Никитина Анжелика Николаевна
студент 4 курса,
Российский Университет Транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: 518306@mail.ru
Мартынова Дарья Евгеньевна
Выпускник
Российский Университет Транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: daria-martt@yandex.ru
Цуцков Артем Алексеевич
студент 4 курса,
Российский Университет Транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: taoskilla@mail.ru
Научный руководитель – Куренков Петр Владимирови
д.э.н., профессор, зам. директора
Российский Университет Транспорта (МИИТ),
г. Москва, Россия
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
Transport cooperation between Russia and China
Nikitina Anzhelika Nikolaevna
4th year student,
Russian University of Transport (MIIT),
Moscow, Russia
Martynova Daria Evgenievna
Graduate
Russian University of Transport (MIIT),
Moscow, Russia
Tsutskov Artem Alekseevich
4th year student,
Russian University of Transport (MIIT),
Moscow, Russia
Scientific Supervisor – Kurenkov Petr Vladimirovich
doctor of Economics, Professor, Deputy Director
Russian University of Transport (MIIT),
Moscow, Russia
В статье описаны экономические отношения между Россией и КНР, раскрыто транспортно-логистическое взаимодействие при товарообмене, исследованы особенности внешнеторговых перевозок различными видами транспорта в сообщении между этими странами.
Ключевые слова: груз, сборный груз, импорт, экспорт.
The article describes the economic relations between Russia and the PRC, discloses transport and logistics interaction during the exchange of goods, explores the features of foreign trade in various types of transport in the communication between these countries.
Key words: cargo, consolidated cargo, import, export.
Доставка грузов на российско-китайском направлении с учетом масштабной протяженности общей сухопутной границы, наличия нескольких десятков пограничных пунктов пропуска и железнодорожной инфраструктуры «Китай – Россия – Европа», сети прямых международных авиарейсов, соединяющих крупнейшие региональные центры двух стран, разветвленной грузовой портовой инфраструктуры активно осуществляется авиационным, морским, железнодорожным, автомобильным транспортом, а также смешанными видами перевозки, эффективность которых можно повысить, использую концепции и стратегии, опубликованные в работах [4-12].
Морской транспорт. Основными морскими портами КНР – пунктами назначения международных морских логистических путей, в том числе из России, являются (в порядке убывания пропускной способности портов, отмечены основные порты - участники российско-китайских логистических схем) порты Нинбо-Чжоушань, Шанхай, Тяньцзинь, Гуанчжоу-Шэньчжэнь, Циндао, Далянь, Циньхуандао, Инкоу, Жичжао, Яньтай, Ляньюньган, Чжаньцзян. При перевозке импортных китайских грузов в Россию морским транспортом активно используется Санкт-Петербургский морской порт (наиболее популярный для компаний из Северо-Западной и Центральной Европейской части России), порт г. Новороссийска (популярный среди предпринимателей из южных регионов России), грузовой порт г. Владивостока (в основном – для импорта в Россию китайских товаров), порт Находка (популярный «экспортный» порт для российских товаров, направляемых в Китай). Также активно используются порты украинского города Одесса, порты Юга России, а также финский грузовой порт «Котка» близ границы с Россией [1]. .
Рентабельность таких грузоперевозок зависит от объёма партии товара и его характеристик, прежде всего габаритов – оба показателя должны быть достаточно большими. Перевозка груза, который не подлежит длительному хранению, таким способом невозможна. Китай – морская держава, причём наиболее густонаселённые территории как раз и сосредоточены вблизи морского побережья. Неудивительно, что в этой стране имеется свыше 2000 портов, из которых порядка трёхсот обладают статусом международных. Для российских предпринимателей морские перевозки из Китая обладают следующими преимуществами: универсальностью – морем можно перевозить практически любые грузы: сыпучие, жидкие, твёрдые, находящиеся в газообразном состоянии; надёжностью – на транспортировку морем практически не влияют факторы загруженности трассы, характерные для автомобильных/железнодорожных перевозок; невысокой стоимостью, что объясняется низким расходом энергоресурсов грузового морского транспорта; безопасностью – аварийность при морских перевозках на порядок ниже, повреждения товара при правильном укреплении контейнеров практически исключены. Перевозка морским транспортам особо выгодна при транспортировке негабаритных грузов – в этом случае экономия достигается за счёт отсутствия расходов на получение разрешительной документации и поиск спецтехники для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Это связано с тем, что порты оборудованы самой современной крановой техникой, а для транспортировки крупных и массивных грузов могут использоваться специально оборудованные суда. Для перевозки грузов судами используются контейнеровозы, спроектированные для оптимального размещения стандартных контейнеров (20- и 40-футовых). Контейнерные перевозки характеризуются высокой скоростью погрузки/разгрузки и обеспечивают отличную сохранность груза. Как правило, при перевалке грузов товар из контейнера не изымается, перегрузке подлежит только сам контейнер. Доставка морем из Китая производится либо сборными грузами, либо цельным контейнером. С точки зрения скорости последний вариант является более предпочтительным, но требует достаточно плотного заполнения контейнера. Стоимость генеральных перевозок также минимальна, при этом время на таможенную очистку в российских портах существенно уменьшается.
