Замула Данил Олегович
студент 3 курса,
Донецкий национальный университет,
г. Донецк, ДНР
E-mail: danil.zamula@yandex.ua
Научный руководитель – Ибрагимхалилова Татьяна Владимировна
к.э.н.,доцент, зав .кафедрой Маркетинга и Логистики
Донецкий национальный университет,
г. Донецк, ДНР
E-mail: itv2106@mail.ru
Features of supplier selection
Zamula Danil Olegovich
3rd year student,
Donetsk National University,
Donetsk, DPR
Scientific adviser – Ibrahimkhalilova Tatiana Vladimirovna
PhD in economics, associate Professor, head of Marketing and Logistics departments,
Donetsk National University,
Donetsk, DPR
В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема выбора поставщиков товаров, работ и услуг для оптимального функционирования предприятий.
Ключевые слова: логистика, поставщик, товар, качество, надежность, цена, метод.
This article discusses the current problem of choosing suppliers of godsend services for the optimal functioning of the enterprises.
Key words: logistics, supplier, product, quality, reliability, price, method.
Актуальность. Практика функционирования отечественных и мировых компаний показала, что одной из главных проблем, препятствующих эффективной деятельности является нерациональный выбор поставщика. Именно от качества закупаемых ресурсов, сроков их поставки и приемлемой цены во многом зависит деятельность организации в целом.
Для современного рынка характерен высокий уровень конкуренции среди поставщиков того или иного вида сырья, материалов, товаров и т.д. Однако выбор наиболее надежного партнера это вопрос, который в логистике закупок (поставок) как никогда актуален.
Анализ последних научных исследований. Изучением данного вопроса занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как В.Г. Санков, М.Ф. Гордон, М.Е. Залманова, Н.Д. Фасоляк, М. Кристофер, Д.Дж. Бауэрокс, Д.Дж. Клосс, X. Хирон и др.
Целью данной работы является исследование особенностей методов выбора наилучшего поставщика.
Изложение основного материала исследования.
Поиск и приобретение качественных товаров по минимальным ценам и на приемлемых
условиях является основой логистики закупок.
Рис. 1- Этапы решения задач по закупке сырья
Среди возможных направлений выбора поставщиков, выделяют следующие:
- выбор партнера из числа тех, с кем уже были налажены деловые отношения (данный вариант упрощает выбор, так как отдел закупок располагает точными данными о деятельности этих поставщиков);
- выбор нового поставщика после проведения анализа необходимого рынка [1].
Для того чтобы определить наиболее выгодных поставщиков, необходимо вести поиск и анализ соответствующей информации, а именно:
- данные о поставляемых товарах;
- данные о ценах и способе расчета;
- сведенья о репутации и деловых качествах партнера [2, с. 278].
Кроме этого, выбор поставщика должен быть основан на формировании системы критериев (цена, качество, надежность поставки), которые чаще всего зависят от стратегии предприятия.
В практике выделяют несколько методов выбора поставщика.
Рис. 2 – Методы выбора поставщика
Рассмотрим более детально каждый из этих методов.
Затратно-коэффициентный метод имеет также название «метод миссий», по существу это – разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Он заключается в том, что процесс снабжения делится на несколько этапов (миссий) и для каждого такого этапа рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).
Метод интересен с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.
В качестве примера, можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:
- маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;
- издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.)
- издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков.
- затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров.
- транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара.
- затраты на страхование логистических рисков и др.
Метод доминирующих характеристик – его специфика – это концентрация внимания на одном из критериев. Таким критерием могут выступать:
- наименьшая цена;
- качество товара;
- сроки поставок и т.д.
Главным преимуществом этого метода является его простота, а недостатком – то, что он игнорирует остальные критерии, в результате чего тот или иной поставщик оценивается необъективно.
Метод категорий предпочтения – оценка поставщика зависит от информации, которая поступает из многих подразделений предприятия. Инженерные службы оценивают способность поставщика поставлять качественную продукцию, диспетчерская служба докладывает о графике поставок ресурсов, производственный отдел – о возможности использования данных ресурсов в производстве.
Метод рейтинговых оценок является видом метода категорий предпочтения и заключается в том, что после отбора критериев поставщика, их значимость устанавливается экспертным путем работниками службы снабжения.
После сравнения результатов, определяется наилучший партнер. Если рейтинговые оценки дают одинаковые результаты для двух и более поставщиков, то необходимо добавить еще один критерий оценки. Им может быть финансовые показатели, количество предоставляемой продукции, надежность выполнения сделки, время выполнения заказа [3, с. 46].
Пример, выбора поставщика, основанный на 4 методе (методе рейтинговых оценок):
Предприятию необходимо закупить товар у поставщиков. На первое место при выборе поставщика поставлен критерий цены, а остальные критерии – экспертным путем.
Таблица 1
Результаты экспертных оценок поставщиков
Критерий |
Оценка поставщика первым экспертом Э1 |
Оценка поставщика вторым экспертом Э2 |
Средняя оценка поставщика по десятибалльной шкале |
|||
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б |
|
Цена |
6 |
5 |
4 |
6 |
5,0 |
5,5 |
Надежность поставки |
7 |
3 |
6 |
5 |
6,5 |
4,0 |
Качество товара |
3 |
5 |
5 |
6 |
4,0 |
5,5 |
Финансовое состояние |
3 |
6 |
5 |
6 |
4,0 |
6,0 |
Среднее значение оценки значимости критерия в долях от единицы называется весовым коэффициентом и определяется путем деления среднего значения оценки на сумму оценок.
Таблица 2
Расчет рейтинга поставщика
Критерий |
Оценка значимости критерия по десятибалльной системе экспертов |
Среднее значение оценки значимости критерия |
Весовой коэффициент |
Произведение среднего значение оценки поставщика на весовой коэффициент |
||
Э1 |
Э2 |
А |
Б |
|||
Цена |
6 |
8 |
7 |
0,35 |
1,75 |
1,92 |
Надежность поставки |
4 |
2 |
3 |
0,15 |
0,97 |
0,6 |
Качество товара |
5 |
7 |
6 |
0,20 |
0,8 |
1,1 |
Финансовое состояние |
4 |
4 |
4 |
0,30 |
1,2 |
1,8 |
∑ |
- |
- |
20 |
1,00 |
4,72 |
5,42 |
Таким образом, поставщик Б обладает преимуществом по сравнению с поставщиком А, так как его рейтинговая оценка выше на 0,7. Поэтому можно делать вывод о том, для предприятия будет более рационально заключить контракт о поставке товара с поставщиком Б.
Беспрерывная работа предприятия, производство качественного товара, уменьшение производственных издержек невозможно без наличия у компании надежного поставщика.
Выбор конкретного поставщика должен осуществляться поэтапно. Качество поставляемых товаров, цена, условия расчета по операции, качество обслуживания рекомендуется включить в список основных критериев при построении системы выбора поставщика.
Библиографический список:
1. Выбор поставщика [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/5622620/page:12/
2. Майкл Р. Линдерс, Харольд Е. Фирон. Управление снабжением и запасами. СПб: ООО "Виктория плюс", 2012. – 768 с.
3. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности : учеб. пособие /
под ред. Г.Я. Резго. – М. : Финансы и статистика, 2005 – 128 с.
Материал размещен кафедрой
«Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019