Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 9:52:06
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Современное состояние транспортно-логистических связей России и Германии

Савёлова Ирина Валерьевна

магистрант 1 курса,

Всероссийская академия внешней торговли

Минэкономразвития России,

г. Москва, Россия

E-mail: savelova555@mail.ru

Научный руководитель – Холопов Константин Владимирович

д.э.н., профессор,

заслуженный экономист Российской Федерации,

зав. кафедрой Технологии внешнеторговых сделок

Всероссийская академия внешней торговли

Минэкономразвития России,

г. Москва, Россия

E-mail: kholopov552014@yandex.ru

 

The current state of transport and logistics links between Russia and Germany

Savyolova Irina Valerievna

1st year student, Master’s degree programme

the Russian Foreign Trade Academy

 of the Ministry for Economic Development of the Russian Federation,

Moscow, Russia

Scientific supervisor –  Kholopov Konstantin Vladimirovich

Doctor of Economics, Professor,

Honored Economist of the Russian Federation,

Head of Technology foreign trade transactions department,

the Russian Foreign Trade Academy

of the Ministry for Economic Development of the Russian Federation.,

Moscow, Russia

 

В статье уточняется понятие «транспортно-логистические услуги», выявляется роль и значение системы международных транспортных коридоров, анализируется современное состояние транспортно-логистических связей между Россией и Германией по грузовым перевозкам основными видами транспорта.

Ключевые слова: транспортно-логистические услуги, международные транспортные коридоры, транспортно-логистические связи России и Германии.

 

The article clarifies the concept of "transport and logistics services", identifies the role and importance of the system of international transport corridors, analyzes the current state of transport and logistics links between Russia and Germany in terms of freight transportation by main types of transport.

Key words: transport and logistics services, international transport corridors, transport and logistics links between Russia and Germany.

 

Сегодня торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Германией является одним из наиболее приоритетных направлений развития российских внешнеэкономических связей. По данным Федеральной таможенной службы России в 2017 году Германия заняла 2 место по доле в совокупном внешнеторговом российском обороте, уступая только Китаю. Товарооборот между странами составил 49,4 млрд. долл. США. В процентном соотношении данный показатель составил 8,6 % от всего внешнеторгового оборота России [6]. Для дальнейшего наращивания товарооборота между Россией и Германией весьма существенное значение имеет состояние транспортно-логистических связей между двумя странами. 

Говоря о транспортно-логистических связях России и Германии, во избежание терминологической путаницы, автор считает необходимым разобраться, что же собственно данный термин подразумевает. Если с частью «транспортно» все более-менее ясно, то часть «логистические» может вызвать вопросы. Дело в том, что термины «логистика» и «логистические услуги» на сегодняшний день не определены никакими нормами права [5, с. 106], а существующее терминологическое многообразие вносит путаницу. Многие попросту не видят разницы между такими терминами как «логистические услуги», «транспортные услуги», «экспедиторские услуги», и тому подобное. Различные организации, отрасли и государства трактуют данные определения по-своему, вследствие чего возникает вопрос: так что же такое «логистические услуги», и в каких случаях уместно использование данного термина? Автор предлагает опираться на официальное определение понятия «экспедиторские и логистические услуги», принятое 29 октября 2004 года двумя авторитетными международными неправительственными организациями: ФИАТА («Международная федерация экспедиторских ассоциаций») и КЛЕКАТ («Европейская ассоциация по оказанию экспедиторских, транспортных, логистических и таможенных услуг»). Данное определение звучит следующим образом: «Экспедиторские и логистические услуги означают любого вида услуги, относящиеся к перевозке (одним или несколькими видами транспорта), консолидации, хранению, обработке, упаковке, вывозу, завозу товаров, равным образом как  и вспомогательные, и консультативные услуги, связанные с предоставлением вышеперечисленных услуг, включая (но не ограничивая) услуги, касающиеся таможенных и налоговых дел, декларирования товаров, обеспечения страхования товаров, производства платежных операций с товарами и сбора относящихся к ним документов. Экспедиторские услуги включают в себя также логистические услуги с их современными и коммуникационными технологиями, связанными с перевозкой, обработкой или хранением товаров, и фактически полностью охватывают всю систему управления перемещением товаров. Перечисленные услуги могут изменяться в целях удовлетворения требований их более гибкого применения» [1]. На взгляд автора, данное определение наиболее доступно и широко раскрывает понятие «логистические услуги», а также дает нам представление о том, что подразумевается под термином «транспортно-логистических связи».

