При расследовании крупнейших авиакатастроф последнего времени в большинстве случаев были сделаны пугающие выводы: трагедии произошли из-за ошибочных действий экипажей потерпевших крушение самолетов. Обвинять пилотов легко, но давайте будем справедливыми: вряд ли кто-то из них был потенциальным самоубийцей. Зачастую к авариям приводил ряд сопутствующих факторов, негативно сказывавшихся на здоровье и самочувствие летчиков и бортпроводников.
К сожалению, руководство авиакомпаний редко делает соответствующие выводы, стремясь улучшить условия труда своих сотрудников, чтобы повысить уровень безопасности пассажиров. Особенно «преуспел» в этом крупнейший российский авиаперевозчик – «Аэрофлот». Работники компании в частных беседах рассказывают о повышенных нагрузках, плохом отношении и психологическом давлении со стороны начальства, значительно ухудшающем их эмоциональный фон и снижающем качество их работы. Публично большинство из них разглашать это опасается, зная, что репрессивные меры не заставят себя долго ждать. Именно так и случилось с молодой женщиной, мамой маленького ребенка, когда она попыталась защитить свои права.
Стало плохо в Малаге
В этот портовый город на юге Испании и прилетел российский лайнер, принадлежащий авиакомпании «Аэрофлот». Возвращение в Москву было запланировано только на следующий день, а пока экипаж заселили в местный отель. Оставив в номерах вещи, бортпроводники и пилоты решили сходить в находящийся совсем рядом магазин – купить еды.
Там одной из стюардесс внезапно стало плохо. Девушка рухнула на пол, разбив голову в кровь. Российскую бортпроводницу экстренно госпитализировали в малагский госпиталь. Медики зафиксировали травмы и ушибы. Серьезную обеспокоенность у врачей вызвала рана на голове и открывшееся из нее кровотечение. Были проведены все необходимые обследования. По заключению испанских медиков, причиной потери сознания, из-за которого стюардесса упала и получила травмы, стало переутомление. Женщина была абсолютно трезва, она вообще не употребляет никаких стимуляторов и придерживается здорового образа жизни.
В госпитале пострадавшую бортпроводницу оставили на двое суток. В Москву она полетела уже как пассажир «родной» авиакомпании. А на родине сразу попала в водоворот аэрофлотовской «заботы» о своих сотрудниках. Не дав прийти в себя после многочасового перелета, девушку в приказном порядке отправили на «обследование» в пункт медицинской помощи в аэропорту Шереметьево. Хотя вряд ли работающие там специалисты уполномочены выдавать экспертные заключения о состоянии пострадавших в подобных инцидентах.
Нашей героине пришлось уйти на больничный и пройти полное обследование в московской клинике. Любой удар по голове бесследно не проходит, поэтому она решила уделить своему здоровью, изрядно подорванному работой в «Аэрофлоте», должное внимание. Подлечившись и пройдя обследование на предмет профпригодности к дальнейшей службе в должности бортпроводника «Аэрофлота», она вернулась к полетам. И попыталась получить страховку, которая бы покрыла расходы на лечение в испанской больнице. Но не тут-то было.
Никакой страховки
При поступлении на службу сотрудники «Аэрофлота» подписывают типовой коллективный договор, в котором оговорены их права и обязанности. Оформляется на них и страховка: работа-то опасная. И даже очень. Казалось бы, с компенсацией не должно было возникнуть никаких проблем. Но аэрофлотовское начальство посчитало по-другому. И категорически отказалось выплачивать пострадавшей законную страховку. Мотивируя это тем, что травмы были получены в нерабочее время.
Позвольте: бортпроводница находилась в Испании не по своей воле, не на отдыхе. Она вынуждена была ожидать следующего рейса: к этому ее обязывали служебные обязанности. То есть она находилась в командировке. А значит, ей должны быть начислены страховые выплаты. Однако руководство «Аэрофлота» не желает признавать очевидное и всячески давит на пострадавшую стюардессу, вынуждая ее отказаться от своих законных прав и от положенных ей денег.
А ведь счет за лечение в испанском госпитале весьма внушительный: медицинское обслуживание в Европе очень и очень дорогое. И мать маленького ребенка должна теперь оплачивать его самостоятельно – так считают в «Аэрофлоте». Но как же так? А закон? А справедливость?
Чтобы усилить давление на осмелившуюся перечить ему бортпроводницу, начальство стало активно ухудшать условия ее труда: поменялось ее служебное расписание, в котором стало гораздо больше ночных и коротких рейсов. То есть ей приходится мотаться туда и обратно практически без передышки, без возможности побыть с семьей. А самое главное – при таком ритме работы сотрудники «Аэрофлота» не успевают полноценно отдохнуть, а это уже угрожает безопасности пассажиров этой авиакомпании.
«Надо уметь договариваться»
Так, видимо, считает руководство нашего крупнейшего авиаперевозчика. Только вот «договаривания» эти всегда исключительно в его пользу. Причем в прямом смысле: тот самый коллективный типовой договор, который должны подписать все работники, может быть изменен в любую секунду, что нарушает нормы Гражданского и Трудового Кодекса Российской Федерации. Неужели «Аэрофлот» ставит себя выше законов?
И «договориться» с получившей травму и еще и наказанной за это созданием невыносимых условий работы бортпроводнице предлагается только одним способом: она должна подписать согласие с актом проверки и отказаться от страховой выплаты. Но, собственно, почему? Потому что «Аэрофлоту» просто так захотелось? Потому что он экономит на своих сотрудниках? Потому что, ухудшая условия их труда, подвергает опасности жизнь пассажиров?
Если я крупный, сильный и богатый, то, значит, могу просто растоптать «маленького человека»? Но наши люди совсем не маленькие. Они сильные, волевые и отважные – как героиня этого невеселого рассказа – молодая женщина, которая противостоит бездушному гиганту, пытаясь отстоять свои законные интересы. Но она не одна. Есть и неравнодушные люди, которым близка и понятна чужая боль, которые готовы защищать тех, кто нуждается в поддержке. «В чем сила, брат? В правде».