Низамова Ольга Владимировна
магистрант 1 курса,
Белорусский государственный экономический университет,
г. Минск, Беларусь
E-mail: nizamova.olga@mail.ru
Научный руководитель – Горбач Надежда Федоровна
к.э.н., доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета,
анализа и аудита в АПК и транспорте
Белорусский государственный экономический университет,
г. Минск, Беларусь
E-mail: horbach.nadzeya@mail.ru
Features of the formation of tariffs for trucking by road in the Republic of Belarus
Nizamova Olga Vladimirovna
1st grade master-student,
Belarus State Economic University,
Minsk, Belarus
Scientific supervisor – Horbach Nadezhda Fedorovna
Candidate of economic sciences, associate professor,
associate Professor of the Department of accounting, analysis and audit
in agro-industrial complex and transport enterprises
Minsk, Belarus
В статье раскрыта методика формирования транспортных тарифов на международные грузоперевозки автомобильным транспортом с указанием основных факторов, влияющих на них.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, международные грузоперевозки, транспортные тарифы, Республика Беларусь.
The article reveals the methodology for the formation of transport tariffs for international cargo transportation by road with an indication of the main factors affecting them.
Key words: road transport, international shipping, transport fares, Republic of Belarus.
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов, которые включают в себя платы, взыскиваемые за перевозку грузов и сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.
На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:
♦ сдельные тарифы на перевозку грузов;
♦ тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;
♦ тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
♦ тарифы из покилометрового расчета;
♦ тарифы за перегон подвижного состава;
♦ договорные тарифы.
На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:
♦ расстояние перевозки;
♦ масса (вес) груза (груз может быть тяжеловесным или легковесным);
♦ категория груза в зависимости от размеров, характеризующая возможность использования грузоподъемности автомобиля (негабаритный, габаритный, штучный и т.д.),
♦ грузоподъемность автомобиля;
♦ общий пробег;
♦ время использования автомобиля;
♦ тип автомобиля;
♦ тип используемого топлива;
♦ особорежимность (некоторые грузы не могут транспортироваться в обычных условиях, тогда водителю приходится учитывать погодные условия, высоту мостов, встречаемых во время пути и так далее);
♦ район, в котором осуществляется перевозка;
♦ необходимость дополнительных складских услуг (возникает в том случае, когда груз будет храниться в определенном месте во время остановок);
♦ необходимость страхования транспортируемого груза (рассчитывается отдельно, однако входит в общую стоимость грузоперевозки);
♦ другие факторы.
Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.
Во всех случаях на размер платы за использование автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка.
Исследование транспортных тарифов на грузоперевозки автомобильным транспортом проводилось на фактических материалах ООО «Автоинвест», осуществляющего грузоперевозки в международном сообщении следующих видов грузов: комплектных; сборных; проектных; опасных; тяжеловесных; негабаритных; грузов высокой стоимости без конвоя.
Перевозка комплектных грузов производится стандартными полуприцепами объёмом 90 — 100 м3, погрузочной высотой от 2,6 до 3 м.
Сборные грузы перевозятся небольшими партиями в минимальные сроки.
Перевозка проектных грузов осуществляется по «блочному» принципу: загрузка по спланированному графику нескольких партий одного сложного груза и совместное прибытие всех автопоездов в таможню назначения с декларированием груза одной линией.
ООО «Автоинвест» также перевозит опасные грузы 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 классов опасности (ADR).
Перевозка тяжеловесных грузов, вес которых превышает допустимые параметры, установленные для проезда по автомобильным дорогам, происходит только с получения дополнительных специальных разрешений на проезд.
Негабаритные грузы превышают следующие стандартные параметры: длина 16,5 м, ширина 2,55 м, высота 4 м.
Перевозка грузов, таможенные платежи которых превышают 60 тысяч евро, без таможенного сопровождения по территории стран Таможенного союза. ООО «Автоинвест» имеет статус таможенного перевозчика, что позволяет не только исключить затраты на конвой, но и сократить сроки доставки груза.
Малотоннажные грузоперевозки — это перевозки грузов небольших объёмов от 10 до 14 м3 автомобилями Mercedes Sprinter и Volkswagen Сrafter (цельнометаллические фургоны, задняя и боковая загрузка). Длина/ширина/высота в метрах: 4,2/1,55/1,85 (Mercedes), 4,25/1,55/1,9 (Volkswagen).
Следует подчеркнуть, что в Республике Беларусь для международных грузоперевозок используются договорные тарифы. Данный факт находит отражение в статистической отчетности.
Ежемесячно, начиная с отчета по состоянию на 25 января 2015 г. юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, видом экономической деятельности которых является деятельность грузового автомобильного транспорта, заполняют форму государственной статистической отчетности 12-цены (автогруз) «Отчет о тарифах на перевозку грузов автомобильным транспортом» [1].
Тарифы указываются на международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые между пунктами, расположенными на территории разных государств.
Если тарифы установлены в иностранной валюте, их пересчет в белорусские рубли производится по официальному курсу валют, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату совершения перевозки.
Отметим, что в указанной форме статистической отчетности предусмотрены только два вида транспортных тарифов — сдельный и повременный тарифы.
В том случае, когда изучается тариф на перевозку 1 тонны груза, необходимо указать объем перевозки (в тоннах) груза, тип (марку) грузового транспортного средства, используемого для перевозки груза и среднее расстояние перевозки груза.
Таким образом, можно сделать вывод, что сдельный тариф на международные перевозки грузов автомобильным транспортом белорусскими транспортными организациями формируются договорным путем с заказчиками, основываясь на массе определенного вида груза, типе (марке) грузового транспортного средства, используемого для перевозки, и среднем расстоянии перевозки груза.
Библиографический список:
1. Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-цены (автогруз) «Отчет о тарифах на перевозку грузов автомобильным транспортом» и указаний по ее заполнению: постановление Нац. стат. комитета Респ. Беларусь, 07 июл. 2014 г., № 91: в ред. постановления Нац. стат. комитета Респ. Беларусь Закона Респ. Беларусь от 29.09.2017 г., № 16 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019. — Дата доступа: 29.03.2019.
Материал размещен кафедрой «Логистика и
маркетинг в АПК» Красноярского ГАУ
Источник: материалы XIV Международной научно-практической
конференции «Логистика – Евразийский мост» ЛЕМ - 2019