Сегодня любая доставка грузов осуществляется преимущественно через систему международных транспортных коридоров. Международный транспортный коридор (далее – МТК) представляет собой инфраструктуру путей сообщения и технологий по обработке товарных потоков в ключевых точках. Другими словами, МТК это концентрация инфраструктуры и технологий на решающих направлениях. Объектами инфраструктуры МТК являются дороги, водные пути, таможенные посты, терминалы, пункты смены колесных пар, железнодорожные, автомобильные переправы (паромы), порты, аэропорты, обеспечивающие перевозки грузов и пассажиров по МТК. Второй, но не менее важной составляющей МТК являются технологии: экспедиторские, перевозочные, погрузочно-разгрузочные, складские. В 1994 г. состоялась Критская панъевропейская транспортная конференция по вопросам развития трансъевропейской сети, которая установила создание в Европе 9, а следующая конференция – в Хельсинки в 1997 г. – 10 транспортных коридоров. Ключевой сухопутной артерией, соединяющей Москву и Берлин, является МТК № 2 «Восток-Запад», который проходит из Германии через Польшу, Белоруссию на Москву, Нижний Новгород и Челябинск для соединения с Транссибирской магистралью [3, с. 13].

Современный уровень развития транспортно-логистических связей России и Германии, а также географическое положение стран позволяют осуществлять грузовое сообщение между двумя странами с помощью всех видов транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским, авиа и трубопроводным.

Автомобильные перевозки. На сегодняшний день Германия является одним из главных российских партнеров в области международного автомобильного сообщения. Так, по тоннажу импортных грузов, перевезенных автотранспортом из Евросоюза в Россию, Германия занимает лидирующую позицию с показателем 2481164 тонны за 2018 год. По объему экспортных грузоперевозок на автомобильном транспорте из России в Евросоюз Германия занимает третье место  1403608 тонн за 2018, уступая Финляндии (3347539 тонн) и Польше (1570010 тонн) [7]. Основным правовым источником регулирования автомобильного сообщения между Россией и Германией является «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о международном автомобильном сообщении», подписанное в г. Бонн, 14 июля 1993 года (вступило в силу 15.12.93). Данное соглашение содержит все основные требования к организации автомобильной перевозки грузов между странами, а также транзита по их территориям. Важно отметить, что согласно статье 16 данного соглашения «перевозчики договаривающихся сторон обязаны соблюдать правила дорожного движения и другие законы страны, на территории которой находится автотранспортное средство» [2]. Данный пункт является крайне важным, так как из него следуют, что российский перевозчик, осуществляющий грузовую автоперевозку в Германию или по ее территории несет ответственность за нарушение немецкого законодательства, а, следовательно, во избежание прецедентов, должен быть юридически грамотен в данном вопросе (что, безусловно, также необходимо при организации грузоперевозок всеми другими видами транспорта).

Железнодорожные перевозки. Говоря о железнодорожном сообщении между Россией и Германией, в первую очередь, стоит отметить, что страны относятся к двум различным правовым зонам. Россия является участником Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), в Германии железнодорожные перевозки регулируются положениями Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ  Convention relative aux transport international ferrowires (COTIF)). Оба документа имеют свои правила и нормы, регулирующие железнодорожные перевозки, а также подразумевают разные перевозочные документы: подтверждением договора перевозки в рамках СМГС служит накладная СМГС, в рамках КОТИФ таким документом является накладная ЦИМ (CIM). Так как Германия и Россия находятся в различных правовых зонах, регулирующих данный вопрос, при организации перевозок железнодорожным транспортом между двумя странами требуется переоформление вышеуказанных накладных. Порядок переоформления накладных установлен Международным железнодорожным транзитным тарифом (МТТ) [4, с. 57]. Основным маршрутом контейнерных поездов, осуществляющих грузовые перевозки между Россией и Германией является маршрут Берлин - Москва ("Восточный ветер"), пролегающий через Транссибирскую железнодорожную магистраль [8].

Морские перевозки. Главным правовым документом, регламентирующим морские перевозки между Россией и Германией является «Международная конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаага-Висби правила)» с изменениями, внесенными Протоколом 1968 г. и Протоколом 1979 г.. Морское сообщение между двумя странами происходит по Северному и (или) Балтийскому морям из портов Гамбурга («Hamburger Hafen»), Эмдена, Ростока, Бремерхафена, в порт Санкт-Петербурга («Большой порт Санкт-Петербург»). Паромное сообщение между Россией и Германией осуществляется по следующим маршрутам: Санкт-Петербург  Любек (линия «Trans Russia Express») и Санкт-Петербург  Усть-Луга  Киль [9].

Авиаперевозки. Основным правовым актом, регламентирующим авиасообщение между Россией и Германией, является «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Федеративной Республики Германии о воздушном сообщении», заключенное в городе Бонн 14 июля 1993 года. Данное соглашение содержит описание и порядок регулирования всех ключевых моментов организации авиаперевозок между двумя странами. Пункт 2 статьи 2 данного соглашения определяет маршруты, по которым авиапредприятия России и Германии имеют право осуществлять международное воздушное сообщение. В России основные грузовые авиаперевозки в Германию осуществляются из крупнейших международных аэропортов: московские «Домодедово» (DME), «Шереметьево» (SVO), «Внуково» (VKO), «Жуковский» (ZIA), питерский аэропорт «Пулково» (LED) и казанский «Казань» (KZN). В Германии на сегодняшний день действует множество аэропортов по всей стране, что дает возможность отправки груза в Россию по средствам авиаперевозки практически из любого региона. Крупнейшими международными аэропортами Германии являются: берлинские «Schцnefeld» (SXF) и «Tegel» (TXL), бременский «Bremen» (BRE); дюссельдорфский «Dьsseldorf» (DUS), штутгартский «Stuttgart» (STR).

Трубопроводный транспорт. Главной реализацией транспортного сообщения между Россией и Германией по средствам трубопроводного транспорта является проходящий по дну Балтийского моря магистральный газопровод «Северный поток» («Nord Stream») протяженностью 1200 км (от Выборга до Грайфсвальда). В 2015 году в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке между российским «Газпромом» и немецкими «E.ON» и «Wintershall», а также британо-нидерландским «Shell», австрийским «OMV» и французским «Engie» было подписано соглашение о прокладке еще двух морских ниток («Северный поток 2», «Nord Stream 2»).

 

Библиографический список:

  1. FIATA Secretariat DOC. CL 04/06 2004-10-29.
  2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о международном автомобильном сообщении (Бонн, 14 июля 1993 года).
  3. Холопов, К.В., Голубчик, А.М., Исакова, М.А. Экономика и организация транспортного обеспечения внешнеэкономической деятельности: Учебник / К.В. Холопов, А.М. Голубчик, М.А. Исакова; Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России.  М.: ВАВТ, 2016. – 236 с.
  4. Голубчик, А.М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление. 2-е изд., исправленное и дополненное. – М.: ТрансЛит, 2012. – 320 с.
  5. Холопов К.В., Соколова О.В. Состояние и анализ функционирования российской системы транспортно-логистического обеспечения внешнеэкономической деятельности. // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. №12, С. 106.

6.      Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]: таможенная статистика внешней торговли. URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:3:8665822267006486::NO  (дата обращения: 1.03.19).

  1. Аналитическое бюро «eurostatica» [Электронный ресурс]: Авто, динамика импорта/экспорта в РФ, страны ЕС. URL: http://eurostatica.com/services/state/ru-road-dinamic.php (дата обращения: 3.03.19).
  2. РЖД [Электронный ресурс]: Восточный полигон - Транссиб и БАМ. URL:http://cargo.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5128&layer_id=3290&refererLayerId=3290&id=2083  (дата обращения: 9.03.19).
  3. АСПАМ [Электронный ресурс]: Справочник МАП. Германия. Паромное сообщение Россия – Германия. URL: https://www.asmap.ru/spravochnik-map/953/ (дата обращения:10.03.19).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 2737
13.06.2019 12:23 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: