Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 9:44:15
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Оценка эффективности крупномасштабных региональных транспортных проектов на примере проектов высокоскоростного движения

Протасова Дана Юрьевна

студент III курса,

Сибирский государственный университет путей сообщения,

г. Новосибирск, Россия

E-mail: protasovadana@mail.ru

Научный руководитель – Пятаев Максим Викторович

к.э.н., доценты кафедры Системный анализ и управление проектами

Сибирский государственный университет путей сообщения

г. Новосибирск, Россия

E-mail: procedure@inbox.ru

 

Evaluating the effectiveness of large-scale regional transport projects on the example of high-speed traffic projects

Protasova Dana Yurievna

third-year student,

Siberian Transport University,

Novosibirsk, Russia

Scientific supervisor– Pyataev Maxim Viktorovich

Ph.D., associate professor of the Department of System Analysis and Project Management

Siberian Transport University,

Novosibirsk, Russia

 

В настоящее время все больше как отечественных, так и зарубежных ученых стараются сделать прогнозы по поводу высокоскоростного транспорта. Оценка эффективности последнего доставляет определенные трудности, так как при таком подходе приходится анализировать все сопутствующие как позитивные, так и негативные результаты. Стоит понимать, что эти результаты не ограничиваются только данными, полученными от исследования железнодорожного транспорта. Здесь также влияют социальная, экологическая, внешнеэкономическая и другие сферы, поэтому оценку эффективности таких проектов следует проводить с помощью комплексного и системного подхода.

Ключевые слова: оценка, эффективность, оценка эффективности, высокоскоростное движение, транспорт, железнодорожный транспорт.

 

Currently, more and more both Russian and foreign scientists are trying to make predictions about high-speed transport. Evaluation of the effectiveness of the latter brings some difficulties, since this approach must analyze all the accompanying both positive and negative results. These results are not limited to the data obtained from the study of railway transport. It is also influenced by social, environmental, foreign economic and other areas, so the evaluation of the effectiveness of such projects should be carried out through an integrated and systematic approach.

Key words: assessment, efficiency, efficiency assessment, high-speed traffic, transport, railway transport.

 

Высокоскоростное движение железнодорожного транспорта в настоящее время является одной из ключевых задач, необходимость реализации которых обуславливает рост мобильности пассажиропотока.

Оценка эффективности таких проектов, связанных с высокоскоростным движением, является весьма сложной проблемой, включающей в себя целый комплекс мер и задач, которые направлены на определение эффекта от организации такого движения.

Для того, чтобы исследовать данный эффект, необходимо рассматривать его с точки зрения системного подхода, причем необходимо учитывать все взаимосвязи составляющих его элементов.

Основные факторы, которые влияют на эффект от высокоскоростного движения для пассажирских перевозок, стоит разделить на несколько основных:

1.                Большая экономия времени пассажиров при поездке из одного пункта в другой. Сюда же можно отнести и повышение качества обслуживания как в пути следования подвижного состава, так и на станциях и вокзалах. Данный пункт выделен первым по причине того, что личное время и удобство пассажира ставится в приоритет. Для того, чтобы постоянно увеличивать пассажиропоток, необходимо принимать меры к тому, чтобы пассажир хотел воспользоваться услугами компании-перевозчика еще, а также рекомендовал их своим знакомым.

2.                Ни один вид транспорта не является безопасным. Фактор повышенной безопасности пассажиров направлен на то, чтобы обеспечивать пассажирам уровень безопасности поездок на несколько уровней выше по сравнению с автомобильным и воздушным транспортом.

3.                Экологический фактор. Воздействие всех видов транспорта на окружающую среду имеет достаточно острый характер, особенно в последние несколько десятков лет, когда развитие всех видов транспорта достигло больших высот. Сюда же стоит отнести и экономию различного рода ресурсов (энергетических и материальных).

4.                Скорость, которая важна пассажирам для того, чтобы добраться из одного пункта до другого была описана в п.1. Но она же влияет и на то, что за определенный промежуток времени часть железнодорожного пути сможет пропустить большее количество подвижных составов. Следовательно, данный пункт представляет собой фактор усиления пропускной способности железных дорог.

5.                Ускорение научно-технического прогресса на железнодорожном транспорте, в транспортном строительстве и транспортном машиностроении.

Увеличение объема перевозки грузов при создании высокоскоростных магистралей является ключевой причиной создания последних [1].

Проекты развития высокоскоростных магистралей и скоростного движения в общем разрабатываются совместно с Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» в рамках реализации Генеральной схемы развития сети ОАО «РЖД» [2, с. 26].

Данная схема развития подразумевает, что к 2030 году на сети ОАО «РЖД» будет реализовано:

1.                Специализированные магистрали, движение поездов по которым будет осуществляться со скоростью до 300-400 км/ч на определенных направлениях. Данные направления охватывают по большей части европейскую часть России (Москва – Казань – Екатеринбург – Челябинск, Москва – Красное – Европа).

2.                Так как большая часть железных дорог в России не предусмотрена для осуществления скоростного движения, планируется модернизация существующей инфраструктуры (Новосибирск – Барнаул, Москва – Брянск и другие).

Следует отметить, что данные пункты являются частью всей схемы развития проекта высокоскоростного движения. Вышеперечисленные проекты направлены в первую очередь на увеличение пассажиропотока за счет того, что конкурентоспособность железнодорожного транспорта резко увеличится по сравнению с альтернативными видами транспорта.

В настоящее время все больше внимания со стороны исследователей, СМИ уделяется проекту высокоскоростной магистрали «Евразия», которую ОАО «РЖД» разрабатывает совместно с китайскими специалистами. Суть заключается в том, что данная магистраль сможет связать Европу и Китай по маршруту Берлин – Варшава – Минск – Москва – Астана – Пекин. Заметно, что реализация данной магистрали охватывает собой несколько стран при сокращении времени хода пассажирского поезда в 3,3 раза.

Высокоскоростная магистраль «Евразия» будет являться грузопассажирской, что позволить увеличить и грузопоток между странами. Иначе говоря, данная магистраль будет являться транспортным коридором между: Россией, Китаем, Казахстаном, Белоруссией, Польшей и Берлином.

Проект данной магистрали является долгосрочным, причем примерные расчеты, опубликованные в программе долгосрочного развития ОАО «РЖД», показывают, что к 2050 году только в России (не учитывая другие страны, входящие в реализацию проекта «Евразия»):

ѕ              Пассажиропоток будет увеличен до 37 млн человек.

ѕ              Объем перевозки грузов превысит 12,5 млн тонн, причем это увеличение будет увеличиваться поэтапно до 20 млн тонн в год [3].

С учетом всех вышеперечисленных факторов, а также масштабов строительства высокоскоростная магистраль «Евразия» сможет оказать существенное влияние на экономику как в России, так и в регионах, в которых данный проект будет реализован.

Проект данной магистрали является крупной инфраструктурной разработкой, а его финансирование происходит при участии государства, поэтому стоит отметить, что оценка должна происходить не только с точки зрения коммерческой эффективности, но и с позиции эффективности общественной, так как реализация подобных проектов увеличивает как повышение поступления налогов в бюджет, так и общий рост ВВП всех участников проекта.

С другой стороны, при дальнейшей реализации проектов высокоскоростных магистралей существует вероятность того, что данные магистрали будут охватывать территории и населенные пункты, где пассажирские перевозки имеют пониженный спрос или являются недостаточными, поэтому в данной ситуации актуален вопрос организации совмещенной схемы движения [4, с. 287].

Кроме того, грузовые подвижные составы, которые сегодня находятся в эксплуатации в ОАО «РЖД», находятся либо в хорошем, либо в удовлетворительном состоянии. Обеспечение высокоскоростных перевозок не сможет быть обеспечено по большей части, поэтому необходимо обратить внимание на аспект разработки специальных подвижных составов, обработке последних в процессе погрузки и выгрузки, а также созданию определенных вагонов, предназначенных для отправки мелких и всех видов контейнерных грузов.

Таким образом, имеется достаточное количество факторов, которые позволяют сделать вывод, что модернизация современных транспортных магистралей до высокоскоростных влияет на все основные сферы жизни общества. Внедрение новых технологий и создание новых подвижных составов пассажирского и грузового значения позволить увеличить как пассажиропоток, так и грузовые перевозки.

 

Библиографический список:

1.                  Козлова, H.A. Проявление социально- экономического эффекта организации скоростного и высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте / H.A. Козлова, М.В. Кравченко // Материалы 9-й Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2004». М. : ГУУ, 2004.

2.                  Пехтерев Ф. С. В русле приоритетных задач и наиболее значимых проектов // Железнодорожный транспорт. 2017. № 8. С. 26–33.

3.                  Обосновывающий материал к Долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года (проект от 22.10.2018 г.), по данным АО «Скоростные магистрали».

4.                  Шкандыбин Д. Н., Иванов-Толмачев И. А. Перспективы развития грузового движения на высокоскоростных магистралях // Сб. тр. Международ. науч.-практ. конф. «Транспортные системы: тенденции развития» (26–27 сентября 2016 года). М., 2016.

5.                  Козлова, Н.А. Скоростные и высокоскоростные пассажирские перевозки железнодорожным транспортом / Н.А. Козлова, М.В. Кравченко // Вестник ГУУ. – М. : ГУУ, 2003.

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1470
13.06.2019 12:21 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: