Стужинская Юлия Святославовна
студент 3 курса,
Белорусский государственный экономический университет,
г. Минск, Беларусь
E-mail: stuga@gmail.com
Мурина Анна Сергеевна
студент 3 курса,
Белорусский государственный экономический университет
г. Минск, Беларусь
E-mail: nyuta.murina@mail.ru
Научный руководитель – Верниковская Оксана Васильевна
канд. экон. наук, доцент
Белорусский государственный экономический университет
г. Минск, Беларусь
E-mail: red_ok@tut.by
Organization features of the supply of goods for the services sector of the hospitality industry in the Republic of Belarus on the basis of logistics
Stuzhynskaya Yuliya Svyatoslavovna
3rd year student
Belarusian State Economic University,
Minsk, Belarus
Muryna HannaSergeevna
3rd year student
Belarusian State Economic University
Minsk, Belarus
Scientific adviser – Vernikovskaya Oksana Vasilyevna
PhD (Economics), Assistant Professor
Belarusian State Economic University
Minsk, Belarus
На сегодняшний день, логистика HoReCa является одним из основных инструментов поддержания заведениями общественного питания своей конкурентоспособности. При сильнейшем усилении конкуренции среди заведений, на свет появились совершенно новые критерии качества оказываемых услуг, а во главе угла оказалось обеспечение стабильности деятельности любых предприятий, связанных с общественным питанием. Одним из таких направлений, практически всегда имеющим потенциал быть оптимизированным, является работа по обеспечению максимальной стабильности работы заведения с поставщиками HoReCa.
Ключевые слова: логистика, HoReCa,поставка.
Today, HoReCa logistics is one of the main tools used by catering companies to maintain their competitiveness. With the strongest increase in competition among institutions, completely new criteria for the quality of provided services appeared, and the main focus was ensuring the stability of the activities of any catering enterprises. One of these areas, almost always having the potential to be optimized, is work to ensure maximum stability of the institution with HoReCa suppliers.
Key words: logistics, HoReCa, delivery.
HoReCa термин, обозначающий сегмент сферы услуг индустрии гостеприимства (общественного питания и гостиничного хозяйства) и канал сбыта товаров с непосредственным потреблением продукции в месте продажи. Название «HoReCa» происходит от первых двух букв в словах Hotel, Restaurant, Cafe [1].
Как торговый канал HoReCa представляет собой объединение предприятий общественного питания, сферы услуг, поставщиков B2B-товаров, товаров, предназначенных для перепродажи в точках реализации HoReCa, а также производителей данных товаров, представителей информационно-маркетинговых услуг.
Товары HoReCa представляют собой продукцию для продажи в специализированных точках, а также товары и оборудование для обеспечения деятельности данного сегмента. К таким товарам относятся не только готовые к употреблению пищевые товары, но и полуфабрикаты для последующего приготовления, B2B-товары для обеспечения деятельности HoReCa, включая расходные материалы, продукция премиум-класса для ресторанов и баров, товары но-фуд-группы расходные материалы для клиентского сервиса.
Сегмент HoReCa в Беларуси – это более 12 000 объектов общественного питания, которые пронизывают все социальные структуры.
Клиентами сегмента HoReCa являются рестораны, кафе, предприятия, кейтеринговые компании, доставка еды, небольшие производственные компании.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь в 2018 году в Беларуси насчитывалось 587 гостиниц, 516 ресторанов, 143 ресторана быстрого обслуживания и 1954 кафе. В сегмент HoReCa входят так же мини-кафе, столовые, бары, закусочные, кафетерии, буфеты и кофейни, летние кафе и магазины кулинарии, численность которых более 10 000 [2].
Наиболее посещаемым местом среди туристов является столица страны –город Минск. Поэтому в городе идет активное возведение гостиниц и разрастается ресторанная сеть. Это связано с ростом доходов жителей страны, увеличением туристических потоков, а также с изменением поведения потребителей.
Тем не менее, предложение номеров превышает спрос на них, что свидетельствует о недостаточно развитой сфере туризма в Республике Беларусь. Это влияет на развитие гостиничных и ресторанных сетей, а значит, ставит под вопрос необходимость существования логистики HoReCa [3].
Проанализировав имеющуюся информацию по данному вопросу, можно сделать вывод, что данный сегмент в Республике Беларусь недостаточно развит, и на это есть ряд причин, так как предприятие, решившее оказывать услуги в сегменте HoReCa, сталкивается с множеством трудностей.
Магазины предлагают широкий ассортимент продукции, при этом потребитель сам решает, что ему выбрать. В ресторанном бизнесе ситуация иная, так как рестораторы приобретают только то, что им необходимо для работы и не более того.
У поставщиков продукции HoReCa практически нет инструментов для увеличения продаж в торговой точке, так как название и упаковка товара не играет существенной роли в выборе потребителя. Рестораторы считают, что идеальная упаковка для фудсервиса та, которая меньше всего удорожает продукт.
Немаловажным является качество продукта. Ввод в ассортимент не обходится без образцов на проработку, которые подвергаются строгим проверкам со стороны технологов и поваров. Если товар посчитали неподходящим после проработок и дегустаций, то поставщику приходится искать нового клиента.
Качество товара включает в себя такое понятие как выход. Выход это то, сколько готового продукта получается из сырья. Например, мясо ужаривается на 25 %, а потери на размораживание и предварительную обработку могут составить около 10 %. Соответственно, если организация поставляет продукт, выход которого больше, она имеет важное конкурентное преимущество.
Рестораны, кафе и отели в основном не принципиальны в выборе поставщиков продукции для реализации, однако существует продукция, для которой могут быть утверждены бренд или торговые марки в меню: кофе, чай, алкогольные (безалкогольные) напитки, мороженое, сигареты. Эти продукты продаются прошедшие минимальную переработку и имеют явно выраженный бренд. Кроме того, являются имиджевыми для заведения, а, следовательно, решение о смене поставщика таких продуктов или вводе новой позиции в ассортимент решается иногда даже на уровне учредителей.
Кроме этого поставщику продукции HoReCa необходимо быть конкурентным не только по качеству, но и по цене, которая включает себестоимость продукции, коэффициенты на ужарку (усушку), стабильность поставок, трудозатраты на переработку продукта, удобство учета. Цена продукта как таковая имеет для продаж рынка HoReCa зачастую основное значение, так как часто и качество товара, и сервис на этом конкурентном рынке равны. Но не стоит забывать, что иногда фактором, не позволяющим клиенту менять поставщика, являются налаженные отношения с последним.
В отличие от магазинов, где есть жесткий процент наценки на товар, современные рестораны продают свои блюда за максимально высокую цену, за которую в ресторане готовы приобрести это блюдо. В ресторане верхняя планка цены стабильна, так как, повысив ее, можно отпугнуть клиентов. А некоторые предприятия, в основном сетевые, используют цены в конкурентной борьбе. В случае если повышение цены невозможно, предприятия получают прибыль путем уменьшения затрат. В первую очередь это касается себестоимости блюд. Таким образом, цены на продукцию в HoReCa имеют склонность к постоянному снижению, и выигрывают те продавцы, которые оперативно регулируют цены на продукцию или же предоставляют бонусы в виде скидок, бесплатного оборудования и т.д.
Стабильность поставщика и отсутствие у него OOS (Out Of Stock - отсутствие товара на складе) является часто достаточно серьезным конкурентным преимуществом, ведь отсутствие блюда в меню может привести к прямым финансовым затратам из-за потери клиента.
Ежегодно в Республике Беларусь проходит выставка «HoReCa.RetailTech», где принимают участие как поставщики, так и потенциальные клиенты. По результатам такой выставки в 2019 году, был сделан вывод, что спрос на продукцию превышает предложение. В Беларуси немногие компании готовы предоставлять продукцию HoReCa. Самой крупной из них является компания «Ресторация», которая является импортером продуктов питания и деликатесов в Республику Беларусь [4]. Клиентами компании являются караоке-клубы, суши-бары и кофейни. Вторым наиболее значимым поставщиком является СП «Санта Бремор» ООО, реализующее продукцию по различным направлениям.
Очевидно, что представительство в сегменте HoReCa развито слабо, причиной чего является в том числе желание поставщика получить наибольшую выгоду, действуя исключительно в своих интересах и не взаимодействуя с клиентами, что уменьшает эффективность логистики HoReCa на территории страны.
Библиографический список:
1 Discovered // HoReCa [Электронный ресурс]. 2019. URL:http://discovered.com.ua. (дата обращения: 15.03.2019).
2 Объекты общественного питания по типам [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. 2019. URL:http://www.belstat.gov.by. (дата обращения: 15.03.2019).
3 MEGAPOLIS REAL // HORECA: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В БЕЛАРУСИ [Электронный ресурс]. 2019. URL:https://megapolis-real.by. (дата обращения: 15.03.2019).
4 Ресторация // Клиенты [Электронный ресурс]. 2019. URL:https://restoracia.by. (дата обращения: 15.03.2019).
5 HORECA.RETAILTECH // Партнеры [Электронный ресурс]. 2019. URL:http://horecaexpo.by. (дата обращения: 15.03.2019).
Материал размещен кафедрой «Логистика и
маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической
конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019