Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 10:11:31
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Таможенная перевозка грузов по процедуре TIR

Ребрина Вероника Олеговна

студент 3 курса,

Сибирский государственный университет науки

и технологий имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

Е-mail: td1601@mail.ru

 Сибирякова Татьяна Александровна

студент 3 курса,

Сибирский государственный университет науки

и технологий имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

Е-mail: td1601@mail.ru

Научный руководитель – Товстоношенко Валентина Николаевна

д.э.н, преподаватель кафедры Логистики

Сибирский государственный университет науки

и технологий имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

E-mail: teachervalya@mail.ru

 

Customs cargo transportation by TIR procedure

Rebrina Veronika Olegovna

3rd year student

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Krasnoyarsk, Russia

Sibiryakova Tatyana Aleksandrovna

3rd year student

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Krasnoyarsk, Russia

Scientific supervisor– Tovstonoshenko Valentina Nikolaevna

doctor of economics, lecturer of the Logistics Department

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Krasnoyarsk, Russia

 

В данной статье рассматривается процесс транспортировки грузов по системе TIR автомобильным транспортом через таможенную границу транзитом, анализируется структура книжки МДП и международный опыт использования системы TIR;определяется преимущество использования книжек МДП при таможенном транзите и слабая сторона применения книжек МДП в России.

Ключевые слова: TIR, IRU, МДП, транзит, таможенный орган, пункт пропуска, автомобильный транспорт

 

This article discusses the process of transporting goods through the TIR system by road through the customs border in transit, analyzes the structure of the TIR Carnet and international experience of using the TIR system, determines the advantage of using TIR carnets for customs transit and the weak side of using TIR books in Russia.

Key words: TIR, IRU, TIR, transit, customs, checkpoint, road transport

 

На современном этапе, в рамках развития внешнеторговой деятельности, увеличивается грузооборот через таможенные границы, где одновременно с ним растет и документальный, фактический и технический контроль на пунктах пропуска, это обуславливает необходимость наличия большого пакета внешнеэкономической документации при перемещении товаров через таможенную границу [5].

Помимо этого, вся имеющаяся документация у участника внешнеэкономической деятельности должна быть в надлежащем виде, поскольку отсутствие каких-либо оттисков печати, подписей или необходимой информации приводит к простоям грузов на таможенной границе и потерям как финансовым, так и физическим.

На сегодняшний день, большинство грузов перевозится автомобильным транспортом.

Автомобильный транспорт является самым универсальным и работает по принципу «от двери до двери», актуализировано использование TIR, поскольку в процессе доставки грузов до места назначения, автомобильный транспорт проходит транзитом через множество стран.

TIR – это самый распространенный документ, сопровождающий перевозку товаров автомобильным транспортом.

По общему смыслу, TIR – это аббревиатура, используемая для обозначения международной системы перевозки грузов.

Международная система перевозки грузов берет за основу принцип Таможенной конвенции МДП.

Данная система перевозки грузов разработана в целях сокращения времени прохождения таможенной очистки на таможенной границе.

Применение процедуры TIR способствует ускорению процесса прохождения товаров через таможенную границу по таможенной процедуре таможенного транзита [2].

Данная система используется странами, подписавшими соответствующее соглашение.

Соглашение является гарантом уплаты таможенных платежей.

По общему правилу, автомобильные транспортные средства, следующие по системе TIR, подвергаются таможенному досмотру редко: транспортируются грузы опломбированными, а уплата таможенных платежей обеспечена.

По общему правилу, TIR связано с автомобильными перевозками, но использование данной системы возможно на участке пути морского или железнодорожного транспорта.

Система TIR гарантирует уплату таможенных платежей, при этом, международным гарантом выступает IRU - Международный Союз Автомобильного Транспорта, которая обеспечивает стабильную работу системы TIR и ее постоянную адаптацию под современные реалии.

В каждой стране-участнице TIRa есть свои представители IRU, например, в России таким представителем является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (далее – АСМАП) [3].

Стоит отметить, что для использования системы TIR установлено минимальное обеспечение уплаты таможенных платежей.

Минимальное обеспечение уплаты таможенных платежей равно 60-ти тысячам евро, но, несмотря на это, в 2017 году 28 стран (Европейский союз, Азербайджан, Сербия, Иран и т.д.), подняли минимальное пороговое значение обеспечения уплаты таможенных платежей до 100 тысяч евро.

В рамках использования системы TIR, основным документом международной перевозки является книжка МДП (TIR или Carnet TIR)[4], которая имеет свой уникальный буквенно-цифровой номер, на ее обложке указывается срок действия – последний день, когда она может быть использована для осуществления перевозки и «активирована» в таможенном органе отправления и является подотчетным документом, и все подтверждается печатью таможенных органов.

Процедура TIR открывается максимально на 75 дней, а в целом срок ее действия определяется АСМАП (в России), так же АСМАП ее выдает, но только аккредитованным членам ассоциации.

По общему правилу, для получения книжки МДП, перевозчик получает допуск к международным перевозкам (в соответствии с постановлением Правительства №730 от 16.10.2001) [4].

Перевозчик, на все имеющиеся у него транспортные средства или контейнеры, получает получено свидетельство о допущении дорожного транспортного средства к перевозке грузов под таможенными печатями и пломбами, это подтверждается наличием на них таблички с надписью «TIR».

Транспортируемый груз по процедуре TIR сопровождается грузовым манифестом, где на его листах отражается:

- страны и таможенные органы отправления и назначения;

- таможенные посты и страны, в какой последовательности будет перемещаться груз;

- данные по грузу (вес брутто/нетто, количество мест, описание и коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности), с уточнением таможенного органа назначения для каждой части груза (если автомобильному транспортному средству необходимо разгрузиться в нескольких местах);

- описание документов, сопровождающих товар (например, инвойсы);

- информация по транспортному средству, наложенным таможенным пломбам и тд [5].

Система TIR работает по следующему алгоритму:

1.При выезде из таможенного органа отправления должностное лицо таможенного органа вырывает из книжки МДП один лист (белого цвета), оставляя корешок с соответствующими отметками, это свидетельствует об открытии процедуры транзитной перевозки по процедуре МДП на территории страны отправления.

2. При прибытии в пункт пропуска на таможенной границе должностные лица таможенного органа отрывают еще один лист (парный предыдущему, зеленого цвета), также оставляя корешок с соответствующими отметками, это свидетельствует о том, что перевозка МДП в данном государстве закрывается, но, после пересечения таможенной границы транзит будет вновь открыт, а затем – закрыт, с помощью очередной пары листов.

3. Данный процесс будет продолжаться до окончания перевозки, когда груз прибудет в последний таможенный орган назначения, после чего транзит закрывается окончательно, использованная книжка с корешками и оставшимися листами возвращается в АСМАП.

Таким образом, перевозчик и участник внешнеэкономической деятельности до начала международной перевозки должны знать точный маршрут транспортировки, поскольку выдается книжка МДП с тем количеством листов, сколько планируется пересечь транзитом стран.

После открытия TIR поменять маршрут невозможно, в противном случае перевозчик должен оплатить административный штраф.

По общему правилу, таможенных пунктов, в которых по пути выгружается товар, не должен превышать трех, что также связано с организацией документа.

Использование книжек МДП облегчает процесс транзита и защищает страны, по территории которых перемещается груз, от возможного нарушения таможенного законодательства и потери таможенных платежей, так как они будут выплачены либо получателями, либо АСМАП (в случае, если товар пропадет на территории России).

К слабой стороне системы TIR можно отнести не обеспеченность страховой защиты груза и не освобожденность перевозчика от ответственности, в том числе финансовой.

Поскольку, например, уже к 2018 году задолженность АСМАП перед Федеральной таможенной службой России по уплате таможенных платежей за не доставленные грузы достигла 20 млрд. рублей [5].

В рамках этого, таможенные органы приняли следующее решение: перевозчику помимо книжки МДП в качестве гарантии требуется предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей (денежный залог, банковская гарантия, свидетельство таможенного перевозчика) или использовать таможенное сопровождение, но АСМАП оспаривало это решение в Верховном суде Российской Федерации.

Но большая часть таможенных постов в пунктах пропуска принудительно закрывает TIR и разрешает дальнейшее движение транспортного средства только при соблюдении всех условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, закрепленные статьей 143 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [1], тогда как на территории Европейского союза TIR действует без ограничений в рамках суммы обеспечения, принятой конкретной страной.

 

Библиографический список:

1.                Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электрон.ресурс]. Информационно – правовое обеспечение Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения 10.03.2019).

2.                Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) [Электрон.ресурс]. Электронный фонд нормативно-правовой и технической документации. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1900316 (дата обращения 10.03.2019).

3.                Батычко В.Т. Таможенное право в вопросах и ответах. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2015 год.

4.                Молчанова О.В. Таможенное дело. Издательство «Феникс». 2017 год.

5.                Конвенция МДП [Электрон.ресурс]. Портал «Практическое руководство по упрощению процедур торговли. Режим доступа: http://tfig.itcilo.org/RUS/contents/TIR-convention.htm (дата обращения 10.03.2019).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1689
13.06.2019 12:21 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: