Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 9:58:32
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Роль транспортной системы Санкт-Петербурга в становлении аэропорта Пулково как хаба

Елина Есения Игоревна

 Студент 2 курса,

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Гражданской Авиации,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: eseniya-elina@mail.ru

Научный руководитель – Глинский Владимир Анатольевич

к.т.н., доцент,

Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации, г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vglinskiy@yandex.ru

 

The role of Saint Petersburg’s transport system in the establishment of Pulkovo airport as a hub

Yelina Yaseniya Igorevna

2st grade student,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg, Russia

Scientific supervisor – Glinskiy Vladimir Anatolevich

Candidate of Engineering Science, Docent,

Saint Petersburg State University of Civil Aviation,

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье представлены потенциальные возможности по наращиванию годового пассажиропотока и товарооборота Национального Аэропорта «Пулково», связанные с развитием его как авиахаба. Описаны способы разгрузки транспортных потоков аэропорта.

Ключевые слова: Национальный Аэропорт «Пулково», авиахаб, транспортные потоки

 

The article presents potential opportunities to increase the annual passenger traffic and turnover of the National Pulkovo Airport, which are associated with the development of it as an aviation hub. It describes how to unload airport traffic supply chains.

Key words: National Pulkovo Airport, aviation hub, traffic supply chains

 

Повышение уровня и качества товарообмена, развитие современной инфраструктуры транспортной сети Российской Федерации являются одними из главных задач транспортной стратегии России. Эта стратегия подразумевает полноценную интеграцию страны в международную транспортную систему. Ключевое значение для выполнения данной задачи играет развитие национальной отрасли авиаперевозок.

Обеспечение возможности пассажира добраться в любую точку мира, совершая при этом удобную и быструю пересадку в узловом аэропорту лежит в основе реформирования авиационной отрасли России. Таким образом, особую важность имеет задача создания воздушных хабов [3, с. 3].

Согласно Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., в национальной аэродромной сети в России планируется сформировать несколько хабов, одним из которых рассматривается аэропорт «Пулково» в Санкт-Петербурге.

Санкт-Петербург второй после столичного авиаузел по величине со стабильно высоким пассажиропотоком. Так в 2018 году отметился рост пассажиропотока более чем на 11% и превысил 18 млн. пассажиров [4].

Учитывая, что Санкт-Петербург один из крупнейших туристических, деловых и промышленных центров России, модернизация предполагает собой развитие авиахаба по типу «Hub&Spoke» [1, с. 87]. Требования по модернизации прописанные в заключенном в 2009 году соглашении между правительством Петербурга, АО «Аэропорт Пулково» и ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» на тридцать лет имеют конечной целью достичь показателя в 35 миллионов пассажиров в год.

В таблице 1 представлена классификация аэропортов в зависимости от уровня пассажиропотока. В настоящее время аэропорт Пулково находится на ступени вспомогательного аэропорта хаба.

 

Тип аэропорта

Пассажиропоток

Головной аэропорт-хаб

Более 25 млн. пассажиров ежегодно

Вспомогательный аэропорт хаб

Более 10 млн. пассажиров ежегодно

Крупный региональный аэропорт

Более 5 млн. пассажиров ежегодно

Малый региональный аэропорт

Более 1 млн. пассажиров ежегодно

Малый аэропорт

Около 200 тыс. пассажиров ежегодно

Таблица 1. Классификация аэропортов в зависимости от пассажиропотока

 

Для преобразования аэропорта Санкт-Петербурга в воздушный хаб требуется выполнения ряда задач и условий. Основным является наличие базовой авиакомпании, которая будет заинтересована в финансовой эффективности сотрудничества [2, с. 7]. В настоящее время наибольшее количество рейсов в/из аэропорта «Пулково» осуществляет авиакомпания «Россия», однако в ее концепции развития не предусматривается основное базирование в Санкт-Петербурге. 

Вторым ключевым аспектом является создание законодательной базы на государственном уровне, обеспечивающей совместную работу аэропорта и авиакомпаний в режиме «открытого неба». Это позволит успешно развивать туристический и деловой трафики.

Проанализировав транспортные потоки аэропорта, можно обратить внимание на ограниченную пропускную способность отдельных участков дороги. Общественный транспорт, доставляющий пассажиров в аэропорт, не выделен в отдельный поток в общей транспортной системе, что является частыми причинами затруднений движения в этом направлении, сбоев в расписании работы общественного транспорта, также существенным недостатком является отсутствие ночных рейсовых маршрутов. Часто не предусмотрены места для провоза багажа в общественном транспорте, следующим в аэропорт. С каждым годом актуальность проблемы увеличивается в связи со следующими причинами:

1.     C ростом пассажирооборота аэропорта основная нагрузка приходится на автомобильную транспортную сеть Санкт-Петербурга;

2.     Развитие и реализация крупных общественно-культурных и деловых проектов («ЭкспоФорум» на Пулковских высотах, конгресс-центр в Стрельне, туристическо-инновационный центр «Императорское кольцо») в южной части Санкт-Петербурга способствуют возникновению дополнительных транспортных пассажиропотоков и ухудшению транспортной ситуации в этой части города и аэропорта. Данная ситуация усугубляется отсутствием планов развития наземного общественного транспорта в этом районе.

3.     Аэропорт «Пулково» обслуживает Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также близлежащие регионы, не имеющие собственных аэропортов такие как Республика Карелия, Псков, Великий Новгород. Тем самым формируются новые пассажиропотоки.

Важно упомянуть, что наличие одного безальтернативного подъезда вне зависимости от его пропускной способности является существенным риском для бесперебойного обслуживания аэропорта. Если не принять дополнительные меры, юг города ожидает транспортный кризис, а сам аэропорт начнет терять конкурентоспособность в глобальном масштабе. Стоит отметить, что при решении проблемы упор должен быть сделан на общественный транспорт, так как именно он дает надежную гарантию стабильного функционирования аэропорта. Можно заметить, что у всех аэропортов Европы, имеющих годовой пассажирооборот, сравнимый с аналогичным показателем Пулково, транспортное обеспечение развито намного лучше и является более разнообразным и эффективным.

Проанализировав транспортные потоки аэропорта для их разгрузки, в качестве транспорта, который позволит пассажирам добраться до аэропорта без пробок и пересадок предлагается внедрить:

1)    Продление Кировско-Выборгской линии метро в сторону Пулково. При строительстве метро пассажиры смогут сразу попадать в «общегородскую» систему без пересадок на другие виды транспорта.

2)    Прокладку пути «Аэроэкспресса» в основных точках концентрации пассажиров: Балтийский и Витебский железнодорожные вокзалы, пассажирский порт «Морской фасад» и центральный автовокзал. (Рис.1)

f0935e4cd5920aa6c7c996a5ee53a70f.jpg

 

Рис.1. Схема движения аэроэкспресса

 

3)    Ветку легкорельсового транспорта от ближайших станций метро «Купчино», «Звездная», построив частично в надземном исполнении, чтобы в дальнейшем были заделы для развития улично-дорожной сети на юге Московского района.

Так же следует учесть, что не всем пассажирам требуется попасть в центр или Московский район Санкт-Петербурга. Жителям южной части города – Павловска, Пушкина, Гатчины – а также посетителям «ЭкспоФорума» удобнее добираться в аэропорт без пересадок у метро «Московская», исходя из этого помимо создания ветки до метро «Звездная» возможно проведение еще одной линии – из Колпина в Пулково.

            Из проведенного анализа можно сделать вывод: вне зависимости от того, что будет выбрано в качестве базового варианта – метро, аэроэкспресс или легкорельсовый транспорт – это не должно быть единственным решением данного вопроса, т.к. это позволит массивный поток людей, направленный в одну точку, более равномерно распределять по территории города.

Совершенствование транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга с созданием авиационного хаба на базе аэропорта «Пулково» предполагает реконструкцию и совершенствование технологии функционирования.  Подобная модернизация выгодна для государства, так как позволит создать новые рабочие места, привлечь в регион иностранные инвестиции, улучшит качество оказываемых услуг, будет способствовать росту внутреннего валового продукта, для пассажиров откроется еще больший выбор маршрутов, времени полета и типов воздушных судов, а для авиакомпании – гибкость в составлении расписания, использования рабочей силы, техники и авиалайнеров, которые возможно заменять в зависимости от загруженности маршрута.

Распределенная сеть маршрутов общественного транспорта вместе с переносом части деловой активности ближе к аэропорту позволит разгрузить сеть дорог на юге города, а также создать условия для развития экономики за счет дальнейшего улучшения доступности Петербурга в глобальном масштабе, что приведет к увеличению пассажиропотока аэропорта Пулково и приблизит его к становлению авиахабом.

Улучшение транспортной доступности укрепит позиции Санкт-Петербурга как крупнейшего туристического, делового и промышленного центра России, занимающего ведущее место в Северо-Западном округе. Это дает потенциальные возможности для дальнейшего развития экономики и культуры региона.

В настоящее время есть все условия, чтобы аэропорт «Пулково» стал одним из самых современных и динамично развивающихся в Европе, в том числе в части успешного использования коммерческой инфраструктуры.

 

Библиографический список:

1.     Казначеев Д.А. Организация хабов как условие развития   транспортной инфраструктуры российских  регионов//Научно-технические ведомости СПбГПУ 5’ 2011

2.     Мочалов А.И., Палагин Ю.И., Сенокосов Д.Г. Информационно-логистическая система “airport trans logistics”//Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. 2018. Т. 1. № 1 (18). С. 120-133.

3.     Мочалов А.И., Палагин Ю.И., Сенокосов Д.Г. Логистика мультимодальных аэропортовых комплексов//В сборнике: Логистика: современные тенденции развития Материалы XVII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 3-6.

4.     «Пулково» - аэропорт – Санкт-Петербург [Электронный ресурс] - https://pulkovoairport.ru/

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1967
15.06.2019 11:15 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: