Переслегина Татьяна Александровна
студент 4 курса,
Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ)
г. Москва, Россия
E-mail: avertrest@mail.ru
Евдокимова Виктория Евгеньевна
студент 4 курса,
Российский Университет Транспорта (РУТ-МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: vikaevd@mail.ru
Лукынюк Анастасия Михайловна
студент 4 курса,
Российский Университет Транспорта (РУТ-МИИТ),
E-mail: vikaevd@mail.ru
Научный руководитель – Куренков Петр Владимирович
д.э.н., профессор, зам. директора
Российский Университет Транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
Problems of using terminology in the field of digital technologies
Pereslegina Tatyana Aleksandrovna
4th year student,
Russian University of Transport (RUT-MIIT),
Moscow, Russia
Evdokimova Victoria Evgenievna
4th year student
Russian University of Transport (RUT-MIIT),
Moscow, Russia
Lukynyuk Anastasia Mikhailovna
4th year student
Russian University of Transport (RUT-MIIT),
Moscow, Russia
Scientific supervisor – Kurenkov Petr Vladimirovich
doctor of Economics, Professor, Deputy Director
Russian University of Transport (MIIT),
Moscow, Russia
В данной статье поднята проблема правильности и уместности использования терминов, связанных с цифровыми технологиями. Был проведен анализ этих терминов, разобрана их суть и на примерах доказано то, что многие из этих определений являются неправильными и дают ложное представление об объектах, которым присвоены.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая экономика, цифровая бухгалтерия, цифровая железная дорога.
This article raised the issue of the correctness and relevance of the use of terms related to digital technology. An analysis of these terms was carried out, their essence was analyzed and it was proved by examples that many of these definitions are incorrect and gives a false impression of the objects to which they are assigned.
Key words: digital technologies, digital economy, digital accounting, digital railway.
В настоящее время понятие цифровых технологий твердо закрепилось в нашем сознании, и представить себе дальнейшую жизнь без цифровых устройств и цифровых технологий становится практически невозможно. Это не только телевидение и гаджеты, но и оцифрованные архивы информации, а также системы сбора, обработки и хранения данных. Насколько корректно использование определений «цифровые технологии», «цифровая бухгалтерия», «цифровая экономика», «цифровая железная дорога» и других?
Попробуем разобраться в данном вопросе, опираясь на работы [1-17].
Цифровые технологии – это представление информации в формате нулей и единиц. Сейчас это является неотъемлемой составляющей любой отрасли. А цифровая бухгалтерия или цифровая экономика - это комплекс информационных систем или компьютерных программ, который, по сути, является калькулятором, помогающим в работе экономисту или бухгалтеру – специалисту предприятия. Но этот калькулятор может не только отображать информацию в цифрах, но и подписывать каждый раздел буквами.
И компьютерная программа, и калькулятор работают, выполняют расчеты с использованием тех же нулей и единиц, а также заложенных в них алгоритмов. Поэтому компьютер и калькулятор являются цифровыми устройствами.
Итак, мы должны истолковать термин «Цифровая» - что это такое, и правильное ли значение имеет данный термин в словосочетаниях.
Самое простое, чего мы касаемся ежедневно, - это телевидение. Оно теперь цифровое. Отличие от того телевидения, которое было пятнадцать лет назад − это увеличенные размеры картинки и улучшенное расширение. Если на ламповых телевизорах мы смотрели изображение 320х240 и нам хватало качества, то сейчас мы смотрим изображение 1920Ч1080 и видим пастеризацию картинки, ошибки цветов, даже при высоком качестве 26 Мбит и выше. Для следующего сравнения можно взять пленку 35 мм, с помощью которой производились съёмка и показ художественных фильмов на экранах кинотеатров, как мы помним, в несколько метров по ширине и по высоте. Изображение соответствовало и соответствует по сей день достойному качеству. И это качество достигалось за счет одной лампы, двух линз и оригинальной пленки.
Если сейчас мы будем транслировать видео-картинку 1920Ч1080 на обычное пятнадцатиметровое полотно, то не получим того качества изображения, которое достигалось при записи на пленку. Да, цифровые технологии развиваются, и уже в домашних условиях мы можем видеть изображение размерами 3840Ч2160 и даже 7680Ч4320, но для этого требуется мощное оборудование, а для того, чтобы смотреть изображение высокого качества, оно должно быть не менее 100 Мбит, иначе не будет того приятного восприятия от просмотра фильма, как на обычном ламповом телевизоре. И всё же почему телевидение цифровое? Как раньше, так и сейчас видеокартинка нам поставляется в виде радиосигнала, но тип видеокартинки разный. Раньше сигнал был аналоговый, неуправляемый, а теперь стал цифровой, управляемый. Фильмы до сих пор снимаются на плёнку, и качество отснятого материала с легкостью сохраняется в формате 64К, а это значит, что цифровое телевидение в настоящее время ещё не достигло того качества, которое обеспечивается на кинопленке.
Тогда получается, что цифровое телевидение - это продукт, при том коммерческий продукт, который очень легко доставлять до потребителя как по радио каналу, так и на дисках. При этом основные затраты при просмотре цифрового телевидения и цифровых носителей информации лежат на получателях цифрового видео товара. О цифровой фотографии рассуждать можно ещё больше, чем о цифровом телевидении, поэтому фотографию с цифровой фотографией сравнивать не будем. А поговорим о детских электрических железных дорогах.
В своё время, германская фирма PIKO по производству электронных игрушек стала выпускать детские железные дороги. Это железнодорожное полотно, шпалы и рельсы, где один рельс имеет плюс, второй минус, блоки питания с выпрямителем напряжения до 12 В. Ставим локомотив, цепляем вагоны, подаём разное напряжение на полотно, локомотив двигается с разной скоростью, меняем полярность, локомотив меняет направление движения. И вот тут вопрос, а цифровая ли это игрушка, электрическая железная дорога? Наверное, нет. Обычный моторчик - что там цифрового? А если нам нужно запустить несколько локомотивов, с разной скоростью, то как быть? Первое, это то, что полярность и напряжение по рельсам должны быть неизменны, а как же тогда изменять скорость и направление, еще и при условии, что у нас несколько локомотивов?
Примерно около 20 лет назад Германская фирма для таких нужд стала использовать дешифраторы, которые устанавливались в каждый локомотив, и по команде с отдельного пульта для каждого локомотива уже в самом локомотиве менялось напряжение на большее или меньшее для изменения скорости и изменялась полярность для изменения движения локомотива. И вот 20 лет назад можно ли было назвать такую железную дорогу цифровой? Наверное, нет. Тогда такого термина не было, а результат был. Сегодня мы имеем один пульт или переходник с программой на USB для управления такой дорогой из персонального компьютера. В локомотивах стоят все те же дешифраторы, но теперь они называются декодерами и намного функциональнее своих предшественников. Вот такую железную дорогу можно назвать цифровой, поскольку ею можно управлять, двигая мышкой по экрану, переключая стрелки, светофоры, управляя локомотивами и другими элементами, и такой дороге можно задать разные программы, которые могут выполняться и управлять ее движением. Но эта дорога уже становится не детской игрушкой, и эта цифровая дорога идеальна только в классическом варианте, когда все поезда двигаются по полотну без аварий и препятствий.
Проблемы на любом участке дороги или с одним локомотивом, даже на детской железной дороге по настроенной и запущенной автоматической программе приведут к непредвиденным последствиям. Хороша ли цифровая железная дорога без контроля человека? Видимо нет. Машинист, диспетчера на станциях обязательны в процессе движения. И ещё ни в одной стране нет цифровых железных дорог, где локомотив бы двигался без контроля человека. Япония, Германия, США, и, конечно, Россия − везде присутствует машинист, а в некоторых типах локомотивов – и помощники машинистов. Их роль намного меньше, чем раньше, но контроль обязателен. То есть цифровая железная дорога - это красивое название игрушечной детской железной дороги и не более того. А железная дорога под управлением и контролем компьютерных программ и человека - это автоматизированная система с оператором, но ее никак нельзя назвать «цифровая».
Вернёмся к отраслям учета, статистике и экономике. В последнее время часто можно услышать словосочетание «цифровая бухгалтерия», а что это? Программа «1С» или что-то другое? То есть установили программу на рабочее место и получили цифровую бухгалтерию?
Вывод такой, цифровая бухгалтерия и цифровая экономика – это неверные термины. Существует автоматизированная система, которая охватывает множество аспектов: бухгалтерия обрабатывает первичные документы производства, данные бухгалтерии попадают к экономистам, которые формируют анализ по оперативным данным, в классическом виде формируют экономический и прогнозный анализ, добавляя в него возможные отклонения, и получают показатели, на основе которых принимаются решения. Сейчас всё больше и больше разговоров идёт о создании если не единого, то крупного цифрового пространства, которое будет управлять отраслями народного хозяйства, а также малого, среднего и крупного бизнеса, и не только управлять, но и помогать их работе.
Но если с термином «цифровое пространство» согласиться можно, то с термином «цифровая экономика» − нет. Если использовать термин «цифровая экономика» в цепочке от обработки первичных данных в бухгалтерии до выполнения анализов и принятия решений по результатам этих анализов, то решения должна принимать программа. Тогда это и будет «цифровая экономика». Программа может сформировать прогноз, выдать варианты решений, но не принять решение самостоятельно. Мы все знаем, что на экономику любой страны, иногда влияют даже ветер или магнитные бури – те факторы, которые заложить в программу невозможно, а соответственно, раздел экономики – это не цифровая экономика, а модуль экономических расчетов, анализа в крупной автоматизированной информационной системе, не более того.
Ни одна из наук не может называться цифровой, по причине того, что наука уже есть, а понятие о цифрах и представлении информации в цифровом виде не определено, а точнее определено давно, но без использования информационных систем. Вначале, все считали на палочках, камнях и прочих подручных материалах. Этот счет составлял цифры. Самый простой пример: компьютеры появились сравнительно недавно, а цифровая сортировка почтовых отправлений давно. Во всём мире на каждом конверте, на каждой посылке мы проставляли почтовый индекс. Если присваивать термин «цифровой» или «цифровая», то почта любой страны является цифровой. Потом появились штрих-коды с цифрами, которые определяли производителя товаров, потом стали использовать QR-коды, где мы видим одни квадратики и пустые места, а по сути, это закодированная архивная информация об имени, товаре, производителе, событии, которая считывается прибором, расшифровывается и обрабатывается в компьютере, как нули и единицы, тем самым определяя и выдавая результат.
Слово «цифровое» − охватывает узкую область и может быть применено к конкретному устройству, электронному микроэлементу, которое было заменено с лампы на микросхему. Но отрасль и науку называть «цифровой» нельзя.
К примеру, основная масса населения сейчас использует Государственные услуги через веб-сайт. Действительно, очень удобная и полезная система, но это на самом деле консолидированная автоматизированная информационная система с доступом всех пользователей к государственным услугам и службам, а также получению информации и с возможностью управления информацией. И эта система названа не «Цифровое Правительство», а «Электронное Правительство», и в действительности это название максимально передаёт суть данной информационной системы. Поэтому все разрабатываемые и внедряемые системы должны иметь правильные названия и определения, четко объясняющие их назначение и принципы работы.
Библиографический список:
- Астафьев А.А., Бубнова Г.В., Зенкин А.А., Куренков П.В., Куприяновский В.П. Транспортные коридоры и оси в цифровой логистике // Перспективы развития логистики и управления цепями поставок: Сб.науч.тр. VII Международной научной конференции (18 апреля 2017 г.) [Текст]: в 2 частях / науч. ред. В.И. Сергеев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».- М.: Изд. «Эс-Си-Эм Консалтинг», 2017.- Ч.1.- С.9-25.
- Бубнова Г.В., Зенкин А.А., Куренков П.В., Астафьев А.В., Куприяновский В.П. Транспортные коридоры и оси в цифровой транспортной системе // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2017.- № 7.- С.11-20.
- Куприяновский В.П., Куренков П.В., Бубнова Г.В., Дунаев О.П., Синягов С.А., Намиот Д.Е. Экономика инноваций цифровой железной дороги. Опыт Великобритании // International Journal of Open Information Technologies.- 2017.- Том 5, № 3.- С.79-99.
- Синягов С.А., Куприяновский В.П., Куренков П.В., Намиот Д.Е., Степаненко А.В., Бубнов П.М., Распопов В.В., Селезнев С.П., Куприяновская Ю.В. Строительство и инженерия на основе стандартов BIM как основа трансформаций инфраструктур в цифровой экономике // International Journal of Open Information Technologies.- 2017.- Том 5, № 5.- С.46-79.
- Соколов И.А., Куприяновский В.П., Дунаев О.Н., Синягов С.А., Куренков П.В., Намиот Д.Е., Добрынин А.П., Колесников А.Н., Гоник М.М. Прорывные инновационные технологии для инфраструктур. Евразийская цифровая железная дорога как основа логистического коридора нового Шелкового пути // International Journal of Open Information Technologies.- 2017.- Том 5, № 9.- С.102-118.
- Куприяновский В.П., Куренков П.В., Мадяр О.Н. Грузопассажирские транспортные коридоры в евро-азиатском цифровом пространстве // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2017.- № 11.- С.8-17.
- Куренков П.В., Климов А.А., Емец В.Н. К толкованию «цифровых» экономических понятий // Экономика железных дорог.- 2018.- № 1.- С.69-73.
- Куренков П.В., Бубнова Г.В., Емец В.Н., Тюгашев А.А. К толкованию логистических и цифровых понятий // Транспорт: наука, техника, управление.- 2018.- № 5.- C.8-16.
- Куренков П.В., Бубнова Г.В., Емец В.Н. К толкованию «цифровых» логистических понятий // Логистика.- 2018.- № 5.- С.44-47 (часть1); 2018.- № 6.- С.49-51 (часть 2).
- Куренков П.В., Астафьев А.В, Преображенский Д.А., Сафронова А.А., Кахриманова Д.Г. Логистические термины и их употребление // Логистика.- 2018.- № 11 (144).- С.- 46-50.
- Куренков П.В., Сафронова А.А., Кахриманова Д.Г., Емец В.Н. Нетрадиционные способы оплаты транспортных услуг // Транспорт: наука, техника, управление.- 2018.- № 5.- C.17-20.
- Куренков П.В., Сафронова АА, Кахриманова Д.Г. Логистика международных интермодальных грузовых перевозок // Логистика.- 2018.- № 3 (136).- С.24-27.
- Куренков П.В., Бубнова Г.В., Емец В.Н., Тюгашев А.А. К понятию информации в логистике и о границах применимости блокчейн-технологий // Логистика.- 2018.- № 7.- С.46-52.
- Куренков П.В., Преображенский Д.А., Астафьев А.В., Кахриманова Д.Г., Волкова С.А. Синхромодальные перевозки и тримодальные терминалы как перспективные направления развития логистических технологий // Транспорт: наука, техника, управление.- 2018.- № 11.- C. С.13-17.
- Куренков П.В., Астафьев А.В., Преображенский Д.А., Сафронова А.А., Кахриманова Д.Г. Анализ употребления логистических терминов // Транспорт: наука, техника, управление.- 2018.- № 11.- С.18-25.
- Куренков П.В., Сафронова А.А., Кахриманова Д.Г. Цифровизация логистики мультимодальных перевозок // Эксплуатация морского транспорта.- 2018.- № 1 (86).- С. 3-8.
- Куренков П.В., Преображенский Д.А., Астафьев А.В., Сафронова А.А., Кахриманова Д.Г. Синхромодальные и КО-модальные перевозки, А-модальный букинг и тримодальные терминалы как перспективные направления развития транспортной логистики // ЛОГИСТИКА.- 2018.- № 12.- С.34-39.
Материал размещен кафедрой «Логистика и
маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика –
Евразийский мост» ЛЕМ - 2019