Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 декабря 9:50:23
Воскресение
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Влияние международной логистики на отношения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

Парфёнов Михаил Олегович

Студент 5 курса

Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

E-mail: ymhuk-1980@mail.ru

Научный руководитель – Сурник Анна Петровна

к. ф. н., доцент кафедры Таможенного дела

Сибирский государственный университет науки и технологий

имени академика М.Ф. Решетнева,

г. Красноярск, Россия

E-mail: albpet@mail.ru

 

The impact of international logistics on relations between the Russian Federation and the Republic of Belarus

Parfenov Mikhail Olegovich

5th year student

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Krasnoyarsk, Russia

Scientific supervisor– Surnik Anna Petrovna

Candidate of Philology, associate professor of the department of customs

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology

Krasnoyarsk, Russia

 

В данной статье анализируется влияние международной логистики на отношения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, а также рассматриваются их совместные логистические проекты и последующие перспективы развития.

Ключевые слова: международная логистика, логистический комплекс, российско-белорусские отношения.

 

This article analyzes the impact of international logistics on relations between the Russian Federation and the Republic of Belarus, and also discusses their joint logistics projects and the subsequent development prospects.

Key words: international logistics, logistics complex, Russian-Belarusian relations.

 

Существующая в настоящее время международная логистика является системой, упорядочивающей организацию поставки товаров от продавца к покупателю. Её ключевой функцией является согласование операций участников процедуры грузоперевозки на различных этапах в рамках нескольких государств. Развитие международной логистики всегда приводит к укреплению торгово-промышленных связей между странами, что в конечном итоге предопределяет будущее улучшение отношений между государствами.

Особенно данное утверждение применимо к международным отношениям между Россией и странами Содружества Независимых Государств (СНГ), так как все эти государства тесно связаны между собой единой логистической системой, оставшейся после распада СССР. В частности, данный факт определил тесные отношения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, потому что между государствами имелся колоссальный логистический комплекс. Прежде всего данный логистический комплекс касался военной промышленности: к моменту распада Советского Союза в Белорусской ССР размещалось около 120 предприятий и организаций военно-промышленного комплекса (далее – ВПК), в том числе 15 научно-исследовательских институтов  и конструкторских бюро. Особое значение имели белорусская военная радиоэлектроника, оптика и оптоэлектроника. Так, например, Гомельское конструкторское бюро «Луч» и Гомельский радиозавод играли важнейшую роль в разработке и производстве антенн для радиолокационных станций систем предупреждения о ракетном нападении, систем контроля космического пространства, систем противоракетной обороны  СССР [1].

Наличие совместного логистического комплекса между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, объединяющего их ВПК, вылилось в заключение договора о создании Союзного государства между ними [2].

В данное время в рамках договора о военно-техническом сотрудничестве от 2009 года Беларусь производит для Вооруженных сил России на ОАО «Минский завод колесных тягачей» шасси, на которые монтируются ракетные комплексы и системы залпового огня (на Россию приходится свыше 80% продукции этого завода). Еще один пример успешной кооперации в сфере ВПК – совместная работа минского ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей» с российскими заказчиками по разработке и производству мониторов и дисплеев для военной авиации. Белорусские ОАО «Пеленг» и холдинг «БелОМО» активно развивают сотрудничество с российскими предприятиями ВПК по созданию прицельных комплексов для систем управления огнем перспективной бронетанковой техники и систем ПВО («Пеленг» – приборы для модернизации танка Т-72, «БелОМО» – дневные оптические, ночные и телевизионные прицелы для гранатометного комплекса «Бур»). Планируется сотрудничество российской и белорусской сторон в области разработки и производства средств разведки, радиоэлектронной борьбы, противотанковых комплексов [3, 25-26].

Приведенные примеры, связанные с военно-промышленными комплексами Российской Федерации и Республики Беларусь, являются доказательствами существенного влияния международной логистики на отношения между этими государствами.

Стоит отметить, что и в настоящее время данные отношения улучшаются при реализации совместных логистических проектов. Например, осуществляется программа по «Развитию и совершенствованию единой системы технического прикрытия железных дорог региона» на 2016-2020 годы [4].

Также в перспективе в рамках военно-логистических проектов намечена реализация программы «Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации» на 2018-2021 годы. Основным мероприятием программы является капитальный ремонт систем жизнеобеспечения пункта управления военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны, объектов авиационной инфраструктуры, складов вооружения, объектов инфраструктуры тыла [5].

Кроме логистического комплекса, касающегося военной промышленности, к совместным проектам следует отнести и программу поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Евразийского экономического союза (далее – Союз или ЕАЭС), автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена Союза, на период с 2016 по 2025 годы, с определением степени и условий этой либерализации. Суть данной программы заключается в формировании общего рынка автотранспортных услуг в рамках Союза и облегчение доступа перевозчикам государств-членов Союза к оказанию услуг грузового автомобильного транспорта на всей территории Союза независимо от гражданства и государства регистрации.

Помимо развития международных материальных потоков, Россия и Беларусь в рамках Евразийского экономического союза совместно с другими государствами-членами приняли «Цифровую повестку ЕАЭС», рассчитанную до 2025 года, которая предполагает развитие цифровой инфраструктуры и обеспечение защищённости цифровых процессов [6]. В перспективе данная программа позволит ускорить и унифицировать информационные потоки между государствами-членами ЕАЭС, в частности, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Следует обратить внимание на то, что логистические процессы касаются не только организации материальных и информационных потоков, но и планирования трудовой миграции.

В 2018 году в г. Астана представители Департамента трудовой миграции и социальной защиты организовали и провели совещание уполномоченных в сфере миграции органов государств-членов ЕАЭС по доработке проекта Соглашения о порядке въезда, выезда, следования транзитом граждан государств-членов ЕАЭС (далее – Соглашение) [7]. Это Соглашение оптимизирует движение людских потоков. Суть оптимизации состоит в унификации перечня требуемых документов для въезда, выезда, следования транзитом граждан государств-членов. Данное Соглашение можно считать первым шагом на пути создания общего визового режима, позволяющего свободное перемещение трудовых ресурсов по территории ЕАЭС. Таким образом, Соглашение, разрабатываемое всеми государствами-участниками ЕАЭС, включая Россию и Беларусь, обеспечит свободное перемещение граждан ЕАЭС, что ещё более укрепит взаимоотношения между государствами, входящими в состав ЕАЭС.

Несмотря на совместные логистические мероприятия, между Россией и Республикой Беларусь до сих сохраняются разногласия, связанные с неурегулированными конфликтами, касающимися цен на топливо, «санкционных» продуктов и т.д. Однако стоит отметить, что совместные логистические проекты, обещающие улучшение военно-промышленного комплекса и экономическую выгоду, дают возможность укреплять отношения между государствами Союза.

 

Библиографический список:

1. «Полонезы», беспилотники и роботы: секрет успеха белорусского ВПК [Электронный ресурс]. URL:

http://eurasia.expert/polonezy-bespilotniki-i-roboty-sekret-uspekha-belorusskogo-vpk/  (дата обращения: 12.02.2019).

2. Договор о создании Союзного государства [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2008/05/26/dogovor-dok.html (дата обращения: 12.02.2019).

3. Российско-белорусские отношения в горизонте до 2020 года: итоги форсайт-сессии / под ред. А. Д. Саулина. – М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017. – 96 с.

4. Союзные программы и проекты [Электронный ресурс]. URL: https://www.postkomsg.com/programs/  (дата обращения: 12.02.2019).

5. Беларусь одобрила проект программы по улучшению военных объектов с РФ [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/12/08/belarus-odobrila-proekt-po-sovershenstvovaniiu-voennyh-obektov-s-rf.html (дата обращения: 12.02.2019).

6. Цифровая повестка ЕАЭС [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/Pages/default.aspx (дата обращения: 12.02.2019).

7. Совещание уполномоченных в сфере миграции органов государств-членов по доработке проекта Соглашения о порядке въезда, выезда, следования транзитом граждан государств-членов Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/migration/events/Pages/2018-2.aspx  (дата обращения: 12.02.2019).

 

Материал размещен кафедрой «Логистика и маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019


Количество просмотров: 1770
13.06.2019 12:17 | EvgeniyKorolevблог автора

Еще публикации: