на рынке;
- низкое качество поддержания связи с клиентами;
- длительность выполнения операций;
- неразвитость отношений между экспедиторами в России.
Данные проблемы не могут быть решены на уровне отдельной компании, однако влияние некоторых из них может быть заметно снижено за счет внедрения наиболее перспективных технологий и подходов для конкретного рынка услуг. Представленный анализ проводился с использованием весовых коэффициентов критериев стоимости, влияния на общую эффективность функционирования экспедитора и времени адаптации технологий с учетом возможностей и потребностей крупных и мелких игроков рынка.
Для анализа были выбраны следующие технологические тренды [5, с. 15]:
искусственный интеллект; дополненная реальность; анализ больших данных; блокчейн; облачная логистика; интернет вещей; недорогие сенсорные разработки; автоматизация и роботы; беспилотные транспортные средства; виртуальная реальность и цифровые копии.
Каждый тренд был оценен по трем критериям. По критерию «Степень влияния» тренды оценивались от 1 до 3, где 1 – низкая степень влияния, 2 – средняя, 3 – высокая. По критерию «Стоимость» тренды были оценены от 1 до 3, где 1 – высокая стоимость (более 1 млн. рублей), 2 – средняя стоимость (от 200 тыс. рублей до 1 млн. рублей), 3 – низкая стоимость (до 200 тыс. рублей). Критерий «Время адаптации технологии» принимает значения (1, 2), где 1 –требуется более 5 лет для внедрения, а 2 – менее 5 лет. Данные содержатся в табл.1. Затем каждому критерию был присвоен весовой коэффициент, причем для мелких и для крупных компаний веса варьировались в связи с разными финансовыми возможностями и стратегиями (табл. 2). Так, для мелких компаний определяющим фактором является стоимость и получение максимального результата в краткосрочном периоде. Тогда как крупные экспедиторы ставят в приоритет выгоду, полученную от внедренных технологий, готовы инвестировать в будущее развитие, стоимость не является критическим показателем.
Расчеты показали, что наиболее предпочтительными для внедрения в деятельность экспедиторских компаний малых и средних размеров являются тренды, представленные на рис.1. Для крупных компаний релевантны технологии, представленные на рис.2. В обоих случаях показатели ранжированы по взвешенной сумме, причем к рекомендуемым были отнесены только тренды, набравшие в сумме более 2 баллов из 2,7 и 2,8 для малых и крупных компаний соответственно.
Стоит отметить, что «облачная логистика» и «анализ больших данных» представляют собой технологии, которые могут обеспечить эффективную оптимизацию многих процессов, разработку стратегии и не требуют значительных вложений для всех типов экспедиторов. Кроме этого, дополненная и виртуальная реальность и автономные транспортные средства не являются целесообразными инновациями на данное время, так как являются слишком дорогими и требуют значительных временных затрат на согласование с рынком. Таким образом, наиболее перспективными для мелких и средних экспедиторов являются уже существующие информационные сервисы, автоматизирующие взаимодействие с клиентами и другими участниками логистической цепи. Для крупных компаний самыми перспективными для внедрения являются как существующие, так и разрабатываемые технологии, которые требуют больших и временных, и денежных вложений. Данные технологии также направлены на оптимизацию ручного рутинного труда.
Библиографический список:
1. Дмитриев А. В. Стратегии и модели цифровой трансформации транспортной логистики / А. В. Дмитриев // «Логистика: современные тенденции развития». – 2018. - №1 – С. 159-163.
2. Иванова М. Б. Методические основы выбора эффективных частных стратегий повышения конкурентоспособности транспортно-экспедиторских компаний / М. Б. Иванова // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2013. - №1(20). - C. 127-137.
3. Лукиных В. Ф. Логистические факторы снижения себестоимости в операционной деятельности компаний на потребительском рынке (логистические «сусеки») / В. Ф. Лукиных, В. Е. Ермакова // «Логистика: современные тенденции развития». – 2018. - №1 – С. 299-302.
4. Прокофьева, Т. А. Развитие интегрированных транспортно-экспедиторских структур как фактор повышения конкурентоспособности российского рынка логистических услуг / Т.А. Прокофьева, В.И. Сергеев, А.С. Элларян // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2014.— № 2.— С. 22-31.
5. Logistics Trend Radar 2018/2019 by DHL [Электронный ресурс] // URL: https://www.logistics.dhl/cn-en/home/insights-and-innovation/thought-leadership/trend-reports/logistics-trend-radar.htm (дата обращения: 20.03.2019)
Таблица 1. Критерии оценки трендов
Название |
Степень влияния |
Стоимость |
Время адаптации технологии |
Искусственный интеллект |
3 |
2 |
1 |
Дополненная реальность |
2 |
2 |
2 |
Анализ больших данных |
3 |
2 |
2 |
Блокчейн |
2 |
3 |
1 |
Облачная логистика |
3 |
2 |
2 |
Интернет вещей |
3 |
1 |
2 |
Недорогие сенсорные разработки |
2 |
3 |
2 |
Автоматизация и роботы |
3 |
2 |
2 |
Беспилотные транспортные средства |
3 |
1 |
1 |
Виртуальная реальность и цифровые копии |
1 |
2 |
1 |
Таблица 2. Весовые коэффициенты
/ |
Весовые коэффициенты |
|
Название критерия |
Для мелких |
Для крупных |
Степень влияния |
0,3 |
0,5 |
Стоимость |
0,4 |
0,3 |
Время адаптации |
0,3 |
0,2 |
Рис.1 График предпочтений для малых компаний
Рис.2 График предпочтений для крупных компаний
Материал размещен кафедрой
«Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019