Заболоцкая Ксения Алексеевна
аспирант-стажер, студент 4 курса,
Сибирский государственный университет путей сообщения,
г. Новосибирск, Россия
E-mail: insight1986@inbox.ru
Научный руководитель – Покровская Оксана Дмитриевна
д.т.н., доцент, профессор кафедры «Логистика, коммерческая работа и подвижной состав»,
Сибирский государственный университет путей сообщения,
г. Новосибирск, Россия
E-mail: insight1986@inbox.ru
Methods of complex assessment of cargo terminal operation
Zabolotskaya Ksenia Alekseevna
graduate student Intern,4th year student,
Siberian Transport University,
Novosibirsk, Russia
Scientific supervisor – Pokrovskaya Oksana Dmitrievna
doctor of technical Sciences, associate Professor, Professor of " logistics, commercial work and rolling stock»,
Siberian Transport University,
Novosibirsk, Russia
В статье предложена методика адекватной и комплексной оценки параметров работы современных грузовых терминалов различного типа на основе подсчета тотального рейтинга. При разработке программного продукта для автоматизации данной методики использованы инструменты программирования в среде Scilab. Методика позволяет учесть целый комплекс различных параметров и факторов работы грузовых терминалов, что определяет эффективность принимаемых клиентом решений по включению того или иного грузового терминала в цепь поставок.
Ключевые слова: грузовой терминал, рейтинг, комплексная оценка, клиентоориентированный подход.
The article proposes a method of adequate and comprehensive assessment of the parameters of modern cargo terminals of various types based on the calculation of the total rating. When developing a software product for automation of this technique, programming tools in the Scilab environment were used. The method allows to take into account a range of different parameters and factors of cargo terminals, which determines the effectiveness of customer decisions on the inclusion of a cargo terminal in the supply chain.
Key words: cargo terminal, rating, integrated assessment, customer-oriented approach.
В настоящее время грузовые терминалы являются неотъемлемой частью любой логистической цепи. Они преобразуют параметры грузовых и транспортных потоков для реализации доставки товаров по правилам логистики [1, с.18]. Однако, их включение в логистическую цепь усложняет для клиента выбор грузового терминала (далее – ГТ), подходящего для специфики бизнеса.
Цель работы заключается в разработке методики адекватной и комплексной оценки параметров работы ГТ, отвечающей приоритетам развития железнодорожной отрасли и ее терминально-складской инфраструктуры [2, 3].
В отечественной науке ГТ изучались Б.А. Аникиным, В.В. Дыбской, А.М. Гаджинским, Т.А. Прокофьевой, В.И. Сергеевым (работы [4] и [5]), Покровской О.Д. [6-8] и др., с позиций технико-технологического проектирования – Н.П. Журавлевым и О.Б. Маликовым [1], а также Н.В. Правдиным, С.Ю. Елисеевым, С.П.Вакуленко и П.В. Куренковым (работы [9-14]) и мн. др. Известные классификации [1, 3] напрямую связаны с технической и технологической составляющими работы ГТ и отражают лишь отдельные группы параметров.
Под грузовым терминалом, ГТ, будем понимать территориально сконцентрированную совокупность транспортных коммуникаций (путей сообщения, инфраструктурных объектов, интермодальных транспортных модулей), складских объектов различной специализации (включая погрузочно-разгрузочную технику и складское оборудование), а также единого информационного поля, для оказания широкого спектра терминально-складских, транспортных и логистических услуг добавленной стоимости (составлено автором на основе [15, с.22]; [16, с.75]; [17, с.157]).
В работе предлагается новая методика комплексной оценки деятельности ГТ на основе расчета рейтинга по каждому значимому параметру. При разработке методики учитывались результаты работ [18], [19] и [20].
Процедура
рейтинговой оценки ГТ такова: 1) Определение перечня показателей, влияющих на
деятельность ГТ; 2) Уточнение, выявление важнейших показателей с помощью
сравнительных таблиц, диаграмм Исикавы, SWOT, ABC, XYZ анализов; 3) Выявление
функциональных зависимостей между основными характеристиками ГТ; 4)
Формирование формулы рейтинговой оценки; 5) Определение основных проблем
(«узких мест») ГТ; 6) Программирование
решения задачи автоматизированной оценки. По результатам в MS Office Excel
была сформирована сравнительная таблица по выборке из 6 ГТ Новосибирской
области, рис.1.
Рис. 1. Результаты анализа параметров деятельности ГТ региона.
Оценка ведется по 5-балльной шкале по критериям: линейка предоставляемых услуг, Л; отслеживание груза, О; предоставление специализированного подвижного состава и особого режима перевозки, Срп; страхование, Ст; безбумажная обработка документов, Од; упаковка и крепление груза, У; "от двери до двери", От; экспедирование, Э; разработка оптимального маршрута доставки, Р; онлайн-заявка и консалтинг, он; гибкая тарифная политика, г; международные перевозки и таможенные услуги, М; клиентоориентированность сайта компании, С; дешевизна перевозки, Д; ассортимент складских услуг с учетом классности помещений, Скл, – оформленные математическом виде:
Первая
формула дает оценку параметрам, связанным с работой грузовых фронтов,
максимальная оценка 10 баллов. Вторая формула дает тотальную оценку ГТ,
максимальная оценка 65,5 баллов. Была
разработана классификация типов ГТ и выделены границы рейтинговой оценки
(согласно [21, с.71]), рис.2.
Рис.2. Классификация типологии ГТ по комплексной рейтинговой оценке
Методика была применена для расчета по терминалу Клещиха. Получено значение 56,4 балла, что, в соответствии с классификацией, характеризует терминал Клещиха как ГТ высокого рейтинга. Такой результат адекватен реальным условиям: терминал Клещиха входит в ТОП-5 лучших ГТ РФ и в опорную сеть ГТ ОАО «РЖД» (согласно [22, с.100] и [23, с.58]). В среде Scilab разработан программный продукт, автоматизирующий предложенную методику расчета комплекса показателей и оценки работы ГТ. Программа зарегистрирована в Роспатенте, рис.3. Программа формирует в табличной и графической формах отчетные результаты и выдает решение. Таким образом, в ходе работы были оценены факторы, влияющие на выбор транспортно-логистического комплекса клиентом; сформирована сравнительная таблица характеристик транспортно-логистических комплексов Новосибирской области; проведены АВС и XYZ анализы ГТ по грузообороту; предложена система балльной оценки и классификации ГТ.
Рис.3. Свидетельство Роспатента и скриншоты рабочих окон программы.
Библиографический список:
1. Маликов О.Б. Перевозки и складирование товаров в цепях поставок - М.: УМЦ по образованию на ж.д. транспорте, 2014.- 536 с
2. Концепция создания терминально-логистических центров на территории РФ. М., 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://cargo.rzd.ru/dbmm/download?vp=5&load=y&col_id=121&id=74208 (дата обращения: 22.01.2019).
3. Складская недвижимость России: аналитический отчет 2016, Knight Frank LLP, 2016. – 6 с. Сост. О.Ясько, В.Холопов. Аналитические отчеты компании Knight Frank. [Электронный ресурс]. URL: http://www.knightfrank.ru/research/ (дата обращения: 22.01.2019).
4. Экономика России: прошлое, настоящее, будущее: колл. монография/ под общ.ред. Н.А. Адамова. – М.: ИТКОР, 2014. – 248 с. С.116-143.
5. Sustainable economic development of regions: Monograph, Vol. 3 / ed. by L. Shlossman. – Vienna: East West, 2014. – 261 p. – Рр.154-177.
6. Покровская О.Д. Терминалистика: общие вопросы: монография/ О. Д. Покровская. – Казань, Изд-во «Бук», 2016. – 142 с.
7. Покровская О.Д. Классификация узлов и станций как компонентов транспортной логистики / О.Д. Покровская// Вестник транспорта Поволжья. – 2016. – № 5 (59). – С. 77-86.
8. Покровская О.Д. Формирование терминальной сети региона для организации перевозок грузов : диссертация ... кандидата технических наук : 05.22.01 / Покровская Оксана Дмитриевна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т путей сообщ.].- Екатеринбург, 2011. – 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-5/363
9.Кузнецов А.В., Куренков П.В., Филипченко С.А. Развитие рынка транспортных услуг компаний-операторов в Европе // Железнодорожный транспорт. 2010. № 12. С. 67-68.
10. Вакуленко С.П., Куренков П.В. Интермодальные и мультимодальные перевозки в транспортных коридорах Европы и Азии // Железнодорожный транспорт. 2016. № 6. С. 73-77.
11. Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Логистическая концепция управления внешнеторговыми перевозками // Железнодорожный транспорт. 2004. № 9. С. 35.
12. Кузнецов А.В. Развитие рынка транспортных услуг компаний-операторов в Европе / А.В.Кузнецов, П.В.Куренков, С.А.Филипченко // Железнодорожный транспорт. – 2010. – № 12. – С. 67-68.
13. Куренков П.В. Коммерческое взаимодействие логистических транспортных систем // Железнодорожный транспорт. – 2001. – № 25. – С. 43.
14. Котляренко А.Ф. Логистизация информационных технологий на транспортных стыках (в морских портах и погранпереходах)/ А.Ф.Котляренко, П.В. Куренков//Транспорт. Экспедирование и логистика. – 2002. – № 3. – С. 11.
15. Коровяковский Е.К. Содержательное описание логистического центра и его роли в системе МТК / О.Д. Покровская, Е.К. Коровяковский // Известия ПГУПС. – 2014. – № 3 (40). – С. 22-28.
16. Воскресенская Т.П. Методика и алгоритмизация принятия решений по формированию терминальной сети в регионе /О.Д. Покровская, Т.П. Воскресенская // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – 2010. – № 3 (7). – С. 74-84.
17. Покровская О.Д. Логистика терминалов: перспективное направление логистики / О.Д. Покровская, Е.К. Коровяковский // Известия ПГУПС. 2015. № 3 (44). С. 155-164.
18. Pokrovskaya O.D. Chi terminelistica reale come una nuova direzione scientifica / O.D.Pokrovskaya // Italian Science Review.2016; 1(34). PP. 112-116.
19. Покровская О.Д. Формирование терминальной сети региона для организации перевозок грузов : диссертация ... кандидата технических наук : 05.22.01 / Покровская Оксана Дмитриевна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т путей сообщ.].- Екатеринбург, 2011.- 235 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-5/363
20. Покровская О.Д. Моделирование системы организации перевозочного процесса через терминальную сеть / О.Д. Покровская//Известия Транссиба. № 1 (29).2017.С.118-130.
21. Покровская О.Д. Выбор наилучшего варианта терминальной сети и проверка его устойчивости/О.Д. Покровская//Транспорт Урала.– № 2 (33). – 2012. – С. 70-74.
22. Покровская О.Д. Роль Новосибирского мультимодального транспортного узла в транспортно-логистическом кластере России / О.Д. Покровская, М.А. Зачешигрива // Известия ПГУПС. 2015. № 3 (44). С. 85-103.
23. Комаров К. Л. Логистическая интеграция и координация сибирских регионов в контексте стратегии–2030 / К. Л. Комаров, Т. П. Воскресенская, Г. Ф. Пахомова, К. А. Пахомов, О. Д. Покровская // Железнодорожный транспорт. – 2010. – № 3. – С. 57–60.
Материал размещен кафедрой
«Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник:
материалы XIV Международной
научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019