Авиационный транспорт. Авиаперевозки из Китая в Россию, несмотря на очевидную дороговизну этого способа в перерасчёте на единицу веса перевозимого груза, становятся всё более популярными по данному направлению, хотя во многие другие страны это один из самых безальтернативных способов грузоперевозок. Главное достоинство доставки воздухом – оперативность, особенно в случае, когда получатель географически расположен достаточно далеко. Даже на другой конец земного шара чистое время транспортировки не превышает суток. Задача усложняется необходимостью оформления сопроводительных документов и прохождением таможенной очистки. В настоящее время в КНР насчитывается около двухсот аэропортов, имеющих статус международных, из которых можно выделить следующие: Пекинский столичный аэропорт, один из крупнейших в мире по загрузке; Пудун (Шанхай); Байюнь (Гуанчжоу); Чхеклапкок (Гонконг); Баоань (Шэньчжэнь); Биньхай (Тяньцзинь); Гонггар (Лхаса); Лукоу (Нанцьзин); Лютин (Циндао); Цзянбэй (Чунцин); Чжоушуйцзы (Далянь).
Чтобы доставить среднегабаритный груз в центральные регионы России (например, Москву) самолётом, потребуется 4-6 суток, в зависимости от времени, потраченного на таможенное оформление. На такие большие расстояния стоимость авиаперевозок оказывается ненамного большей, чем при использовании альтернативных способов.
Примерная последовательность организации доставки грузов самолётом из Китая выглядит следующим образом: со складских площадей компании-отправителя груз направляется либо на консолидационный склад, либо непосредственно в ближайший аэропорт; этап хранения груза на складе при отправке сборных грузов может отсутствовать, если осуществляются генеральные перевозки; обработка товара перед прохождением таможенных процедур (взвешивание, маркировка, паллетирование, заключительное складирование); оформление сопроводительной документации (манифест груза, авианакладные, другие документы); таможенная очистка товара в китайском аэропорту; консолидация груза, погрузка в самолёт, доставка в российский аэропорт.
Автомобильный транспорт. Главная особенность автоперевозок по России – плохое состояние дорог, особенно в регионах, удалённых от центра. Обычно этот вид доставки комбинируют с другими. Поскольку в Китае с качеством дорожного полотна проблем практически нет, распространённой является схема, при которой от места дислокации поставщика до российской границы товар доставляется автотранспортом, а после оформления таможенных процедур перегружается в вагоны и дальше следует по Транссибирской магистрали. Если по российской территории груз необходимо перевезти на небольшое расстояние, в этом случае использование автомобильного транспорта на протяжении всего маршрута будет самым целесообразным.
Несмотря на вышеописанные ограничения, доля автомобильных перевозок из Китая в общем объёме грузопотока составляет 15-20 %. Если пункт назначения расположен на расстоянии, превышающем 600-1000 километров, по российской территории груз предпочитают перевозить железной дорогой.
Несмотря на такой расклад, доставка товаров и материалов из Китая грузовым транспортом обладает рядом достоинств: это один из самых экономных способов грузоперевозок – при оптовых закупках товара важнейшим показателем является рентабельность перевозок, зависящая от соотношения времени к стоимости, и автоперевозки здесь вне конкуренции; благодаря наличию у компаний-перевозчиков большого ассортимента специализированных ТС, автотранспортные перевозки можно назвать универсальными, пригодными для транспортировки практически любых категорий товаров; в случае выбора доставки сборных грузов расходы на транспортировку оказываются более низкими, поскольку делятся между всеми получателями товара пропорционально объёмам перевозимого груза; при закупках скоропортящихся продуктов использование рефрижераторов позволяет доставлять товары на порядок быстрее, чем железнодорожным транспортом, без потери потребительских качеств; доставка грузов из Китая автотранспортом по оперативности уступает только авиаперевозкам, отличаясь доступной стоимостью.
Железнодорожный транспорт. Сами по себе железнодорожные перевозки – достаточно дешёвый и удобный способ доставки грузов. Если говорить о доставке товаров из Китая в Россию, то он является востребованным для китайских поставщиков, географически расположенных в северной, восточной и северо-восточной частях страны. Именно здесь проходит Харбинская ж.д., которая позволяет доставить груз практически в любой российский город. Железнодорожная доставка из Китая осуществляется: в вагонах (в том числе крытых), на платформах и полувагонах; контейнерами – стандартных или уменьшенных размеров.
