Ушанова Татьяна Евгеньевна
бакалавр 3 курса,
Сибирский государственный университет путей сообщения,
г. Новосибирск, Россия
E-mail: ushtanya@mail.ru
Научный руководитель – Пятаев Максим Викторович
к.э.н., доценты кафедры Системный анализ и управление проектами
Сибирский государственный университет путей сообщения
г. Новосибирск, Россия
E-mail: procedure@inbox.ru
Estimation of the efficiency of the regional transport project (transition through the Nevelsky straight to the island Sakhalin, and further on island Hokkaido (Japan))
Ushanova Tatyana Evgenievna
3d year bachelor,
Siberian Transport University,
Novosibirsk, Russia
Scientific supervisor– Pyataev Maxim Viktorovich
Ph.D., associate professor of the Department of System Analysis and Project Management
Siberian Transport University,
Novosibirsk, Russia
В статье рассматривается возможность строительства перехода на Сахалин и далее на остров Хоккайдо. Сравниваются положительные и отрицательные стороны этого вопроса. Проводится сравнительный анализ. Цель исследования: рассмотрение нового транспортного проекта.
Ключевые слова: переход, тоннель, затраты, эффективность, пути, транспортировка.
In the article it is considered the possibility of building a transition to Sakhalin and then to the island of Hokkaido. Advantages and disadvantages of these issues are compared. A comparative analysis is carried out. Purpose of the study: consideration of a new transport project.
Key words: transition, tunnel, costs, efficiency, ways, transportation
Сахалин - крупнейший остров России, отделенный от материковой части РФ на севере Амурским лиманом и Татарским проливом (в центральной и южной части). Пролив Невельского - это самая узкая часть между ними (ширина 7,5 км). На сегодняшний день транспортировка на Сахалин возможна только авиа или морским транспортом, причем зимой для транспортировки грузов по воде необходима ледокольная проводка, а в штормовую погоду транспортировка невозможна совсем. Основная паромная переправа -линия Ванино (Хабаровский край) - Холмск.
Необходимость строительства перехода на Сахалин:
1. Проблемы с пассажирскими перевозками. (Скопление пассажиров на портах)
2. Увеличение объемов перевозок, устаревание грузовых и пассажирских судов.
3. Погодные условия, от которых зависит функционирование паромной переправы и самолетов.
Проекты транспортного перехода
Предложения строительства транспортного перехода на Сахалин появились еще в 1875 году. Предлагались проекты моста или дамбы через пролив Невельского, но из-за экономической нецелесообразности от идеи отказались. В конце 1920-х годов инженерные работы показали большую сложность строительства, как моста, так и тоннеля, так как территория расположена в зоне с повышенной сейсмичностью.
Вернулись к стройке уже при И.Сталине, который в 1950-м году реанимировал проект по строительству железнодорожного подводного тоннеля протяжённостью 327 километров. Но после его смерти стройку закрыли, несмотря на значительный объём проделанной работы.[5]
Проекты в РФ
Предложения о возобновлении проекта снова начали поступать в 2001 году. Была утверждена Федеральная целевая программа, которая предусматривала строительство железнодорожной линии, соединяющей о. Сахалин с РФ (507 км). Но в 2006 году от этой программы отказались.
В 2008 году переход на Сахалин был включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года.
В настоящее время приоритетным является проект железнодорожного моста через пролив Невельского, но в то же время рассматриваются проекты тоннеля или дамбы. Всего длина железнодорожной связи должна составить 580 км: она начнется от станции Селихино близ Комсомольска-на-Амуре до поселка Ныш на северо-востоке Сахалина.
В феврале 2017 года в ходе Российского инвестиционного форума было выдвинуто предложение, что при строительстве моста через пролив Невельского есть смысл обсуждения строительства тоннеля между Сахалином и островом Хоккайдо, который обеспечит связь с Японией.
Проблемы стройки:
1. Специалисты отмечают, что железная дорога окупится только при условии комплексного проекта до Хоккайдо.
2. Необходимо учитывать непростые условия – сложный климат, высокая сейсмическая активность, слабое развитие инфраструктуры или ее отсутствие.
3. Высокие затраты
4. Необходимость реконструкции Байкало-Амурской магистрали из-за увеличения нагрузки на нее.
Преимущества:
1. Ускорит развитие Хабаровского края и Сахалинской области.
2. У Комсомольска-на-Амуре откроются новые возможности для развития, будет возможность стать центром развития передовой промышленности.
3. Откроются перспективы для создания порядка 100 тысяч рабочих мест для специалистов в области современной промышленности.
4. Превращение Сахалина в полуостров или даже материковую часть.
5. Развитие отношений с ключевыми державами Северо-Восточной Азии.
6. Транспортная система является связующим звеном любой отрасли, которая служит опорой для развития всех факторов работоспособности.
Решение о начале стройки пока не принято. В.В.Путин также отметил, что, по предварительным расчетам, стоимость моста с материка на Сахалин может составить около 500 млрд руб. Вторую часть – мост от южной части Сахалина до Хоккайдо – Россия предлагает Японии строить вместе, речь идет о «смешанном автомобильно-железнодорожном переходе».[3]
Однако, заинтересованность Японии в этом проекте не так очевидна. Япония получит прямой железнодорожный выход ко всем странам Евразии, сроки доставки груза в Европу сократятся в три раза. Так, по морю груз проходит 21 тыс. км за 40 суток, а, например, по Транссибу через порт Восточный срок доставки сокращается до 18 суток.
Однако большие грузы и на большие расстояния эффективнее перевозить морем. Морской контейнеровоз вмещает от 260 до 18 тыс. TEU (стандартных 20-футовых контейнеров). А на самый длинный грузовой состав нельзя погрузить больше 140 самых крупных контейнеров. Поездом быстрее, но морем - больше и дешевле на единицу товара. Железнодорожные грузовые перевозки, а тем более автомобильные, могут быть эффективнее лишь на более коротких расстояниях. [2]
Проект строительства перехода на Сахалин можно сравнить с Евротоннелем – железнодорожным двухпутным тоннелем под проливом Ла-Манш. Он соединяет Францию и Великобританию и находится на 3 месте в мире по протяженности.
Сравнительный анализ Евротоннеля и перехода на Сахалин:
|
Евротоннель |
Мост (тоннель) на Сахалин (планируется) |
Протяженность |
51км |
6,6 км (12,4 км) |
Период строительства |
7 лет (1987-1994) |
4 года |
Затраты на строительство |
10 млрд фунтов стерлингов (примерно 872 млрд. руб.) (1995 год) |
500-540 млрд. руб. (2020 год) |
Но на сегодняшний день затраты на строительство Евротоннеля до сих пор не окупились, хотя пассажиропоток достигает 19 млн. чел. в год. Спустя год после его открытия компания «Евротоннель» объявила об убытках в размере 925 млн. фунтов.[4] Так же необходимо отметить, что в тоннеле часто происходят чрезвычайные ситуации, в основном пожары, при которых его приходится перекрывать, что приводит к большим убыткам. Более того, из-за замкнутого пространства люди отравляются угарным газом, получают ранения, подвергаются признакам клаустрофобии. Таким образом, хоть и строительство тоннеля дешевле и является более приоритетным, чем строительство моста, оно представляет большую опасность для жизни людей. И как утверждают эксперты, его эксплуатация впоследствии будет дороже. [6]
Опыт строительства и эксплуатации Евротоннеля дает возможность предположить, что переход на Сахалин по окупаемости и эффективности экономически нецелесообразен. С другой стороны необходимо проводить макроэкономическую оценку данного проекта с использованием таблиц затраты-выпуск [7].
Подводя итоги, можно сказать, что строительство перехода имеет как положительные так и отрицательные стороны. Положительные: улучшение экономических, геополитических и социальных факторов. Логистика взятого направления может быть переорганизована, изменив основной водный путь транспортировки на более выгодные: железнодорожный и автомобильный. Благодаря реализации проекта у людей появится альтернатива дорогому авиационному сообщению.
Библиографический список:
1. Мост на Сахалин обеспечит ж/д сообщением три района Хабаровского края / Сайт «Морские вести России». URL: http://morvesti.ru/detail.php?ID=63850 (дата обращения: 15.02.2019)
2. Взгляд. Деловая газета. URL: https://vz.ru/economy/2017/9/6/885901.print.html (дата обращения: 15.02.2019)
3. Мост на Сахалин станет стройкой следующего десятилетия. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/09/08/732910-most-sahalin (дата обращения: 15.02.2019)
4. Евротоннель/ Материал из Википедии URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C (дата обращения: 17.02.2019)
5. Сахалинский тоннель/ Материал из Википедии URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C (дата обращения: 17.02.2019)
6. Туннель под Ла-Маншем URL: https://geographyofrussia.com/tunnel-pod-la-manshem/ (дата обращения: 17.02.2019).
7. Пятаев М.В. Региональные эффекты проектов высокоскоростных железнодорожных магистралей / Мир транспорта. 2016. Т. 14. № 3 (64). С. 132-141.
Материал размещен кафедрой «Логистика и
маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика –
Евразийский мост» ЛЕМ - 2019