В последнее время всё большую популярность приобретают контейнерные перевозки, позволяющие снизить время и трудозатраты во время погрузки/разгрузки, обеспечивают оптимальное использование площадей железнодорожного состава и необходимую безопасность перевозок груза. Транспортировка железнодорожным транспортом – оптимальный метод доставки как стандартных, так и негабаритных, тяжеловесных грузов, включая насыпные/наливные материалы и продукты, длинномерное промышленное оборудование. Доставка поездом сборных грузов востребована при перевозке контейнерами. В этом случае небольшие партии товара консолидируются на железнодорожных складах, ожидая своей отправки. Такой способ доставки более длителен, поскольку во время таможенного оформления приходится рассматривать множество деклараций в рамках таможенной очистки одного контейнера. Груз из Китая железной дорогой редко поставляется без использования дополнительных способов транспортировки. Так, достаточно распространённым вариантом является доставка партий товара до российских портов морем, где перевозимая продукция перегружается на товарный состав для его доставки к месту назначения.
Из портов Китая контейнеры морем доставляются в Далянь или Инкоу, проходят в этих пунктах таможенное оформление на экспорт и по железной дороге отправляются до Забайкальска. Возможен вариант, когда контейнер по приходу в Инкоу или в Далянь, не проходит в данных портах таможенного оформления на экспорт, а отправляется по железной дороге в Шеньян или в Харбин соответственно, проходит там таможенное оформление на экспорт и далее отправляется по железной дороге до станции Забайкальск. Это вызвано тем, что стоимость таможенного оформления на экспорт в Шеньяне или Харбине ниже, чем в Инкоу и Даляне соответственно. В среднем срок доставки до станции Забайкальск с Инкоу и Даляня составляет 10 – 12 суток. Если таможенное оформление будет проходит в Шеньяне или Харбине, то транзитное время будет ещё больше. С железнодорожной станции Забайкальска регулярно отправляются контейнерные поезда только на железнодорожную станцию Кунцево-2, Москва. Основным недостатком ж.-д. перевозок является их недоступность для тех регионов, где отсутствует железнодорожное сообщение. К минусам можно отнести и дополнительные траты времени при пограничной перегрузке. Возможны также расходы, связанные с простоями вагонов в пути, с их чисткой и т. д. Этот способ доставки грузов выбирают те заказчики, которые географически расположены на большом расстоянии от морского побережья (например, потребителям из Центральных районной страны), если требуется доставка негабаритных товаров, при отсутствии автомобильных путей сообщения [2].
Протяженная совместная граница и длительная история экономических, политических и культурных связей между Россией и Китаем способствуют развитию взаимодействий в области транспорта. Для России интересен китайский опыт развития транспортной инфраструктуры периферийных северо-восточных регионов, а также создания условий реализации транспортных коридоров в направлении Азия – Европа по территории страны. В настоящее время по многим позициям в области транспорта Китай активно защищает свои интересы, твердо выражает и отстаивает приоритеты при реализации транспортных проектов, жестко формулирует условия сотрудничества и вложения инвестиций, крайне редко выражая заинтересованность в проектах, не сопровождающихся доступом к сырьевым ресурсам России [3, с. 395].
Библиографический список:
1. Россия и Китай// Основные логистические маршруты между Китаем и Россией. URL: http://www.ruchina.org/china-article/china/381.html (дата обращения 28.03.19)
2. Econom-Trans// Особенности перевозок грузов из Китая в Россию. URL: https://econom-trans.ru/strana/gruzoperevozki-iz-kitaya-v-rossiyu.html (дата обращения 28.03.19)
3. Кулешов В.В., Крюков В.А., Барадаль А.Б. Восток России: проблемы освоения-преодоления пространства.- Новосибирск: Издательство ИЭОПП СО РАН, 2017.- 484 с.
4. Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Взаимодействие на транспортных стыках при внешнеторговых перевозках // Железнодорожный транспорт.- 2002.- № 2.- С.48-52.
5. Куренков П.В., Котляренко А.Ф. Взаимодействие грузовладельца с причастными подразделениями при экспортно-импортных железнодорожных перевозках через морские порты // Бюллетень транспортной информации.- 1997.- № 6.- С.34-38.
6. Куренков П.В. Логистический подход к управлению грузопотоками // Железнодорожный транспорт.- 1997.- № 3.- С.13-15.
7. Котляренко А.Ф., Тучков Э.В., Куренков П.В. Повышение эффективности внешнеторговых перевозок через порты Юга России // Железнодорожный транспорт.- 2003.- № 2.- С.30-35.
8. Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. К типологии логистических центров // Логистика.- 2003.- № 3.- С.15, 16, 19.
9. Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Концептуальные основы логистического управления внешнеторговыми перевозками // Бюллетень транспортной информации.- 2004.- № 3.- С.11-16 (начало); № 4.- С.31-38 (окончание).
10. Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Концепция логистического управления внешнеторговыми перевозками // Информационные технологии на железнодорожном транспорте: Материалы девятой международной научно-технической конференции "ИНФОТРАНС-2004".- СПб., 2004.- С.168-181.
11. Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Логистическая концепция управления внешнеторговыми перевозками // Железнодорожный транспорт.- 2004.- № 9.- С.35-41.
12. Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Стратегия логистического управления внешнеторговыми перевозками // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2004.- № 3.- С.26-35.
Материал размещен кафедрой «Логистика и
маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической конференции «Логистика –
Евразийский мост» ЛЕМ - 2019